На сегодняшний день свои варианты Основного Закона не предложили разве что те политические силы, которые никак не могут определиться со своим политическим вектором. Наиболее ярким примером является Литвин со своим одноименным блоком. (Хотя кто его знает, возможно, в ближайшем будущем и Владимир Михайлович порадует нас своим вариантом.)
Сейчас в политике мертвый сезон — самое время, чтобы спокойно проанализировать конституционное творчество основных политических игроков.
«ТОРГИ»
Складывается впечатление, что в варианте Конституции от Партии регионов уже сразу предусмотрительно заложены нормы, которые призваны быть предметом торгов с другими политическими силами. Ведь очевидно, что Конституция, в которой предусмотрены нормы о «внеблоковом статусе» и «двуязычии» не найдет в парламенте поддержки.
Норму о «внеблоковом» статусе Украины регионалы хотят закрепить не только в первом разделе, но и в преамбуле Конституции. В статье 10, кроме введения «двуязычия», также изымается положение о том, что «государство обеспечивает всестороннее развитие и функционирование украинского языка во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины». Очень интересные изменения претерпела статья 9. Можно даже сказать, кардинальные изменения. Если раньше в иерархии законодательства Украины Конституция стояла на первом месте, то в новой редакции статьи, в случае коллизии между международно-правовыми обязательствами Украины и нормами закона, верх берут нормы международного права. То есть с таким Основным Законом продлить пребывание Черноморского флота в Крыму будет проще простого. Ведь для этого не надо будет вносить изменений в Конституцию, что требует делать действующая редакция.
Много нововведений в разделе «Права, свободы и обязанности человека и гражданина». Регионалы изменили аж 11 статей. Самое «революционное» — это ограничение возможного срока содержания под стражей с 72 часов до 24. Также запрещено преследование лиц за их убеждения; закреплено положение о том, что минимальный размер оплаты труда должен быть не ниже официально установленного прожиточного минимума.
В 4 м разделе «ВерховнаяРада Украины», по мнению многих экспертов, заложено наиболее спорное и противоречивое положение. Суть его в том, что партия, завоевавшая первое место на выборах, автоматически получает 226 своих представителей в парламенте, чтобы создать минимальное большинство. Это напоминает Конституцию Тимошенко, только с той разницей, что у Регионов выборы в парламент проходят в один тур, а у БЮТ — в два. Но большинство в обеих Конституциях получает партия (блок), набравший наибольшее количество голосов. В таком случае создание коалиции в парламенте не обязательно, и потому это положение регионалы изымают из текста Конституции.
Неприкосновенность депутата Регионы меняют на предписание: «народный депутат не может быть без согласия ВР задержан или арестован до вступления в силу обвинительного приговора суда».
И наконец, в вопросе урезания полномочий президента регионалы переплюнули даже бютовцев. В проекте Партии регионов Президент не только лишается неприкосновенности, но и перестает быть гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина. Президента также полностью исключают из участия в формировании Кабинета Министров Украины.
Претерпит изменения и статья, которая помогает президенту сильно трепать нервы премьер-министру, а именно норма, в которой говорится, что президент имеет право приостанавливать акты Кабинета Министров с одновременным обращением в Конституционный Суд. По новой редакции президент может обращаться в Конституционный Суд, но пока Суд не примет решения, постановление Кабмина будет действовать. А мы прекрасно знаем, как оперативно работает наш КС...
Правда, Регионы «милостиво» оставили положение о том, что Президент Украины является главой государства. Зачем Партии регионов вообще оставила институт президента — остается загадкой. В таком урезанном виде эта должность просто теряет привлекательность для ведущих политиков Украины. Становится абсолютно декоративной...
ВСЯ ВЛАСТЬ ПРЕМЬЕРУ
В Конституции от БЮТ так же, как и в варианте Регионов, фактически нивелирована роль президента. Зато бютовцы «позаботились» об оппозиции.
Итак, оппозиции перепадет государственное финансирование, должность председателя и членов Счетной палаты (сама же Счетная палата получает право проводить дознание, досудебное следствие с правом возбуждения уголовного дела и передачи дела в суд). Также оппозиция автоматически получает должность омбудсмена, вице-премьера, заместителей министров, заместителя генерального прокурора Украины, глав важнейших комитетов и самое главное — должность Председателя Верховной Рады.
В статье 65 «тимошенковцы» хотят закрепить свое предвыборное обещание и ввести исключительно контрактную воинскую службу.
Несколько удивило (если учесть желание Юлии Владимировны построить двухпартийную систему в Украине) положение статьи 77 о снижении проходного барьера до одного процента. Но уже следующий пункт все объясняет — в бютовском варианте Конституции предусмотрены выборы в парламент в два тура. Ко второму туру допускаются только две партии, которые набрали наибольшее количество голосов.
В проекте изменений Тимошенко бросается в глаза большое количество механизмов воздействия на депутата со стороны партии. Например: закрепление кандидатов в депутаты за конкретными избирательными округами; право партии на изменение порядка кандидатов в своем списке на протяжении семи дней после утверждения результатов выборов; право высшего руководящего органа партии своим решением исключать депутата из фракции, что, соответственно, повлечет за собой потерю мандата. И вся эта «крепостная» система закреплена дополнением в статью 36, где говорится о невозможности обжалования в суде решений партии.
Правда, в статье 78 депутатам разрешается быть одновременно и министрами. Надо сказать, подобная норма успешно действует в Конституциях многих стран, в частности во Франции.
Вообще, предложенный «бютовцами» проект изменений в Конституцию полон интересных и порою уникальных новаций. Одной из них является юридическая фиксация лозунга БЮТ о том, что парламентские выборы — это выборы премьера. В статье 83 предлагается закрепить обязанность большинства выдвигать на должность премьер-министра человека, возглавляющего избирательный список партии (блока), которая набрала большинство голосов. В этой же статье закрепляется обязанность меньшинства сформировать оппозицию. То есть никаких миноритариев с их «золотыми акциями» больше не будет.
ДИРЕКТОР ПРАВОСУДИЯ
Комментировать президентский вариант новой Конституции трудно, так как у Секретариата Президента все никак не хватает смелости представить его общественности. А все потому, что варианты БЮТ и Партии регионов потенциально проходимы через парламент, а возможный вариант Президента имеет шансы пройти только через референдум.
Одно можно сказать точно — опираться в новой Конституции Президент собирается на судебную ветвь власти. Реформы, которые предполагается в судебной системе, полностью прописаны «под Президента». Например, согласно проекту новой редакции Основного Закона, глава государства будет предлагать весь состав суда на утверждение парламента. Не исключено, что Президент возглавит еще и Высший совет юстиции, который будет назначать, отстранять и увольнять судей.
Тотальное влияние Президента предполагается не только на правосудие, но и на прокуратуру. Глава государства без участия парламента будет иметь право назначать генпрокурора, у которого предполагается забрать функции надзора за соблюдением законности. Эти функции планируется передать префектурам, глав которых будет назначать опять- таки Президент.
Норму статьи 5 Конституции Украины о том, что источником власти является народ, президентская команда поняла слишком буквально. У Президента третий раздел концепции, регламентирующий порядок волеизъявления, гласит, что «активные граждане страны должны получать право инициировать, отменить или изменить любой закон, вплоть до Конституции».
Глава государства поручает создавать коалицию в парламенте. И это вполне можно назвать грубым вмешательством в деятельность Верховной Рады. Не говоря уже о том, что возможная Верхняя палата парламента будет отменять все законодательные инициативы Нижней палаты парламента, не понравившиеся Президенту.
В СУХОМ ОСТАТКЕ
Очевидно, что во всех редакциях Конституции есть как разумные предложения, так и эгоистические амбиции политиков.
Объективности ради надо сказать, что на данный момент шансы пройти через Верховную Раду имеет Конституция с парламентской формой правления. Так что имело бы смысл остановиться на этом варианте. К этому добавить хорошо выписанный раздел «Правосудие» от Партии регионов. В раздел про «Кабинет Министров» можно взять положения и из Конституции БЮТ, и из Конституции Регионов (они достаточно похожи, и в обоих вариантах есть разумные предложения). И все это в конечном варианте может дать неплохо сбалансированную вертикаль власти.