Если посмотреть сегодня хотя бы на еженедельную афишу столичных
развлечений и художественных акций, то сердце, как говаривали когда-то,
наполняется чувством законной гордости за Украину. Конечно, Киеву далеко
до Москвы и Праги, не говоря уже о Париже или Вене, но, конечно, сегодняшний
культурный рацион столичного суверенного горожанина в сравнение не идет
со скудным нормированным пайком заложника тоталитарной «зоны». Да, самые
дорогостоящие мировые звезды и престижные балетные или театральные ансамбли
нас еще не навещают, европейскую художественную моду мы чаще изучаем по
принципу «Абрам напел» — через эпигонские подражания вояжирующих на Запад
модельеров и живописцев, но зато как-никак у нас появилась возможность
выбора. Он, повторю, пока не кажется рафинированным и богатым. Из всех
искусств, как ни крути, главным для нас остаются российская попса и американские
боевики, но ведь и голливудское «криминальное чтиво» мы с этого года можем
глотать в адекватном воспроизведении, прямо как какой-нибудь мюнхенский
тинэйджер.
Впрочем, может быть, самый страшный и, что трагично, по
сути неосмысленный обществом «культурный» результат года — гибель червоноградских
тинэйджеров на просмотре «Армагеддона». Случай стал поводом для броских
газетных заголовков, но никак не для рефлексий на тему «о tempora, o mores».
И не в том дело, что рвались школьники посмотреть на результат титанических
усилий украинской кинопромышленности — один из трех фильмов, на которые
она сподобилась в этом году, а в том, что в Червонограде возможность отведать
даже «суррогатной» культуры — мизерна.
«Армагеддон» — это одновременно и мрачное предупреждение
нашей все более нищающей и попсующей культуре, где артисты гробят себя
алкоголем, а поэты за честь почитают сочинение рекламных слоганов, где
эмиграция считается удачей, а помпезные праздники и спекулятивные реконструкции
напоминают не только о невыданных зарплатах, но и неизданных книгах, непоставленных
спектаклях, несыгранных партитурах.
Не хочется сидеть под елкой с кислой рожей, но едва ли
следующий год будет легче для культуры. Событий, вероятно, будет больше
(наверное, и кандидаты в президенты тряхнут мошной), но эффект их будет
гомеопатическим. Кабы не «армагеддоновским».