На севере Ливана продолжаются столкновения между солдатами ливанской армии и боевиками террористической группировки «Фатах аль-Ислам», связанной с международной террористической сетью «Аль-Каида». В результате столкновений, которые начались 20 мая, погибло более 100 человек. Международные эксперты сравнивают последние события в Ливане с началом гражданской войны, которая завершилась в этой стране в 1990 году. Многие ливанцы стали покидать страну, объясняя это тем, что в Ливане опасно жить. Действительно, так уж плохо обстоят дела в Ливане? Нет ли опасности превращения Ливана в Ирак? Каким видится в Ливане разрешение последнего конфликта? Существует ли связь между событиями в Ливане и арабопалестинским конфликтом? При каких условиях раз и навсегда будет разрешен этот конфликт? Об этом — «Дню» в интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Ливана Юссефа САДАКА.
— То, что происходит сейчас, это единичные случаи и недоразумение между разными сторонами в Ливане. Существующие сейчас объективные и субъективные обстоятельства не позволяют ввергнуть страну в гражданскую войну.
Правительство и армия не первый раз сталкиваются с такими проблемами на территории Ливана. Подобный случай в прошлом произошел на юге Ливана, когда одна из небольших террористических организаций напала на ливанскую армию. Тогда ливанские вооруженные силы с помощью других палестинских организаций урегулировали этот кризис. Следует отметить, что все остальные законные палестинские организации, в том числе председатель Организации освобождения Палестины, не признают группировку«Фатх аль-Ислам».
Ливанское правительство и армия имеют достаточно ресурсов, чтобы справиться с этой организацией. Думаю, потребуется еще одна неделя, чтобы окончательно покончить с этим явлением. Это может быть достигнуто путем переговоров или капитуляцией со стороны «Фатх аль- Ислам»
— То есть вы не видите угрозы превращения Ливана в Ирак, где не прекращаются межэтнические столкновения?
— Дело в том, что обстоятельства, время и, самое главное, расположение нашей страны не позволяют превратить Ливан в Ирак. Думаю, что после того как ливанская армия покончит с этой организацией, все остальные, подобные «Фатх аль-Ислам» организации, будут бояться впредь действовать подобным образом. Хочу подчеркнуть, что эта операция длится долгий период времени в связи с тем, что действия проходят внутри лагеря, где в непосредственной близости с боевиками находятся гражданские лица. Иначе операция по подавлению боевиков закончилась бы в течение недели. Примерно 90 процентов палестинцев, жителей этого лагеря, покинули его.
— Господин посол, как Ливан оценивает роль соседних государств в разрешении последнего конфликта в вашей стране?
— Есть некоторые страны в регионе, которые помогают положительно. Но есть такие, которые вообще не хотят помогать и влияют отрицательно. Вскоре со стороны Франции, Саудовской Аравии должна появиться хорошая инициатива. Думаю, это будет способствовать стабилизации ситуации в Ливане.
К сожалению, Ливан всегда находится между двух огней и расплачивается за свое геополитическое расположение. Наша страна платит очень большую цену потому, что не решается арабопалестинский конфликт. Будучи среди арабских стран самой маленькой страной, Ливан приютил на своей территории более 350 тис. палестинских беженцев. А это, безусловно, влияет на ситуацию в стране. И дестабилизация в стране будет продолжаться до тех пор, пока не будет реализована инициатива арабских стран по разрешению арабопалестинского конфликта. То, что сейчас этот вопрос не решается быстро и положительно, дает возможность таким радикальным группировкам дестабилизировать ситуацию в регионе. Мы просим Государство Израиль принять арабскую инициативу по ближневосточному урегулированию мира. Это единственный путь для решения кризиса в этом регионе.
— А что это за инициатива?
— Еще на саммите в Бейруте в 2002 году была принята арабская инициатива об обеспечении мира в этом регионе. Она очень простая и состоит в признании Израиля как государства. Со своей стороны Израиль должен освободить Голанские высоты. Кроме того, палестинцам должны достаться Сектор Газа, земли в Западной части реки Иордань, Восточный Иерусалим и фермы Шебаа. Если мы пойдем этим путем, тогда сможем решить проблему, которая не решается около 50 лет. Следует также учесть то, что меняется менталитет арабских государств, объявивших ранее бойкот Израилю. Сейчас страны арабского мира стали по-другому относиться к Израилю. Поскольку сейчас в Израиле ожидается распад правительственной коалиции, то эта инициатива придерживается. Я думаю, после того как ситуация в Израиле уладится, все будет нормально.
— Кстати, появились сообщения, что израильский премьер-министр Эхуд Ольмерт готов отдать Сирии Голанские высоты в обмен на невмешательство Дамаска. Считаете ли вы это шагом навстречу арабским инициативам?
— Мы желаем, чтобы между Израилем и Сирией начались переговоры насчет мирного соглашения. Но мы хотим, чтобы переговоры охватывали все заинтересованные в ближневосточном урегулировании страны, включая палестинцев. Для создания палестинского государства необходим прямой диалог между Израилем и Палестиной.
— Кто должен быть гарантом всех этих переговоров?
— Думаю, такая великая страна, как США, является гарантом для многих стран, включая палестинцев и израильтян. Как только США дадут гарантию, тогда все будет нормально. Но главное, чтобы к переговорам был подключен Израиль. Однако при отсутствии стабильного правительства и гражданского единства в Израиле сложно будет вести переговоры. Обнародованная резолюция комиссии Винограда по отношению прошлогодней войны в Ливане очень ослабила правительство Израиля. Со своей стороны, для достижения нормального урегулирования арабы готовы подписать мирное соглашение. Но, с другой стороны, в Израиле должно быть сильное правительство. А чтобы этот вопрос решить раз и навсегда, нужно, чтобы США выполнили взятое на себя обязательство в период президентства Клинтона и обеспечили мир между палестинцами и израильтянами. Инициатива по решению этого кризиса должна быть на первом месте в повестке дня американского правительства. Но я не думаю, что сейчас для США главным приоритетом является разрешение кризиса на Ближнем Востоке. Поскольку в США намечаются президентские выборы, американцы будут заняты другими вопросами.
— Какую роль может сыграть Сирия в разрешении этого кризиса, учитывая то, что на посту главы этого государства будет оставаться Асад, которого недавно переизбрали на очередной семилетний срок?
— Что касается Ливана и Сирии, отношения между нашими странами остаются нездоровыми. А мы хотим, чтобы они были положительными, и хотим начать отношения с чистого листа и забыть, что былыо раньше. Для начала диалог между нашими странами должен начаться на уровне дипломатов, затем должно последовать установление дипломатических отношений. Нам бы хотелось, чтобы наши страны как соседи имели хорошие отношения на всех уровнях.