РУГАЙТЕСЬ ГРАМОТНО!
Классик украинского андеграунда, создатель скандально-знаменитого «Гамлета», изобилующего нецензурными выражениями, художник Лесь Подервянский бережно перенес аудиозаписи своих бессмертных поэм в книгу. Автор трепетно подошел к редактуре. «Мне расшифровали с кассет и принесли верстку, — сказал он. — Тут я вычитал каждое слово. Особенно много ошибок было в матюгах. Я добился, чтобы некоторые слова писались через правильную букву».
Точность для художника — первое дело. Теперь младшие поколения через Леся будут знакомиться с образцами отечественного мата. А не начинать с какого- то безграмотного уличного суррогата. Дабы потом делать ошибки на заборах в словах, состоящих даже из трех букв.
ПОЭМА О РЕКЛАМЕ
Прояснилось, почему создатель «Дня рождения Буржуя», Юрий Рогоза, сразу спалил супругу главного героя Амину в «Буржуе-2». Оказывается, он просто терпеть не мог актрису Ирину Апексимову, игравшую эту роль. И даже ее «хотел отвезти в бурьян и выстрелить в затылок». Потому как она «Амину изуродовала как Бог черепаху».
Однако, несмотря на уничтожение неугодного ему персонажа в «Буржуе-2», Рогоза все равно остался не доволен фильмом, поскольку без его согласия продюсер Роднянский реанимировал рыжего кота, погибшего героической смертью в первой части. Цель — реклама «Вискаса».
Рогоза возмущался: «Не могу смотреть, как неплохая актриса, которая играет гинеколога Зинаиду, выставляет кошачьи туалеты на стол и голосом тети Аси рассказывает, почему кошечке хорошо какать сюда, почему она завтрак должна есть из красной коробочки, а ужин — из желтой. В моем варианте сценария этого нет и близко... Злые языки уже назвали «Буржуя-2» поэмой о «Вискасе»... Как контраргумент, могу сказать, что я занимался плейсментом ряда товаров в «Буржуе-2», но этого не видно». Вероятно, это банк, минеральная вода, мобильные телефоны...
Время быстро летит, и мир вслед за ним меняется еще стремительней. Лет восемь назад режиссер Эльдар Рязанов заявил, что если во время демонстрации его фильма на телевидении пойдет реклама — он чуть ли не умрет...
Теперь, я думаю, Эльдар Александрович достаточно закален, чтобы вынести это. Но реклама все больше «перетекает» в сами произведения. Может, и театр скоро оккупирует. Представьте, выходит Гамлет в кроссовках «Адидас», джинсах «Леви Страусс» и в футболке с надписью «Андрей Шевченко №10». Вопрос «Быть или не быть?» отпадет сам собой.
БУШ ДАЛ ШАНС ТРОЕЧНИКАМ
Президент США Джордж Буш- младший был удостоен степени почетного доктора юридических наук Йельского университета, который он сам заканчивал в молодости. Однако многие студенты и преподаватели не разделяют его политические взгляды относительно смертной казни, права женщин на аборты и т.п. 150 профессоров даже подписали петицию с протестом. В связи с этим аудитория встретила Буша там несколько прохладно. Но оратор не растерялся и купил публику неожиданным признанием: «Будучи студентом Йельского университета, я имел невысокие результаты в учебе. И завоевывал в студенческих баталиях славу кутилы». Это откровение тем более удивительно, что на предвыборных дебатах с Гором Буш постоянно рассказывал о строгости и морали. Столь неожиданный поворот растрогал аудиторию и вызвал шквал аплодисментов. Дабы закрепить успех, президент эффектно закончил: «Тем, кто из вас получил степени, награды и призы, я говорю: молодцы. А троечникам же хочу сказать: вы тоже можете стать президентом!»
Теперь любой американский школьник или студент после получения неуда всегда может оправдаться перед родителями в духе: «Вот Буш-младший паршиво учился — и ничего — стал первым человеком в стране?» На что те могут заметить, что надо учитывать, кто его папа. «А вот это уже не мой прокол», — резонно может возразить «дитя» и победно посмотреть на «предков»...
С МОБИЛЬНИКОМ НАПЕРЕВЕС
Интересно, что и в Казахстане, и в России у «новых русских» и «новых казахов» проявились одновременно одинаковые тенденции: запечатлевать свои светлые образы. Только у российских буржуев — трагическими красками, а у казахских — романтическими.
Мэр Омска решил поставить памятник «новым русским», погибшим от рук киллеров. Местное население встретило эту идею без энтузиазма, поскольку в городе совсем не много найдется памятников или памятных досок героям Советского Союза, а кладбище солдат времен Великой Отечественной превращено в мусорную свалку...
Казахские же буржуи повадились заказывать парадные портреты местным художникам. Но не просто — а в рыцарских доспехах. Один, правда, заказчик все- таки решил присовокупить к «образу рыцаря» атрибут из современности — он будет восседать не только в латах, но и с мобильником в руках. Наверное, Марк Твен, сочинивший «Янки при дворе короля Артура», несказанно удивился бы, что его фантазии воплотились в реальность в Казахстане.
«БОЛЬНЫЕ»ТЕКСТЫ
Современная эстрада все сильнее отдаляется от рифмы.
Группа «Руки вверх» давно поражает воображение слушателей текстовыми достижениями, но их последний хит в некотором роде вершина: «Забирай меня скорей, увози за сто морей и целуй меня везде, восемнадцать мне уже».
Соревноваться по части рифмовки смог с ними уже далеко не восемнадцатилетний юноша, но муж, бывший участник группы «Секрет», Максим Леонидов. Его достижение звучит так: «Стать бы мне бескровным, как камбала, и холодным, как кока-кола». Да и здоровье его, судя по этим неутешительным строчкам, — не очень.
Но Илья Лагутенко, лидер группы «Мумий Тролль», еще больше потряс и содержанием, и рифмой. Песня у него о жарком солнце, теплом море и пустынном пляже. Герой там находится с девушкой, ласково называя ее «малышом». Он говорит ей: «...Когда ты смотришь так серьезно, малыш, я тебя люблю. Когда ты робко меня целуешь, малыш, ты меня волнуешь. Но извини, не могу, не могу, не могу...»
Тут поражает не столько рифма «люблю—могу», как трагическое содержание песни. Еще бы «малышу» не смотреть на своего друга «серьезно» — когда у него такие физиологические отклонения. Может, на Илью так страшно подействовало 12 место, которое он занял на «Евровидении»? Можно только догадываться.
Что касается самой передовой сейчас украинской группы «Океан Эльзы», то у них вроде и со здоровьем, и с текстами (тьфу, тьфу, тьфу) — более-менее порядок. Возможно, рифма в припеве их последнего хита — «машина—єдина» не идеальна, но и не плоха.