Как только в Украине обостряется политическая ситуация, или в связи с выборами, или с какими-то другими политическими конфликтами, в информационном пространстве тут же возникает тень Павла Лазаренко — слухи об его очередном возвращении. Дескать, вот приедет Лазаренко и расскажет народу всю правду: кто такая Юлия Владимировна и как она принуждала его к воровству.
Эта избирательная кампания не стали исключением. На днях в СМИ появилась информация, что в ноябре американский суд должен рассмотреть вопрос об освобождении Лазаренко из-под стражи в связи с истечением срока наказания.
Прошло уже 10 лет со дня, когда бывший премьер попросил политическое убежище на паспортном контроле в Нью-Йоркском аэропорту им. Кеннеди и был взят под стражу. Обвиняли его в отмывании денег, незаконном переводе средств за границу и т. д. — всего 53 пункта. В 2004 году суд присяжных признал Лазаренко виновным по 29 из них, а по остальным оправдал. Судья разрешил осужденному оставаться на свободе, «прописав» его в двух- или трехкомнатной квартире в Сан-Франциско, где его мог навещать узкий круг людей из утвержденного списка, и обязал нанять за свой счет нескольких охранников, которым полагалось этот список вести.
Впоследствии судья отбросил еще часть обвинений и в 2006-м приговорил Лазаренко по оставшимся пунктам к девяти годам тюрьмы. Но Павел Иванович по-прежнему остался на свободе, ожидая решения апелляционной инстанции. Сейчас адвокаты подают в расширенную коллегию того же суда ходатайство о пересмотре и снятии оставшихся пунктов обвинения. Прежде всего, главного из них — вымогательства.
В Америке у Лазаренко появилась новая семья. В доме, который раньше принадлежал актеру Эдди Мерфи, живет его жена с маленьким сыном. Но Павла Иванович по-прежнему тянет на родину. В своем интервью ИА «ЛигаБизнесИнформ» экс-премьер сообщил: как только суд примет положительные решения, он сразу же вернется в Украину. «Для меня так вопрос даже не стоит. Сразу же после закрытия дела в США — домой и только домой».
Но, судя по всему, «дома» на теплый прием ему рассчитывать не стоит. Это вчера дал понять министр внутренних дел Юрий Луценко. «Лазаренко Павел находится в международном розыске. Учитывая то, что он выразил желание вернуться в Украину, он будет задержан в аэропорту». При этом он добавил, что после задержания Лазаренко будет доставлен в следственный изолятор.
Впрочем, политолог Андрей Ермолаев не советует власти ворошить это дело. Не стоит оно того. Да и ресурса Лазаренко может хватить только на один полет.
— Это какая-то глубокая психологическая травма нашего политического класса, которая не имеет никакого отношения к самой фигуре Павла Ивановича. Серьезного воздействия на политический процесс, Лазаренко оказать не в состоянии. Почему? Во-первых, фактор времени. Все, что связано с его демоническим имиджем, — это образ неактуального прошлого. То, что еще десять лет назад было предметом скандалов, сегодня стало уже нормой. Украинцев уже не удивишь тем, что государственные мужи крадут миллионы, идут на международные сговоры, участвуют в аферах. Их не удивишь и подозрениями в организованной преступности во власти. Потому что это уже стало элементом легитимной нормы государственной политической жизни. Таких случаев, как Лазаренко, у нас уже был добрый десяток. И поэтому порог чувствительности к этому, как к негативной информации, очень слабенький.
Но тут еще нужно учитывать другой момент, кроме фактора времени и низкого порога, есть еще и фактор изменившегося имиджа политика, в отношении которого пытаются использовать это информационное оружие. Тимошенко, мне кажется, уникально и очень искусно реализовала в политике образ кающейся грешницы. Это архетипический образ, который не проговаривается, но реализуется в действиях, шагах, специфических политико-психологических месседжах. В таком случае престают работать рациональные аргументы совершенного злодеяния, потому что кающегося уже не осуждают. В общественном сознании Лазаренко и Тимошенко уже разведены. Такой инструмент манипуляции как напоминание здесь не срабатывает.
И еще один момент. Очень сильно гиперболизируется влияние Лазаренко. На самом деле, состав, структура элиты сильно изменились. Старые связи, возможное влияние потеряли свое былое значение. Даже если Лазаренко появится и попытается вернуться в украинскую политику, этот факт будет мало значим для общего хода политической борьбы. Он теперь полумифическая фигура. Призрак, задача которого и ограничивается тем, чтобы быть призраком.