Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

За что?

Антиамериканизм в Европе
30 августа, 2004 - 20:03
КОРНИ НЕПРИЯТИЯ. НЕГУМАННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВОЕННОПЛЕННЫМ АМЕРИКАНСКОЙ ТЮРЬМЫ В ЗАЛИВЕ ГУАНТАНАМО И «АБУ-ГРЕЙБ» СТАЛО ОДНОЙ ИЗ ПРИЧИН МАСШТАБНОЙ КРИТИКИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ США / ФОТО РЕЙТЕР

Иностранные альянсы США стали предметом разногласий во время президентской избирательной кампании этого года. Сенатор Джон Керри, кандидат от демократов, обвинил президента Джорджа Буша в пренебрежении и оскорблении американских союзников, особенно европейских. Администрация Керри, по его заявлениям, восстановит уважение к США в мире.

Антиамериканизм в Европе — не новость, но представления об Америке в прошлом были более положительными. Во времена холодной войны США не только вели дальновидную политику, как, например, План Маршалла, но и олицетворяли свободу и демократию.

Восхищение американскими ценностями, конечно же, не означает, что другие страны всеми способами хотят подражать американцам. В то время как большое количество европейцев восхищается преданностью Америки свободе, у себя они предпочитают политику, которая олицетворяет либеральные экономические принципы индивидуализма с сильным государством всеобщего благоденствия. Несмотря на всю риторику о «старой» и «новой» Европе, после окончания холодной войны опрос общественного мнения показал, что две трети чехов, поляков, венгров, и болгар восприняли США как хорошее влияние на свои страны, но лишь менее четверти из них хотели бы перенять американскую экономическую модель.

Популярная культура часто может быть важным источником «мягкой» власти. Простые вещи, такие, как синие джинсы, кола или голливудские кинофильмы, помогли достичь благоприятных результатов по крайней мере в двух из самых важных американских задач после 1945 года. Одной из них было демократическое переустройство Европы после Второй мировой войны, а другой была победа в холодной войне. План Маршалла и НАТО были наиболее значимыми механизмами экономической и военной силы, но популярная культура усилила их эффект. Доллары, инвестированные по плану Маршалла, помогли США достичь своих целей в восстановлении Европы, но это же сделали и идеи, принесенные американской популярной культурой.

Сегодня примерно две трети людей, участвовавших в опросе общественного мнения в десяти европейских странах, говорят, что они восхищаются Америкой за ее популярную культуру и прогресс в науке и технике, но только одна треть думает, что распространение американских традиций в их стране — хорошая идея. США не должны заставлять другие страны быть похожими на маленьких американцев, но они действительно должны действовать в соответствии со своими основными ценностями, чтобы более эффективно использовать свою мягкую власть.

Это как раз та причина, по которой уроки, извлеченные из тюрем в «Абу- Грейбе» и заливе Гуантанамо, так дорого стоили. И потому же свободная пресса, освещающая эти проблемы, слушания по ним Конгресса и недавнее решение Верховного Суда, которое дает задержанным правовое убежище, также являются крайне важными. Америка не совершенна, но пока она остается верна своим главным ценностям, она может исправить свои ошибки и восстановить свою мягкую власть в демократических странах.

Например, Америка была страшно непопулярна во время Вьетнамской войны, но тем не менее за десять лет ей удалось вернуть свою мягкую власть; интересно узнать, почему. Часть ответа на этот вопрос может заключаться в том, что, когда студенты шли по улицам с протестами, они не пели «Интернационал», а пели «We Shall Overcome» («Мы сможем это преодолеть»). Демократические ценности Америки будут ключом к успеху в восстановлении ее мягкой власти.

Некоторые скептики утверждают, что акцент на ценностях — это неправильная интерпретация изменений в мировой политике и что настоящая проблема между Европой и США является структурной. С падением Советского Союза, согласно этому доводу, биполярное равновесие сил исчезло, и Америка стала единственной супердержавой в мире, тем самым порождая негодование и зависть, а следовательно, и трудные времена в американо-европейских отношениях.

Если возмущение европейцев неизбежно, как говорят некоторые американские лидеры, то правильной реакцией было бы не обращать на него никакого внимания. Популярность недолговечна, и национальная политика никогда не должна на нее ориентироваться. США, по мнению этих лидеров, могут действовать и без всемирных аплодисментов. Америка не нуждается в постоянных союзниках и организациях, говорят они, коалиции с теми, у кого совпадают мнения, будет достаточно. Как выразился министр обороны Дональд Рамсфелд: «Вопросы должны определять коалицию, а не коалиция определять вопросы».

Но так легко отвергать снижение популярности Америки — это ошибка. В прошлом восстановление авторитета Америки после непопулярной политики, как, например, Вьетнамской войны, проходило на фоне холодной войны, в которой союзнические страны объединялись против Советского Союза как большего зла. Кроме того, пока статус Америки как единственной супердержавы в мире — структурный факт, мудрая политика помогла бы смягчить острые грани этой действительности.

После Второй мировой войны Америка была способна использовать ресурсы мягкой власти и кооптировать другие страны в ряды своих союзников и организаций, которые продержались шестьдесят лет. Когда мы вспоминаем холодную войну, важно помнить, что американская стратегия сдерживания объединила средство устрашения своей твердой военной силой с привлекательностью своей мягкой культурной силы, которая разрушила доверие и веру в коммунизм за «железным занавесом».

Акцент администрации Буша на распространении демократии на Ближнем Востоке намекает на то, что она понимает важность ценностей во внешней политике. Тем не менее, администрация отказывается сдерживать себя установленными ограничениями. Она защищает мягкую власть, но сосредоточивается только на целях, а не на средствах их достижения.

Единственный способ достичь того типа преобразований на Ближнем Востоке, которого хочет администрация Буша, — это совместная работа с другими странами и старание избегать отрицательной реакции, возникающей, когда Америка действует как односторонняя, высшая сила. Демократия не может быть распространена за определенное время с помощью одной только силы. Требуется время на то, чтобы корни дали ростки, как это демонстрируют успешные результаты в Юго-Восточной Азии.

Нетерпеливость администрации Буша в отношении организаций и союзников, таким образом, усложняет ее собственные задачи. Вся ирония заключается в том, что именно США были теми, кто построил некоторые из самых долгосрочных союзов и организаций, которые только видел современный мир, и они являлись опорой американской силы в течение более чем половины столетия.

Джозеф С. НАЙ — бывший замминистра обороны США, преподаватель Гарвардского университета, автор работы «Мягкая власть: способы успеха в мировой политике».

Джозеф С. НАЙ. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ