Исследователи впервые представили общественности замыслы выдающихся столичных архитекторов и трансформацию этих идей на практике. Авторы «Надстройки» охватили период 1955—1991 гг. Некоторые проекты реализовали, некоторые не завершили, а некоторые оставили на бумаге.
Как определили организаторы, центральное место на выставке занимает творчество архитектора Эдуарда Бильского. Этот художник — автор и соавтор проектов Дворца пионеров, жилищного массива Виноградарь, других объектов. Последний задумывался как идеальный район для проживания, где «все включено»: развитая инфраструктура, удобное транспортное сообщение — ветка метро, масштабный культурный центр с кинозалами, лекторием, клубом. Район начали строить с 1970-х, и за шаг до завершения проекта развалился Советский Союз. Транспортную развязку не успели сделать, что до сих пор усложняет жизнь местным жителям. Злая судьба постигла культурный центр, который почти достроили. «Здание заброшено. Никакого внимания к нему: ни по реконструкции, ни по сохранению. Местные называют «бомжем» этот центр», — рассказывает архитектор, участник исследовательской группы «Надстройки» Алексей БЫКОВ.
Трагическая история «Стены Памяти», которая должна была войти в комплекс киевского крематория. Архитекторы Ада Рыбачук и Владимир Мельниченко видели учреждение как терапевтическую среду, где сама обстановка помогала бы пережить потерю близких. Авторы «Надстройки» отмечают, что Рыбачук и Мельниченко рассматривали идею «Парка Памяти» с монументальной «Стеной Памяти» и «Залами Прощания». На стене длиной свыше 200 метров в рельефах должны были восстать герои всех времен — от Прометея до участников Второй мировой войны. Это должно было отвлечь посетителей крематория от личного горя, перенести их внимание на эпические противостояния из истории человечества. «Стену» создавали практически десять лет, но в начале 1980-х, когда рельефы почти завершили, партия приказала ликвидировать произведение. В конечном итоге, работу забетонировали.
— В «Парке Памяти», которым его видели Ада Рыбачук и Владимир Мельниченко, на первом месте — человек, — акцентирует Алексей Быков. — Архитекторы хотели изменить отношение к погребению, чтобы люди оставляли после себя не крестик с золотыми буквами на табличке, а определенные воспоминания, коллективную память. Этот знаковый объект уничтожили. Стена до сих пор остается забетонированной, хотя были попытки и авторов, и спонсоров ее воссоздать». Документалист Израиль Гольдштейн посвятил истории памятника фильм «Стена» — ленту можно пересмотреть на выставке «Надстройка».
Много ярких объектов советского неомодернизма — как построенных, так и нереализованных — предназначалось для общественного пользования. Это павильоны ВДНХ, гостиницы, Дворцы пионеров, автовокзалы, универсамы и тому подобное. Алексей Быков рассуждает: «Такие объекты — один из ярлыков советского периода. Проекты совмещают идею и функциональность. Разрабатывались разные типы конструкций: вантовые, мембранные и другие. Все основывалось на большой научной базе. Архитекторы следовали интернациональным чертам модернизма. Та же форма-тарелка дублируется по всему свету. В Киеве это — здание около станции метро «Лыбидская», проект архитектора Флориана Юрьева. Также использовали прием большого застекления». Кстати, в 1955-м Никита Хрущев подписал приказ «Об устранении избыточности в проектировании и строительстве», поэтому здания времени неомодернизма почти лишены декора.
Часть объектов, о которых рассказывают в проекте «Надстройка», существуют до сих пор. Это, в частности, здание Киевского государственного музыкально-хореографического училища, гостиница «Салют», здание-тарелка Института научно-технической и экономической информации. Некоторые из этих сооружений изменяются, некоторые остаются в оригинальном виде, но приходят в упадок. С другой стороны, тема архитектурного наследия интересует людей, потому что на открытие выставки «Надстройка» пришло много гостей: художники, экскурсоводы по Киеву, преподаватели и т.д. Архитектор, участник исследовательской группы проекта «Надстройка» Александр Бурлака объясняет: «У нас мало выставок, которые рефлектируют на тему архитектуры. Общество чувствует, что проекты зданий обсуждаются в кабинетах на закрытых совещаниях. Не хватает общественной дискуссии, исследования, каким должен быть город. В этом вакууме людям интересно узнать что-то об архитектуре».
Выставка «Надстройка» будет проходить в Центре визуальной культуры в Киеве до 28 февраля.