Для почитателей «Аукциона» я чуть-чуть расскажу об истории его возникновения. Когда идея «продажи» и мистифицированного персонажа уже созрела, то представить его во плоти взялся Анатолий Николаевич. Я как мог объяснил, каким я его представляю. А представлял я его себе слабо. Как выглядят аукционисты? «Нарисуй, пожалуйста, Толя, — промямлил я, — нечто вроде Якубовича, он проводит много аукционов».
Когда я увидел портрет, меня как любого, кто близко общался с художником, поразила нестандартность решения задачи. Блестящий мастер мелочей: он усадил на плечо Хвостива не обычного в таких случаях попугая, а крыловскую ворону, которая удивленно роняла сыр. Это удивление усиливалось молотком, который утратил обычную свою прочность и аморфно изогнулся. Картинка приобрела невиданную динамику и сатирическую направленность. Несмотря на бесстрастное выражение лица Карла Ивановича, Анатолий ввел две лирические детали. Первая — маленький молоточек, скорее напоминающий медицинский и торчащий из кармана пиджака Хвостива, как у докторов — из халата. А вторая — это то, что бабочка аукциониста полностью повторяла его усы. То есть, их кажущуюся унылость, она зеркально переворачивала в задорность. Усы — характер данного персонажа.
Эти детали замечаются не сразу, или не замечаются вовсе. Однако подсознательно они все равно действуют.
Далее я хочу сказать парадоксальную вещь: на все про все у Анатолия ушло 5 минут. Невиданная творческая концентрация!
Когда рубрика зарождалась, то сразу же во-первых, подразумевала сжатую до афористичности форму подачи. А во-вторых, максимально возможную «свежесть» события. Отсюда и минимум времени на его обработку.
Уникальность дарования Анатолия заключалась и в том, что он умудрялся работать над четырьмя лотами ОДНОВРЕМЕННО. Информация, сжатая до лозунга, объемно разворачивалась его фантастическим воображением. Каждый раз подкидывая ему «лоты», я (да и все, конечно) поражался результатом. Они были непредсказуемы. Вот примеры его газетных, чисто «хвостивских» работ.
1. О борьбе с коррупцией высших чинов милиции с низшими.
2.Крутой поворот в политике.
3. Берегитесь пьяных дипломатов — за рулем они опасны своей неприкосновенностью.
4. Бастуют крымские проститутки.
5. Политический стриптиз.
6. О разрешении министрам бесплатно ездить в общественном транспорте.
7. А по поводу этой карикатуры следует сказать особо.
Из-за неявки на теледебаты министра МВД Ю.Кравченко с М.Бродским Хвостив победу присудил последнему. Однако заметил, что «в нашей стране победителей как раз и судят». Это была не более чем хлесткая фраза. Карикатура же получилась пророческой. Буквально через несколько месяцев М.Бродского посадили. Потом, правда, народной волей (избран депутатом) он был выпущен.
Это был высший пилотаж перевода ежедневных газетных событий в совершенно другую плоскость, которая позволяла их перенести на холст Вечности. Обыденные факты карандаш Казанского преломлял в удивительные, волшебные образы.
Сегодня я говорю с вами без маски и рассказываю «о кухне», поскольку трагичность происшедшего, нарушает любые правила игры. Я убежден, что сейчас нет события у нас в стране крупнее по масштабу, чем гибель гениального художника. Никто, например, из нас не сможет вспомнить какие короли или говоря современным языком — «политики с экономистами», правили при жизни Леонардо Да Винчи (столь любимого Казанским). И не потому, что они были не очень талантливые люди, а просто дело в масштабе влияния. Просто то, что делал этот человек, впоследствии понадобилось миллионам людей планеты.
Пользуясь аукционным «хвостивским» принципом, я верю что все (и даже рожденное маленькими импульсами каждодневности), что Анатолий нарисовал, приобретет Бессмертие. Не торгуясь.