Воскресные выборы в законодательный орган Венесуэлы завершились полной победой оппозиционных сил. По данным национального избирательного совета, 99 из 167 мандатов займут представители коалиции оппозиционных партий «Блок демократического единства», информирует агентство dpa. Еще до обнародования официальных результатов выборов председатель блока Энрике Каприлес Радонски заявил: «Выборы состоялись так, как мы того ожидали». Право голоса во время воскресных выборов имели 19 млн избирателей. Президент-социалист Николас Маруду признал результат голосования и назвал его «неутешительным».
Итак, впервые за последние 17 лет большинство в парламенте — Национальной ассамблее — будут иметь не левые силы. Латиноамериканская страна переживает глубокий экономический кризис, главная причина которого — стремительное падение цен на нефть. Именно экспорт энергоносителей обеспечивает большую часть бюджетных поступлений Каракаса. Венесуэла обладает наибольшими в мире разведанными запасами нефти.
«День» обратился к эксперту-международнику Александре КОВАЛЕВОЙ с просьбой прокомментировать результаты выборов в латиноамериканской стране и спрогнозировать дальнейшее развитие событий.
— Следует учитывать ситуацию, сложившуюся в Венесуэле до выборов и до того, как начала падать цена на нефть, что очень ударило по венесуэльской экономике, которая фактически сориентирована на добычу нефти. И также те годы, которые предшествовали правлению Чавеса.
Когда 17 лет назад Чавес пришел к власти, в стране был очень сильный экономический кризис. Общество Венесуэлы было очень разделенным как по имущественному, так и расовому признаку. В обществе отсутствовали социальные лифты. У людей фактически не было возможности изменить свою жизнь. Тогда Чавес предоставил бедным людям возможности, в частности получать образование, жилье.
Но чего не было сделано и что привело к победе оппозиции сейчас? Это то, что в стране не состоялась индустриализация. И фактически осталось имущественное неравенство. Большинство людей стало жить лучше за счет субсидий, которые они получали с прибыли государства от продажи нефти. А когда цены на нефть начали резко падать, то население, получавшее субсидии и не имевшее работы, сразу почувствовало ухудшение.
Главный вопрос cейчас, что дальше будет происходить в стране. В настоящее время оппозиция победила и получила 99 мест в парламенте из 167, но до сих пор неизвестна судьба 12 мест. Поэтому все зависит от того, как они распределятся. Если оппозиция получит 12 мест, то сможет полностью изменить конституцию. Но тех мест, которые она получила сейчас, достаточно, чтобы блокировать или подрывать инициативы правительства.
Существует мнение, что может возникнуть конфликт между сторонниками правительства и сторонниками оппозиции. Оппозиция будет пытаться довести дело до импичмента и сбросить правительство. И это наиболее вероятный сценарий. По поводу конфликта здесь кроется проблема: мы не знаем, как поведет большинство, которое за годы Чавеса начало жить намного лучше, а теперь за два года опять вернулось к бедности. Мы не знаем, поддержит ли оно правительство, реально ли осмелится на конфронтацию.
Очень много зависит от позиции США, решат ли они добавлять правительство Николаса Мадуру, и продлится игра с ценами на нефть.
Победа оппозиции впервые за 17 лет — это колокольчик правительства идти в отставку. С другой стороны, по-другому быть не могло, потому что в период правления Чавеса все держалось на его харизматической личности. У Мадуру такой харизмы нет. Кроме того, Чавес имел очень высокий уровень образования. Он был военным, стратегом. В настоящий момент в правительстве не осталось людей со стратегическим виденьем.
Нужно ожидать, как в ближайшие дни завершится ситуация с распределением 12 мест. И здесь как раз проблема в том, чтобы оппозиция могла что-то изменить, ей нужно иметь не просто большее количество, а как раз 99 плюс 12 мест. И тогда все будет просто — оппозиция изменит конституцию. Иначе она может лишь влиять на принятие некоторых мест. В данной ситуации вряд ли правительство согласится на отставку.
Комитет демократического единства состоит из свыше 20 партий, к которым в частности входят не только какие-то правые или центристские партии, но даже крайние левые. Это абсолютно странно. Это впервые в истории Венесуэлы оппозиция объединила широкий состав политических сил.
В настоящий момент трудно сказать, в какую сторону начнет двигаться Венесуэла. Но, если оппозиция придет к власти, однозначно будет приватизация. За эти годы много предприятий показало нерентабельность и существовало на государственных субсидиях. И не состоялась индустриализация. Поэтому страна, которая завязана на нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей экономике, в целом сырьевой экономике, является пережитком. Можно понять возмущение большинства населения, что страна, получавшая огромные прибыли от продажи нефти, не пускала их на свое развитие. И по показателям оставалась на том же месте на протяжении многих лет. И ситуация в Венесуэле может быть сравнима с российской.
Относительно лидеров оппозиции. Там есть несколько выдающихся фигур, но нельзя сказать, что у них есть какое-то единство или то, что они объединены вокруг одной идеи.