Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Для чего берлинцы стерли Брежнева с Хонекером?

9 апреля, 2009 - 18:54

Все не решался высказаться по поводу очень досадного для меня факта: с Берлинской каменной стены, которая во время холодной войны разделяла Германию на две части, стерли граффити с изображением поцелуя советского лидера Брежнева с лидером бывшей просоветской Германии Хонекером. А не решался потому, что с моей стороны такая статья — своего рода досадная констатация, или даже легализация для меня самого, что того чудного образа на стене уже не будет. Для меня лично он значил немного больше, чем просто изображение.

В Германии я бывал едва ли не больше всего среди всех европейских стран. Но в Берлин впервые попал только осенью 2006 года. Мне показали извилистую линию, выложенную из кирпичиков в мостовой. Объяснили, что на этом самом месте стояла Берлинский каменная стена. Я почувствовал досаду: «Неужели даже кусочка той каменной стены не осталось?» — спросил разочарованно. Но мое разочарование мгновенно развеялось, когда мы приблизились к участку каменной стены длиной метров 150, на берегу реки Шпрее. Я обрадовался, что немцы так неординарно подошли к сохранению своей истории. У них вышло два в одном. Во-первых, они и память сохранили о мрачных временах коммунистического доминирования, когда людей, которые стремились перейти в западную Германию, просто убивали. Во-вторых, они из этого куска сделали символ перемен. Власть разбила каменную стену на куски и объявила международный тендер среди художников на заполнение этих кусков картинами граффити. Они получились очень веселыми. Но внимание бывшего советского человека привлекала, в первую очередь, картина с изображением советского коммунистического лидера Брежнева с немецким коммунистическим лидером Хонекером. Их смачный страстный поцелуй стал будто воплощением всего маразма коммунистической эпохи. И что самое интересное — такой факт на самом деле имел место.

Картина побуждала меня расспрашивать немцев о том, как происходило само низвержение той проклятой каменной стены. Бывшие восточные немцы рассказывали мне, что сначала информацию об открытии каменной стены они восприняли как шутку. Убедившись, что это правда, они пошли гулять по западному Берлину, и хотели нагуляться вдоволь, потому что распространился слух, что его открыли всего на пару дней. Это был настоящий праздник единения. Владельцы баров, ресторанов, кафе в западном Берлине поили и кормили своих восточных побратимов бесплатно. Незнакомые люди обнимались и «братались» прямо на улицах. Эйфория была невероятная. Я подумал тогда, что мы также переживали что-то подобное после провозглашения независимости Украины и во время оранжевой революции.

Во время второго посещения Берлина в декабре прошлого года, я столкнулся с символом несколько других событий, но без них, очевидно, не произошло бы разрушения каменной стены, не произошло бы объединения Германии, и не состоялась бы либерализация старой Европы и демократизация Восточной Европы. В гостиной берлинской газеты «die tageszeitung» висит большое фото — вокруг стола расположилась группа абсолютно голых мужчин и женщин. Они не скрывали своих интимных мест, но закрыли лицо масками. Фотография запечатлела какой-то из протестов времен хиппи. Именно на волне хипповских идей создавалась и газета. Уже несколько десятилетий она не принадлежит ни одному из богачей. Совладельцами издания являются сами журналисты, хотя их акции не приносят прибыли. Мало того, очень многие коллеги из других изданий заплатили за акции по 500 евро, не имея с этого никакой выгоды. Одна из них объяснила мне — я хочу, чтобы такое издание продолжало существовать. До сегодняшнего дня там работают идеалисты, которые свой свободный образ жизни ценят больше, чем зарплату. Оплата у них значительно ниже, по сравнению с другими изданиями. Но костяк редакции сохраняется. При том газета имеет неплохой уровень — входит в десятку самых популярных.

В моей голове газета и разрисованный кусок каменной стены связаны как два неразрывных явления, как два символа свободы, как стремление людей быть более свободными. Но сегодня каменная стена стала не такой, как вчера. Автор картины-поцелуя Дмитрий Врубель был очень обескуражен фактом уничтожения изображения — об этом сообщила пресса. Тем временем, ликвидация рисунка проходила в рамках масштабной реставрации, посвященной снесению Берлинской каменной стены. Выходит, что реконструкция — это не всегда хорошо. Кусок каменной стены, конечно, останется. Но это уже не будет таким, каким его увидел я, и которому я искренне возрадовался.

Господи! Хотя бы газету не надумали реформировать...

Юрий ЛУКАНОВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ