Дамы и господа! Если уже в Англии в магазинах из-за топливного кризиса один вид продукта — в одни руки — что говорить. На олимпиаде радостных спортсменов встретили в Австралии толпы аборигенов- демонстрантов, которые, пользуясь крупным спортивным событием, пытаются привлечь внимание общественности своими проблемами... Да, 2000-й год — чем дальше, тем высокоснее... Выставляем новые лоты.
№ 1 «ОН «УТОНУЛ»
Чем занимается Путин с момента своего прихода к власти? На взрывной волне от чеченской войны, благословленный впадающим в крайнюю форму нездоровья Борисом Ельциным он въехал в Кремль. И вот с тех пор никаких экономических программ конструктивного подъема хозяйства никто не слышал. Зато все рассуждали сначала об окончании войны, которая, судя по всему, в своем партизанском варианте бесконечна, затем про дело корреспондента радио «Свобода» Бабицкого, потом про арест медиа-магната Гусинского. Теперь пошли сражения с Березовским и Доренко.
И, конечно, никуда не деться от катастрофы подводной лодки «Курск» и пожара на Останкино. С одной стороны, да — рок. Эти две катастрофы многое объединяет. И в том, и в другом случае об аварии узнали быстро, и в том, и в другом случае сразу пришла помощь. И в том, и в другом случае место поражений находится в голове объекта (в этом смысле телебашня — подводная лодка, поставленная вертикально). И в том, и в другом случае надеялись спасти людей, но, к сожалению, они погибли. (Дело не в количестве, а в факте). Но чем дальше, тем становилась очевиднее несостоятельность спасательных служб.
Да, это трагедии. Но, казалось бы, вот сигнал решительно действовать политику. Даже сонный Николай Рыжков в советские времена тотчас вылетел в разрушенный землетрясением Спитак.
И решительный политик (какое обманчивое впечатление производил Путин вначале) должен действовать! Но Путин три дня молчал. Более того — молчал на курорте в Сочи. Почему?
Да потому, что он никогда не был публичным политиком. Путин никогда не боролся за президентское кресло. Оно досталось ему в результате блестяще проведенной дворцовой операции, в которой была замешана ельцинская семья. То есть для него непривычна публичная реакция на события. Он распоряжается и ждет результатов. Желательно по-быстрому и тихо. Как любят спецслужбы. Но здесь ни по- быстрому, ни тихо не вышло. Получилось крайне непрофессионально, медленно и трагически.
Именно в таком ключе и освещали эти события СМИ Гусинского. В первую очередь НТВ. Они шаг за шагом отслеживали президентские огрехи, которых не просто много, их — валом. А замечательный руководитель президентского имиджа, директор «Эффективной политики», наш многоталантливый земляк, одессит Глеб Павловский не успевает наводить PR-глянцы-румянцы на бледные действия своего шефа. Хотя надо отдать должное оригинальности его мышления.
Когда спасать уже было некого на «Курске», Путин отправился к священнику. Очень прочувствованно топтался в церкви. Естественно, напротив телекамеры. Однако до этого на фоне икон президента России никто не видел. И сценка выглядела несколько ненатурально. Следующий ход по непредсказуемости был еще лучше: Путин наведался в гости к вдове погибшего капитана лодки Геннадия Лячина. Типа проявил заботу. Но весь мир потрясла не президентская сердобольность, а обшарпанные стены капитанской квартиры. Если в такой лачуге живет капитан атомной подводной лодки, то, по-видимому, его подчиненные должны ютиться в трущобах. На эти внезапно возникшие вопросы Путин крайне неубедительно выдавил, что он «тоже долго жил в таких же условиях». Но сейчас, надеемся, его квартирные проблемы решены.
Последняя провокация Владимира Владимировича — «наезд» на хозяина ОРТ, олигарха Бориса Березовского. Тому, по его словам, буквально в приказном порядке предложили добровольно отдать свой пакет акций ОРТ. (Это, между прочим, 49%. 51% — у государства, читай — под контролем Путина). А то хуже будет.
Когда в очередной раз БАБа приперли к стенке, он, как всегда, совершил по-одиссейски (или скорее, по-еврейски) хитроумный выверт. Если акции все равно не удержать в своих руках, почему бы НЕ РАЗДАТЬ ИХ. И людям обязательно приличным. Творческой интеллигенции (например, писателю Искандеру) и группе журналистов. В первую очередь заклятым врагам: журналистам «Медиа-Моста» Гусинского. С Гусинским пришла пора мириться — Путин их общая беда.
Основное, чего добился Борис Абрамович — ощущение благородства его поступка. Он тут же сделал пару резких заявлений относительно того, что Путин давит свободу слова. Путин, не умеющий делать такие блестящие тактические ходы, как Березовский, растерянно сказал: «За это его можно только похвалить...»
Хотя, конечно, еще больше его можно было бы похвалить, если бы он отдал эти акции Путину. Но Борис Абрамович не из тех, которые спокойно разбазаривают честно награбленные средства. Его действия привели к переговорам с властью. Борис Абрамович на всякий случай подтвердил ПОКА еще свою лояльность к ней: «Власть вступила в конструктивный диалог с теми, кто ей оппонирует. Это означает, что мы — конструктивны, но это означает, что и президент — конструктивен, раз он публично принял эту конструкцию». Витиевато, но в целом понятно.
Если Березовский пытается все-таки вернуть путинское благорасположение, то, судя по всему, Гусинский, отсидевший по указке президента три дня в Бутырке, собрался идти до конца. Таких жестких высказываний в адрес Путина, какие позволяет себе НТВ — снятому сейчас с эфира Доренко и не снились (он весь свой сарказм выливал на лысую голову Лужкова).
В воскресной передаче «Итоги» высказывания Путина в интервью знаменитому Ларри Кингу Евгений Киселев прокомментировал двумя словами: «Это неправда!» (Я уже не говорю про сатирически озверевшего Шендеровича, который в послед них «Куклах» изображал Путина Мальчиком с-пальчик. Громадный Клинтон, когда увидел в виде гнома Владимира Владимировича, сказал: «Не огорчайтесь, такова судьба политика: up (выше) down (ниже)». — «Кто даун?» — переспросил маленький Путин... Ох не зря Владимир Владимирович хотел выкинуть из передачи «Куклы» — свою.)
Поговорим теперь о Путинской улыбке, на которой Киселев акцентировал внимание. Когда Ларри Кинг спросил Путина о судьбе подводной лодки «Курск», он ответил: «Она утонула», — и мило улыбнулся.
Уж не знаю, что должен придумать Глеб Павловский, чтобы как-то оправдать такую повышенную улыбчивость своего подопечного. То ли его природной жизнерадостностью, то ли временным помрачением рассудка. Хотя ответ, мне кажется, очевиден — Путин опять продолжал себя вести как полковник КГБ. То есть как некий сотрудник спецслужбы (невысокого ранга), который ни при каких обстоятельствах (а особенно на переговорах с иностранцами) не теряет самообладания. А явным выражением самообладания является улыбка. Вот эта самая. Ни к селу, ни к городу. Не надо из Путина делать зловещего Дракулу — просто человек занимает пост, не соответствующий его профессиональным навыкам и способностям. И этот изъян нельзя исправить ничем. И никем. Даже таким пройдохой, как Глеб Павловский. Который на вопрос журналиста, будут ли продолжать забирать акции у Березовского, ответил: «Да Бог с ними, с этими конфетными бумажками».
Можно заметить, что в конфетных бумажках обычно конфетки хранятся. И кто их съест еще не известно.
№ 2 ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ И ЭРОТИКА
Журнал «Плейбой» не мог остаться в стороне от такого грандиозного события, как Олимпийские игры в Сиднее. Но, конечно, на свой плейбойский лад.
«Плейбойщики» загорелись идеей раздеть спортсменов, как это делали древние эллины на Олимпийских играх. Но особенно, конечно, плейбойские шалуны хотят раздеть спортсменок, напирая на греческие традиции. Однако, с точки зрения исторической правды, их несколько «пообломали». Дело в том, что в Древней Греции ни одетых, ни раздетых женщин вообще не допускали на трибуны и стадионы. Поэтому мужики, выступая в неглиже, чувствовали себя примерно как современные в мужской бане. Свои — среди своих.
Хотя, думаем, действительно, если бы вышла на стадион обнаженной какая-нибудь аппетитная толкательница ядра — публики было бы (особенно ее мужской части) в два раза больше. А про женскую футбольную сборную в таком виде я даже рассуждать боюсь.