Провокации с предсказуемым итогом чреваты ссорами. Сыпанешь ложку соли в стакан чая гостя и получишь за минуту искреннего смеха многие дни презрения. Козе понятно, противен не столько соленый чай, сколько намерение сделать пакость ближнему. Потому не надо теряться в догадках, если суку в течке сводишь с кобелем, пауков запихиваешь в банку, то есть сознательно запускаешь цепь ожидаемых событий. Так и на телевизионных ток-шоу, когда пытаются выяснять абсолютно понятные всем вещи. Например, любят ли националисты Ленина, а коммунисты Бандеру? На этот жгучий вопрос давно ответили почти в каждом украинском селе, где своих «комуняк и бандеровцев» стараются не сажать за один стол. Знают, и не выпив лишнего, обязательно подерутся. Буйные нравы студий, конечно, не сравнишь с сельскими пасторалями. Перед камерой каждый вырванный чуб все равно, что приз зрительских симпатий, за ним рейтинги, реклама и все остальное тщательно калькулируемое. Одно ограничение — высота страстей. На ток-шоу ее нехорошо опускать до уровня петушиных боев. Ведь не жажда крови выводит припудренных ньюсмейкеров под жаркий свет студийных софитов. Приходят говорить и спорить о важных для страны вещах, а их — раз, и накрыли сетью формата. А в нем, услышав клекот распаленного соперника, редкий Золотой гребешок удержится, чтоб не клюнуть в ответ. На том и строится сюжет.
Теперь петушиные бои не котируются. Бесчеловечно играть на генетическом коде и без того обреченных птиц. Дух кокфайта, как табачный дым, выветривается из нашей жизни и почти не остается публичных мест, где стремящиеся к доминированию особи пускают перья по ветру. Ради зрелищ не сводят израильских правых, с палестинскими боевиками, испанскую «Фалангу» с баскской ЭТА, британских консерваторов с ветеранами ИРА... Да мало ли крайних флангов в каждой европейской стране, не говоря о других континентах. Столкнутся в студиях, глядишь, эмоции выйдут на улицы, ведь у всех есть фанаты-болельщики. Телевизионным хостам пошло бы в зачет увеличение в студиях массы центра, то есть делегатов политических групп, способных сотрудничать или, хотя бы, слышать друг друга. Конечно, в таком случае потребуется большее представительство и куча хлопот по подготовке и режиссуре. С петушиными боями проще. Поставил клюв к клюву исторических антагонистов — и зрелище само пошло без завязки, прямиком в кульминацию. Предполагаю, не все студийные конфликты происходят по злому умыслу ведущих. Иногда им просто не хочется напрягаться. Жизнь, она сама по себе кокфайт, а петухов у нас хватает во всех цветах политического спектра.
ЦЫПЛЕНОК ЖАРЕНЫЙ ИЛИ КУКУШОНОК ВПАРЕННЫЙ?
Продолжая тему пернатых кормильцев тела и души, нельзя пройти мимо «Техасского Цыпленка», Texas Chicken. Он в образе российской компании с неожиданным названием European Active Corporation собрался распустить хвост на днепровских холмах. А значит, будет у киевлян еще несколько точек быстрого прокорма. Казалось бы, радуйся инвестициям, если не в долларах, то в виде жареных крылышек, и украшай мировым брендом фасад торгово-промышленной палаты. Но в памяти всплывает аналогичный фастфуд на букву «М». Он почти ровесник нашей независимости, а 40% своего меню так и возит из-за границы. Например, в России разместил овощные теплицы, и нам шлют оттуда дары парников. Ой, не питательна для экономики такая франшиза, когда мы им конвертируемую «зелень», а они нам — салатные листья. Чего доброго и с Чикеном из Техаса выйдет такая история. Покажет фигу «Гаврилівським курчатам», «Нашим Рябам» и другим желающим попасть на столы соотечественников, и все, будем обсасывать ножки пернатых дикого Запада или Востока. Чтобы не случился казус, хорошо бы гражданам знать не только имена прибывающих в страну, но и принимающих их на рынке. Он же пока наш, хоть и фастфудовский!
В ЭДИНБУРГЕ БУЗИНА, А В БРЮССЕЛЕ — ДЯДЬКА
Международная песня на экономическую музыку у нас не сравнится с политической. Та звучит хитом сезона. Имеется в виду речь руководителя нашего внешнеполитического ведомства Леонида Кожары, произнесенная им на Экспертном форуме «Украина-2013». Вот где открываются масштабы перемен на планете. Во-первых, по всем направлениям сужается влияние ЕС, констатирует Л. Кожара, и возрастает роль маленьких стран — таких, как Катар. Прозорливо вглядываясь в черты умирающей Европы, Леонид Алексеевич видит новым центром Старого Света Эдинбург. Почему на эту роль претендует шотландская столица, не поясняется, зато дается точное местонахождение Украины в границах континента, названного по имени финикийской царевны. Оказывается Европа «не закінчується на межі Донбасу та Слобожанщини, а охоплює великий простір від Атлантики до Стамбула, Уралу та Кавказу». Действительно, смелая констатация географических и политических фактов. Благодаря ей начинаешь понимать маневр родины. В Брюссель мы одни не собираемся, а пойдем на саммит в Эдинбург вместе с Россией, Казахстаном, Грузией и Турцией. Чтобы нынешний Брюссель не переживал по поводу шагреневой кожи собственного влияния, пан Кожара, по всем правилам политеса, делает дипломатический реверанс, называя ЕС самым влиятельным объединением континента, который теоретически может служить нам примером для внутренних реформ, но практически нет. Потому что в России 74% граждан позитивно относятся к украинцам, и нам нельзя подвести людей славянского племени. «А крім того, і Росія, і Україна по праву відчувають себе частинами єдиної цивілізації», — говорит министр, — что, конечно же, исключает наше движение налево, к другим частям романо-германского, и англо-саксонского мира. Цивилизационный выбор министр озвучил вполне внятно. И чтобы совсем отсечь сомнения, эзоповским языком резюмировал: «Сковорода колись говорив: «Подякуймо блаженному Богу за те, що потрібне зробив неважким, а важке непотрібним». Зная о том, как тяжело и трудно идет у нас сближение с Евросоюзом — улавливаем провидческий мессидж сверху: на что нам сдались эти мучения с членством!
* Петушиные бои