Особой соревновательной интриги на парламентских выборах в Донбассе в очередной раз не предвидится. Проблема старая. В регионе до сих пор отсутствует реальная политическая конкуренция. Если нынешний украинский режим можно считать, мягко говоря, недемократическим, то на президентской вотчине — это что-то между полуавторитарным и чисто авторитарным. Но вешать всех собак на власть не следует. Местная оппозиция работает здесь откровенно слабо. Поскольку центральные органы «национальных сил сопротивления» не выделяют сюда необходимых ресурсов и не ставят серьезных задач перед региональными отделениями. Оппозиция продолжает вести политику невмешательства в Донбасс, полагая, что здесь «все схвачено» и «все зомбированные». Конечно же, это — большое преувеличение и оправдание собственного бессилия.
Главный вопрос парламентской гонки на Донетчине и Луганщине лежит не в плоскости борьбы Партии регионов с другими политическими силами, а в сознании молчаливого большинства избирателей. Какие мотивации возьмут верх? Как обычно, региональные? Или, наконец-то, социально-экономические? Грядущие выборы могут стать маленькой и незаметной электоральной революцией в Донбассе. Сегодня уже сложились определенные условия, чтобы здешнее население осуществило массовый сдвиг от «я голосую за регионалов, потому что СВОИ» к «я не хочу поддерживать тех, кто не оправдывает моих экономических ожиданий». То, что диктуют устои, будет соперничать с тем, что подсказывает разум. Модернистская логика против традиционалистских предубеждений.
Какие же условия сложились для этого? Выделю главное. Виктор Федорович разочаровал многих донбассовцев. Они доверились ему как «своему», но он не дал им того, чего они хотели. А хотели они, прежде всего, обещанного «улучшения жизни уже сегодня», а не повышения статуса русского языка. Разочарованным людям свойственно становиться прагматичными, расчетливыми и более разборчивыми в тех, кто их потенциально может «кинуть». Именно поэтому действующая власть строит свою предвыборную кампанию на примитивной постмодернистской политтехнологии, суть которой можно свести к лозунгу: «Не хотите больше потреблять наш образ — потребляйте тогда наши цифры». Команда Януковича понимает, что играть на эмоциях «родного» электората уже бесполезно. Нужно апеллировать к «рационалке». Например, взять и засыпать избирателей симулякрами, которые детально показывают, что якобы сделано, делается сейчас и будет сделано. Все показатели, по законам жанра, очень точные и безупречно выверенные.
СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВАЦИИ
Кто будет голосовать за ПР в Донбассе? Пройдемся по отдельным категориям граждан.
Местные студенты в основном зависимы от политических взглядов своих родителей. Кто их родители? Как правило, это — бюрократы, бюджетники, работники физического и умственного труда на промышленных предприятиях, малые и средние предприниматели, пенсионеры.
Среди бюрократов и бюджетников существенных изменений в политических взглядах не происходит, потому что они — часть «системы».
Регионалы теряют позиции среди работников физического труда на промышленных предприятиях, но эти потери незначительные. Донецкие пролетарии могут быть недовольными политикой Партии регионов, но при этом они не видят альтернативы, которая могла бы удовлетворить их идеологические притязания.
Электоральное поведение промышленных работников умственного труда менее предсказуемо. С одной стороны, они в Донбассе — тоже часть «системы»; с другой — многие из них поддерживали на последних местных выборах «Сильну Україну», потому что не хотели голосовать за надоевших регионалов. Теперь «третьей силы» Тигипко нет, следовательно, большинству сомневающихся донецких экономистов и программистов предстоит сделать выбор между тем, что уже надоело (власть), и тем, что еще не совсем близко (оппозиция).
История с принятием Налогового кодекса явно отвернуло от президентской партии малых и средних предпринимателей региона. Судя по всему, свои надежды они свяжут с оппозиционными силами.
С донецкими пенсионерами ситуация неоднозначная. Одни довольны небольшим повышением пенсии, другие негодуют из-за отмены льготных надбавок детям войны. Есть вероятность значительного оттока пенсионного электората в пользу КПУ.
Вышеописанная картина говорит о том, что у регионалов в Донбассе едва ли получится повторить результат выборов 2007 года (72% — в Донецкой области и 73% — в Луганской). Стоит полагать, 28 октября они потеряют у себя «дома» минимум 10%. Впрочем, этого мы можем и не увидеть, если «важно не кто голосует, а кто подсчитывает голоса».
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
Как бы там ни было, социально-экономический фактор голосования не будет определяющим в крае терриконов на грядущих выборах в Раду. Он просто окажет более серьезное влияние, чем раньше. Но это уже победа. А пока что здесь доминируют все те же региональные мотивации. Правда, со временем под ними исчезают основания. Они превращаются в бессодержательную привычку. Донецкий электорат ПР привык голосовать за «своих» и дружбу с Россией. Привык бояться местных небожителей и поддерживать их, чтобы они не «настучали по голове». Привык...
«Привычка играет в общественных отношениях роль колоссального махового колеса: это самый ценный консервативный фактор в социальной жизни. Она одна удерживает всех нас в границах законности и спасает «детей Фортуны» от нападок завистливых бедняков. Привычка удерживает от смешения различные слои общества», — отмечает психолог Вильям Джеймс.
А еще у многих жителей Донбасса есть привычка пять лет ругать «свою» власть, а за день до выборов внезапно проявить сочувствие и снова проголосовать за нее. Просто из жалости. Только непонятно в данном случае, что именно вызывает чувство жалости. В общем, и такой бывает донецкая социально-политическая душа...