Длительный экономический прогресс достигается главным образом благодаря изобретению и распространению усовершенствованных технологий. Научная революция стала возможна благодаря печатному станку, промышленная революция — паровому двигателю. Нынешняя эра глобализации возникла параллельно с распространением компьютеров и интернета. Значит, когда мы ищем решения некоторых из самых сложных проблем в мире, они хотя бы отчасти могут быть найдены во внедрении новых технологий, которые могут разрешить старые и кажущиеся непреодолимыми проблемы.
Возьмем нищету в Африке. Ей уже были даны все мыслимые объяснения, как правило, указывающие на то, что именно африканцы делают не так. Но всего одного посещения африканских деревень достаточно, чтобы прийти к осознанию того, что проблемы эти больше связаны с борьбой за существование в тяжелых физических условиях, нежели с какими-то особыми проблемами, уникальными для африканских народов.
Африканские фермеры получают примерно треть или меньше урожая с гектара пахотной земли по сравнению со своими коллегами в мире, что приводит к массовому голоду, усугубляемому тяжелым бременем болезней. Уникальную в своем роде угрозу несет малярия, главным образом из-за африканской разновидности москитов, которые являются особенно активными переносчиками болезни. Другие паразитарные тропические заболевания также чрезвычайно обременительны для Африки. Добавьте сюда реальные трудности из-за разбитых дорог и нехватки легковых и грузовых машин — и экономическая изоляция обеспечена. Проблемы с выживанием, таким образом, просто огромные.
Между тем практические решения у нас под рукой, потому что простые и малозатратные технологии могут решать конкретные проблемы. Низкую урожайность ферм можно повысить усовершенствованными сортами семян, специально адаптированными к африканским условиям, с одновременным использованием технологий по восстановлению почвы и водопользованию.
Малярию можно сдерживать путем использования недавно изобретенных москитных сеток длительного пользования и нового поколения эффективных лекарственных препаратов. Можно избавиться и от других тропических болезней, а прикладные технологии по снабжению чистой питьевой водой могут резко сократить число заболеваний. Мобильные телефоны, местный беспроводной интернет и прокладка дополнительных дорог с твердым покрытием могли бы существенно помочь прорвать блокаду экономической изоляции африканских деревень.
Страны-доноры непрестанно уговаривают африканцев изменить свою политику в сфере торговли, реформировать правительственные институты, методы госуправления и т.д. и т.п. Некоторые из таких изменений действительно важны, однако роль богатых стран приобрела однобокий характер, когда в поле зрения попадает все, кроме финансирования и внедрения прикладных технологий для разрешения реальных проблем.
Проблемы развития в Африке — всего лишь один из примеров того, как трудные проблемы общества могут решаться разработкой и распространением усовершенствованных технологий. Это будет справедливо и по отношению к тому, как весь мир справляется с вызванными человеческой деятельностью климатическими изменениями — еще одной из кажущихся неразрешимыми глобальных проблем.
Уже сейчас богатые страны изменяют мировой климат, ежегодно выбрасывая в атмосферу миллиарды тонн углекислого газа, который образовывается в результате использования угля, нефти и природного газа. В грядущие годы Китай и Индия также внесут весомый вклад в увеличение выбросов углекислоты в атмосферу. Тем не менее, ни одна страна, будь она богатой или бедной, не желает сокращать потребление энергоносителей, беспокоясь, что это означало бы поставить под угрозу рабочие места, доходы и экономический рост.
Ключевую роль в решении данной проблемы сыграют новые технологии. Уже существующие «гибридные» автомобили, потребляющие вместе бензин и энергию аккумуляторов, могут почти вдвое повысить эффективность топлива, сократив при этом выбросы углекислого газа наполовину. Среди других достижений разработанные инженерами способы улавливания углекислоты, которая выделяется при сжигании угля на электростанциях, и безопасного ее хранения под землей. Эта новая технология, получившая название «улавливание и изоляция углерода», может на 80% сократить выбросы углекислого газа при выработке электричества. По предварительным оценкам, расходы на нее относительно небольшие.
Или же возьмем истощение океанских мест рыбного промысла вследствие чрезмерного вылова рыбы. Мировой спрос на потребление рыбы растет, вместе с ним расширяется и мировой рыбный промысел, приводя некоторые виды на грань исчезновения. Более совершенная аквакультура, когда рыба выращивается в искусственных прудах и резервуарах, все еще далека от того, чтобы назвать ее идеальной технологией, хотя при этом она чрезвычайно перспективна.
В ходе недавнего визита в Африку один из высокопоставленных ученых в области сельского хозяйства заявил, что в современном мире ученый стал ближе, чем когда бы то ни было, к фермеру, но дальше, чем когда бы то ни было, от политика. Политики не понимают науку и при решении важных вопросов редко обращаются за советами к ученым и инженерам. Все рассматривается сквозь призму политики и голосов избирателей, а не в качестве проблем технического характера, требующих технологических же решений, вследствие чего нищета в Африке и связана чаще с коррупцией, а не с экологическими проблемами.
Легко отмести в сторону суждение о том, что технологии могут спасти положение. В конце концов, для технологических достижений также требуется грамотное руководство, рыночные силы, эффективные университеты и так далее. Политика все равно продолжит играть свою роль.
Тем не менее пришло время осознать, что правящие силы плохо подготовлены к пониманию сложных технологических проблем и возможностей, стоящих перед мировым сообществом, и что необходимы новые пути, чтобы обеспечить должное внимание к науке и технологиям, необходимое для решения широкого спектра все более и более насущных глобальных проблем. Настало такое время, когда каждая крупная международная организация и правительство каждой страны должно принять на себя ответственность за научно-технические достижения, которые им понадобятся в двадцать первом веке.
Джеффри САКС — профессор экономики и директор института Земли при Колумбийском университете.