Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

КРАТКИЙ КУРС предвыборного популизма

7 сентября, 2001 - 00:00


Ни для кого не секрет, что предвыборная гонка — это война мифов. К слову «миф» не стоит относиться пренебрежительно — это часть культуры общества. Были мифы Древней Греции, мифы викингов и славян. Древние мифы, как, собственно, и современные, возникали не на пустом месте, а базировались на реальной жизни и быте народа. Иное дело трактовка тех или иных явлений, проблем и норм. Тут видна вся культура, весь спектр и уровень творцов этих мифов. Но если древние мифы — это достояние этнографов, то современные — серьезный политический инструмент прихода к власти. Они базируются на реальных проблемах, которые нации так или иначе нужно решать. Другой вопрос, что одни пути решения приведут к еще большим проблемам (это и есть популизм), а другие смогут снять многие противоречия. А третьи мифы вообще имеют весьма косвенное отношение к происходящему. (Таких мифов особенно много в украинской политике — достаточно вспомнить «красную угрозу» и «борьбу реформаторов против олигархов».) Возможно, что в украинском политическом мифотворчестве произошла целая революция, но произошла ли она в решении проблем? А ведь качество перспектив Украины не в последнюю очередь зависит от качества предлагаемых народу мифов.




Предвыборная пора всегда была в Украине своеобразной «эпохой чудес». Перед изумленным электоратом вставали невесть откуда взявшиеся политические колоссы, обещающие в кратчайшие сроки раз и навсегда решить наиболее животрепещущие проблемы, его, электорат, кровно интересующие. В случае, естественно, положительного отношения последнего к этим колоссам в кабинках для голосования.

Безусловно, не станут исключением и грядущие выборы-2002. В этом контексте представляется целесообразным произвести своего рода «инвентаризацию» основных знаковых проблем в экономической сфере. Вокруг них, в конечном итоге, и будут вращаться идеи, лозунги и щедрые посулы основных политических сил, независимо от их направленности и приближенности/отдаленности от действующей власти. В общем, такой перечень конечен и даже относительно невелик.

1. Уровень доходов населения, занятого в бюджетной сфере. Несмотря на погашение, в основном, задолженности, проблемой остается низкий уровень заработной платы большинства бюджетников как таковой, по сравнению с занятыми в производственном секторе экономики. Есть также основания ожидать осенью и зимой нынешнего года определенного ухудшения финансирования бюджетной сферы из-за проблем с наполнением бюджета.

2. Задолженность по заработной плате на негосударственных предприятиях. Задолженность остается значительной на предприятиях различных организационных форм и отраслевой принадлежности. В наиболее массовом порядке это касается оплаты труда колхозников. В отличие от проблемы, указанной в предыдущем пункте, обещать решить эту задачу простым увеличением бюджетных расходов невозможно. Ввиду этого в данном вопросе следует ожидать широкий спектр лозунгов — от противостояния «хапугам-директорам» — до создания благоприятных условий для возрождения прибыльной деятельности предприятий-должников.

3. Пенсионное обеспечение. Постепенное повышение уровня пенсий и достижение своевременности их выплат в определенной мере снизило остроту вопроса. Но все же не компенсировало в полной мере реального снижения размера пенсии вследствие прошлогодней инфляции. Размер пенсии остается существенно ниже прожиточного минимума. Поэтому лозунг повышения пенсий будет весьма актуален.

4. Возвращение сбережений населения, канувших в Сбербанке СССР. Проблема остается острой из-за значительного объема утраченных средств. Шаги, сделанные в последнее время в направлении компенсации потерь и реструктуризации этой задолженности, проблему в целом не решают. К тому же, сталкиваясь с тем, что реструктуризация долга превращает былые тысячи рублей в жалкие гроши, горе-вкладчики лишь приходят в еще большее ожесточение.

5. Компенсация потерь депозитов населения в банке «Украина» сродни предыдущей. Ввиду свежести накал ее, пожалуй, будет заметно сильнее, тем более, что число вкладчиков банка, в особенности — в сельской местности, достаточно велико. На практике процесс ликвидации банка и компенсации средств вкладчиков реализуется достаточно сложно и может вызвать значительное недовольство пострадавших вкладчиков. К тому же возврат вкладов размером более 500 грн. обещает затянуться.

6. Функционирование бюджетной сферы в целом. Погашение задолженности по заработной плате благоприятно воспринято частью электората, непосредственно занятой в бюджетном секторе. Вместе с тем, в целом финансирование социальной сферы остается неудовлетворительным. Образование, культура, здравоохранение, охрана правопорядка, в особенности — на периферии, остаются в удручающем состоянии, что отрицательно сказывается на социальном климате в целом. Не способствует потеплению последнего и перекос финансирования в пользу властных и фискальных структур. Поэтому весьма популярными должны стать намерения навести порядок в бюджетных расходах, в особенности — на местном уровне, обеспечить справедливость распределения бюджетных средств, пресечь возможные злоупотребления.

7. Коммунальные услуги населению. Изменение в ходе бюджетной консолидации прошлого года принципов предоставления субсидий привело к их утрате рядом социальных групп, которые в них реально нуждались. К ухудшению социального климата привело и упразднение льгот для ряда категорий населения. Острой остается проблема завышенных цен на коммунальные услуги при подчас вопиюще низком их качестве. Впрочем, и привыкшие ко многому сельчане все менее склонны страдать от постоянных аварий устаревшей инфраструктуры водо- и электроснабжения. Не говоря уж о том, что возобновление отключений населения и социальных объектов от электро- газо- и водоснабжения, которое вполне возможно как последствие недавней приватизации шести облэнерго, также станет существенным фактором обострения ситуации. Этому же будут способствовать и попытки решать проблемы долгов населения по коммунальным услугам силовым путем — через индивидуальные отключения и, тем более, конфискацию личного имущества.


Если вышеперечисленные проблемы касаются подавляющего большинства представителей украинского электората и, по всей видимости, будут эксплуатироваться всеми политическими силами, причем, чего греха таить, не могут не стать объектом наибольшего популизма, существует ряд проблем массового характера, которые предполагают значительно более сложные и конструктивные решения. Среди них можно выделить следующие.

1. Занятость населения. Возможность получить оплачиваемую работу остается одним из определяющих мотивов для значительной части социально активных граждан. Поэтому планы восстановления или расширения местных производств, физического увеличения объемов производства в масштабах всей Украины, предоставление возможности временного трудоустройства, профессиональной переподготовки и т.п. представляются актуальными и востребованными в массовом порядке.

2. В тесной связи с предыдущими находятся проблемы регионального развития. Активизация в последнее время региональных элит позволяет прогнозировать усиление внимания к региональной проблематике. Это касается, в частности, отношений между центром и регионом и эксплуатации статуса «региона-донора», конкуренции с другими регионами (например, запрет переработки сельхозсырья на предприятиях другой области с целью загрузки «своих» предприятий). Кроме того, в зависимости от специализации и географического расположения региона, актуально могут звучать и всеукраинские проблемы: акцентуация западного/восточного векторов внешней политики с целью развития приграничного сотрудничества западных или восточных областей, стимулирование развития и протекционизм в отношении тех или иных отраслей, имеющих градообразующий характер или являющихся ведущими в регионе и т.п. Характерно, что все указанные идеи удачно сочетают (в плане предвыборных пропагандистских манипуляций) интересы широких слоев населения и региональных элит.

3. Долговой кризис предприятий. Несмотря на кажущуюся «элитарность» этой проблемы, которая должна, прежде всего, волновать директорский корпус, долговой кризис все же получает непосредственную социальную «привязку». Во-первых, долговая проблема может быть прямо увязана с невыплатами заработной платы работникам. Во-вторых, конвертация задолженности в имущественную ответственность и изъятие имущества предприятий и частей хозяйственного комплекса наносит ощутимый удар по работникам этих предприятий. Яркое свидетельство тому — недавние конфликты по поводу конфискации сельхозтехники за долги в Винницкой области, описанные в центральной прессе. Поскольку в дальнейшем имущественная ответственность будет получать все большее распространение, она может стать весьма мощной почвой для политической агитации.

Существует и ряд других проблем, волнующих прежде всего экономически активное население, которое благодаря развитию «челночного» бизнеса и прочей мелкой торговли сегодня достаточно велико, чтобы стать предметом плотного внимания организаторов предвыборных кампаний. Среди этих проблем:

1. Дерегуляция предпринимательской деятельности. Речь идет об упрощении процедур открытия собственного бизнеса и текущей отчетности, защите мелкого предпринимателя (юридического или физического лица), уменьшение уровня обложения предпринимателей налогами и сборами. Видимо, серьезная битва предстоит вокруг сохранения режима упрощенного налогообложения и единого налога на субъектов предпринимательской деятельности. Последний не предусмотрен официальным проектом Налогового кодекса, что ставит под угрозу бизнес большого числа мелких торговцев.

2. Макроэкономическая стабильность. Лозунги стабильности гривни, предотвращения инфляции, бюджетной консолидации будут использоваться политическими силами, ориентирующимися на экономически активное население, прежде всего — предпринимателей, хотя их успех представляется сомнительным. А вот «запугивание» инфляцией и девальвацией, которые будут вести к обесценению реальных доходов, будет применяться и к рядовым гражданам.

Несомненно, на рядового избирателя выльется также ряд подробностей более узкоспециального характера, типа динамики процентных ставок, денежных агрегатов, развития фондового рынка, инвестиционной и промышленной политики и проч., которые для искушенных специалистов станут действенным индикатором уровня популизма либо реальной проработанности предлагающихся решений, а также призваны будут произвести впечатление на широкие народные массы. Но, по большому счету, эти «слоганы» будут иметь несущественный эффект в плане предвыборной агитации.

Думается, что при любом исходе выборов главнейшим конструктивным их эффектом должно стать то, что они будут поводом для массированного «мозгового штурма» реально стоящих перед Украиной проблем с привлечением лучших отечественных (и не только) интеллектуальных сил. И обществу предстоит пройти тест на способность распознавать мифы, популизм и реальные варианты решений относительно своих перспектив. Ведь, как известно, правильная постановка проблемы — половина пути к ее решению.

Ярослав ЖАЛИЛО, кандидат экономических наук, Центр антикризисных исследований
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ