Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кадровый дефолт: последствия

15 сентября, 2005 - 19:39

Распад «майданной» коалиции вызвал и в обществе и в среде элит всплеск эмоций. Как будут развиваться события дальше, какие шаги предпримет власть для укрепления своих позиций, которые не могли не пошатнуться благодаря коррупционным скандалам и правительственному кризису? Парадоксально, но подобная встряска наверное окончательно «смыла» эмоциональные оценки революционных событий прошлого года и действий их героев. Сейчас начинается новый этап рациональных оценок и решений, призванный умерить накал страстей и упорядочить действия политических субъектов.

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ КРИЗИС: ИЗДЕРЖКИ И ВЫГОДЫ

Отставка правительства и ключевых игроков в исполнительной власти сегодня кажется уже не только неизбежной, но и необходимой. Тот клубок лидерских амбиций, в который вплелись политические институты, бизнесовые интересы, кадровые интриги и PR, со всей очевидностью мог привести к дефолту власти в целом, а значит и к обесцениванию достижений майданной демократии. Тем более, что предвыборный год только способствовал такому ходу событий. Именно целенаправленный кадровый дефолт остановил процесс на фазе, когда еще возможно использование политических инструментов для преодления кризиса.

В институциональном измерении состоялась определенная деполитизация исполнительной власти путем вывода ключевых лиц, которые были источниками конфликта, за границы институциональных ресурсов. Вероятно, будут пересмотрены полномочия СНБО и Секретариата, будут выстраиваться другие, соответствующие времени, полномочия этих структур и проведена ротация кадров. Главное следствие отхода правительства Тимошенко — это целенаправленная деполитизация правительства и смещение исполнительного органа в административно-технологическую плоскость. Это выглядит своевременным решением в предвыборный год. Поскольку правительство таким образом было выведено из избирательной кампании, то все рычаги предвыборных боев будут сосредоточены с президентской стороны в политсовете НСНУ и Секретариате (Бессмертный, Рыбачук), причем последний будет исполнять функцию «интерес Президента». В силу этого отставка правительства дает НСНУ определенное «дыхание» для более широкого институционального и кадрового врастания во власть. Это может происходить менее заметно на уровне нового состава Кабмина и более углубленно на уровне региональном.

С другой стороны, деполитизация Кабинета оставила Президента без необходимой базы политической поддержки. В этой ситуации Президент уже обратился за помощью к парламентским фракциям, что иллюстрирует начало качественного другого этапа — постреволюционного, смысл которого в поиске компромисса между исполнительной и законодательной властями, а не между кадровыми революционерами. Очевидно стратегия Ющенко, по оценке первых назначений и встреч, направлена на поиски политической поддержки парламента и формирования коалиционного состава правительства из управленцев-профессионалов. В условиях формирования «технического правительства» Президент параллельно будет повышать и роль Секретариата, который таким образом может привести к смещению политического центра «в руки» самого В.Ющенко.

Участие парламентских фракций в формировании состава правительства усиливает позиции ВР. Но вместе с тем участие депутатов в процессе правительственных консультаций рискует превратиться во втягивание парламента в перманентный «урядовый» кастинг. Кроме этого, развал предыдущих центров притяжения будет влиять и на фракционную структуризацию, для которой будет характерна определенная атомизация. Первые признаки этого уже появляются в намерениях политических сил формировать самостоятельные парламентские фракции. Создание «новых» фракций из «тела» провластной «Нашей Украины» уже состоялось, в дальнейшем можно ожидать подобный ход событий и во фракции БЮТ.

Однако технический Кабмин, с одной стороны, и укрепление Президента — с другой, может вызвать новый виток борьбы за внедрение политической реформы. Свое отношение к политреформе уже пересматривает и Ю.Тимошенко, что может помочь ей на этой основе сформировать антипрезидентский полюс политических сил. Президенту В.Ющенко, который понимает неизбежность реформы, придется закладывать уже сейчас инструментарий и тип того правительства, которое должно быть сформировано по итогам парламентских выборов следующего года. Отсюда следует вывод: формирование предвыборных коалиций, которое сегодня идет с сильным трением, может быть ускорено, если будет проходить на основе договоренностей о будущих коалиционных прибылях, в том числе и в исполнительной власти.

ПАРТИЙНОЕ ПОЛЕ

В партийно-политическом измерении ситуация с формированием блоков и коалиций требует поиска нового формата и подходов, поскольку прежние нивелированы. В партийном поле уже наметились более четкие лидерские центры притяжения — это Президент В.Ющенко и лидер БЮТ Ю.Тимошенко. Оформление двух сильных субъектов в «центре» политического поля будет провоцировать борьбу именно за «центр» и расширение его границ. Следует признать, что и Тимошенко, и Ющенко оказались довольно ослабленными после размежевания. Для них обоих первоочередной задачей является наращивание партийных мышц, чтобы как можно сильнее укрепить свои позиции в «центре». И здесь ключевая схватка между ними предстоит за «союзников» по Майдану — РУХ, НРУ, ПРП, «ПОРУ». Однако, как показывает эмоциональное и артистичное «вступление» Ю.Тимошенко в избирательную кампанию, вокруг экс-премьера будет естественным образом формироваться радикальный полюс политических сил. В силу определенной партийной истории и идентичности союзниками БЮТ скорее могут стать ПРП и «Пора». Кроме этого, примкнуть могут и другие оппоненты нынешней власти. Но ситуация с такими силами как Партия регионов, СДПУ(О), Трудовая Украина не такая уж однозначная, поскольку их лейтмотивом будет поиск договоренностей прежде всего с «партией власти». И лишь в исчерпании такой возможности возможен союз с БЮТ.

В. Ющенко оказался в некотором партийном вакууме, поскольку НСНУ формируется главным образом как административно-партийный проект, который не является достаточно привлекательным. Кроме этого, патовым остается вопрос партийного лидерства Президента В.Ющенко. Однако позиция Ющенко может развиваться в направлении развития более мягкой коалиционной формы сотрудничества с теми политическими силами, которые стоят на умеренных, а главное преданных позициях (НРУ, УНП) и/или имеют антитимошенковский настрой.

Возможны ли новые варианты так называемого блока от власти, бывшего блока «трех» — НСНУ, БЮТ, НП? Очевидно, что Народная партия В.Литвина будет придерживаться автономности на выборах, возможно приставая на мягкие формы коалиционности. Социалисты также отдадут предпочтение работе со своим электоратом, которая может дать большие выгоды в сравнении с коалиционными издержками. В этой ситуации партийцам из НСНУ для создания блока придется работать с небольшими партийными партнерами, чтобы довести до логического конца строительство электорального проекта под Ющенко.

Очевидно, что НУ и БЮТ будут стараться создать мощные партийные блоки. Но очерчивание двух центров притяжения оставляет много вопросов и отсюда большую неопределенность. Главный вопрос — насколько большим будет расстояние между двумя блоками, какое оппозиционное расстояние изберет Тимошенко и как она его будет удерживать. Первые заявления экс-премьера об объединение «помаранчевого» и «блакитного» свидетельствуют об определенных реверансах к «блакитной» аудитории. Но это скорее первый электоральный выстрел, чем коалиционное намерение. Очевидно, Тимошенко понимает, что сейчас ей нужно наращивать то, чего недостает другим партийным игрокам, а именно — доверия и рейтинга. Лишь электоральная сила сможет сделать из Тимошенко сильного партнера, с которым захотят иметь дело, в том числе и сегодняшние оппозиционеры.

Формирование двух полюсов означает, что возможным дизайном избирательной кампании может быть би- полюсная конкуренция, вокруг которой и будут искать свое место партии менее влиятельные. Такой вариант соревнования представляется качественно другим в сравнении с традиционным постсоветским типом конкуренции — биполярным, когда два игрока сознательно разыгрывают электоральную партию с известным исходом в пользу победителя. Полюсная конкуренция может дать интересные результаты в политическом и политологическом смыслах. Во-первых, если Ю.Тимошенко удастся сформировать сильную и влиятельную оппозицию, под которой имеется в виду не только электоральное преимущество, но и мобилизация части элит, то, возможно, наконец может быть положено начало институционализации парламентской оппозиции. Во-вторых, в формировании подобной оппозиции должна быть заинтересована прежде всего власть в лице команды Ющенко, которой необходимо найти политическую волю для конструирования цивилизованной конкурентной борьбы с Ю.Тимошенко. Если борьба вновь скатится к бизнесовым накатам и политическим репрессиям, то это только еще больше радикализирует, причем обе стороны. В-третьих, в «параллельных путях» лидера БЮТ можно усмотреть и некий прототип двухпартийной модели политической борьбы. Здесь важно идеологическое наполнение этой конкуренции с обеих сторон. В любом случае прогнозируемое вхождение БЮТ в тройку призеров парламентских выборов может дать непредсказуемые политические расклады на будущее.

Ульяна КИРИЕНКО, заместитель директора Института глобальных стратегий (ИГЛС)
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ