Один из ключевых экспертов Еврокомиссии Майкл Эмерсон, старший научный сотрудник Центра исследований европейской политики в Брюсселе, недавно побывал в Киеве. Он — автор более десятка книг по европейской интеграции. А центр, который он представляет, вырабатывает рекомендации и прогнозы, к которым прислушиваются «еврокомиссары». Они, как известно, несмотря на оранжевую революцию, пока не обещают Украине не то что членства, но и быстрого предоставления рыночного статуса, свободной торговли, упрощения визового режима. Почему? Об этом — в интервью с Майклом ЭМЕРСОНОМ.
— Г-н Эмерсон, с какой целью вы приехали в Киев в составе делегации международных экспертов «Стратегические консультации»?
— Программа развития ООН собрала вместе большое число международных исследователей, которые заинтересованы в изучении сегодняшнего положения дел, чтобы побольше узнать о постреволюционной ситуации в Украине. Эксперты хотят увидеть, как идет процесс реформирования после оранжевой революции, особенно относительно вопросов европейской интеграции.
Сейчас наиболее важное событие европейского пути реформ для Украины заключается в том, что был одобрен План действий и украинское правительство согласно сделать следующий шаг по направлению к ЕС.
Мы пронаблюдали за макроэкономическими показателями за 3 месяца деятельности правительства Украины. Теоретически, если уровень роста экономики замедляется, уровень инфляции возрастает. Мы разговаривали с министром финансов г-ном Пинзенныком, и он сказал, что показатели получились даже большие, чем он надеялся. После эмоциональной оранжевой революции сейчас вы должны вернуться к энергичному рутинному процессу оздоровления экономики. Стартовый спад экономики в переломный политический момент — это очень деликатная тема, в следующем году у вас пройдут парламентские выборы.
Сигнал тревожный, пока не фундаментальный, но происходит движение в опасном направлении. Правительство должно пресечь подобные тенденции и восстановить здоровые макроэкономические показатели.
У меня нет конкретной официальной информации о макроэкономических аспектах, но я слышал мнение вашего Министерства финансов, что рост экономики Украины к концу 2005 г. может составлять 4—5%. Но это только мнение. Для Украины сейчас чрезвычайно благоприятный период для развития в связи с международным спросом. Правительство должно иметь четкий план для создания дополнительного экспорта в пределах ЕС.
Я понимаю, что правительство принимает меры для передачи своих указаний на места. Однако сейчас структура власти чрезвычайно контролирующая. У экспертов в Брюсселе не исчезло ощущение того, что у власти есть свои люди не только в каждом городе, но и в каждой деревне. Киев не должен и не может контролировать все с самого верха до низу, и это нормально для развития демократического общества.
— Каково ваше видение относительно целесообразности вступления Украины в ВТО?
— Вступление в ВТО для Украины не только возможно, но и необходимо. Украина может налаживать отношения и с ЕС, и с Россией — это касается свободной торговли. Однако таможенный союз с Россией не приемлем, так как это автоматически подразумевает рассмотрение двусторонних экстратарифов и дополнительных соглашений, которые могут повлиять на отношения с ЕС. Это понимало предыдущее правительство, понимает и нынешнее. Поэтому сейчас оптимальная система для Украины — полная свобода торговли. Президент должен сказать политикам и бизнесменам: мы переходим на полностью открытую рыночную экономическую политику, только так мы сможем быстрее получить прибыль. Вначале будет трудно, но мы сделаем все возможное.
— Относительно сроков евроинтеграции Украины существует масса спекуляций. Команда Ющенко уверена, ч то это обязательно случится в рамках их 10-летнего пребывания у власти. Как реально смотрят на это в Брюсселе?
— Относительно сроков возможного вступления Украины в ЕС нужно учитывать две вещи: что будет с ЕС и что будет с Украиной. Все знают, что сейчас ЕС переживает довольно тяжелый период ратификации Конституции. Вероятно, что во Франции (референдум в этой стране состоится в воскресенье — Ред. ) откажутся ратифицировать Конституцию ЕС, хотя сам этот документ предназначен для сближения стран-членов ЕС. Если Конституция не будет принята, то это означает, что внутри ЕС существует сопротивление, которое в будущем будет только расти. Первая жертва этих настроений — Турция, по большей части из- за конфессиональных различий. Вы знаете, что Турция до того, как подала заявку на вступление в ЕС, имела очень много «долгов» — в экономической, демократической, политической и других сферах. Турция очень много лет подстраивалась под критерии ЕС. А теперь у Турции могут быть проблемы. Важно, чтобы Украина выбрала настойчивый «турецкий» курс. Хотя по сравнению с Турцией, Украина — более продвинутая страна, особенно в области образования.
Изначально в ЕС было 12 стран, возможно, поэтому вели переговоры и, принимали решения легче. Сейчас в ЕС 25 стран, а если учитывать страны, стоящие в очереди на вступление (Балканские страны, Турция, Украина и т.д.), то получится 35 стран. В США 50 штатов, и их система отлично работает как федерация. Мы не стремимся слепо следовать примеру США, но все же у них нужно поучиться процессу делать прозрачными все решения, которые принимаются законодательной и исполнительной властью. Сейчас в ЕС возникли проблемы чисто технического плана, и процесс принятия Конституции тормозит движение.
Конечно, Украина не имеет таких проблем, как Турция, так, Украина более демократичное государство. Это уникальный случай: страна продемонстрировала фантастическую жажду к демократии. У Украины есть шанс заново представить себя как очень важную страну, полностью европейскую по духу. Сейчас постреволюционное правительство очень уважают во всей Европе. Остальная Европа не знает в деталях, что происходит здесь. Революция сделала хорошее дело, но только на плодах революции далеко не уйдешь. Время покажет, что такое революция: успех или провал.
В ЕС нет общего мнения насчет Украины. Все в Европе обожают ваше новое руководство. Что на самом деле происходит в Украине — другой вопрос. Еще неясно, верные ли реформы проводит новое правительство, потому что остались невыполненными еще очень много важных, первоочередных задач.
— Все-таки, когда у Украины могут появиться шансы на вступление в ЕС? Ваш оптимистический и реалистический прогноз.
— Я полагаю, что реально это произойдет в течение 15 лет. Польша начала готовиться к вступлению в ЕС в 1990 году, то есть Польше понадобилось 14 лет. 10 лет, может быть, если очень постараться. Однако я склонен полагать, что это маловероятно, так как еще много несоответствий в экономической, политической, экологической, медицинской и др. сферах.
Вступление Украины в ЕС в течение 10 лет — это очень оптимистический вариант. Если парламентские выборы 2006 г. пройдут нормально, то уже в следующем году вы можете прислать официальное письмо с просьбой принять Украину в полноправные члены ЕС. Комиссар в ответ на это скажет: «Большое спасибо за письмо. Теперь мы должны узнать мнение Еврокомиссии». И затем уже Европейская комиссия рассматривает все факты очень подробно. Возможно, к 2007 году они прийдут к мнению о необходимости проведения дальнейших переговоров (или нет).
Относительно Турции, то процесс переговоров еще не начинался, возможно, начнется в этом году. Если решение о необходимости переговоров будет принято, то после этого следует осуществить много дорогостоящих проектов, чтобы присоединиться к ЕС. Например, внедрить свободную торговлю (это просто) или одобрить нормы и регуляции для сельского хозяйства (что очень дорого и необходимо длительное время). Для воплощения норм относительно окружающей среды необходимо финансирование на уровне 1000 EUR на душу населения, а в целом это 50 млрд. EUR (или в крайнем случае 45 млрд.). Для постчернобыльской Украины, может быть, и больше. Это только один пример того, сколько нужно изменить, и вы понимаете, что это будет очень дорогой поход в ЕС. Дорогим удовольствием будет стандартизация сельского хозяйства и промышленности, модернизация транспортной инфраструктуры, энергетики. Потребуется отмена всех таможенных тарифов. Поэтому очень важно, чтобы вы понимали, что не нужно пытаться процесс вступления в ЕС осуществить быстро, т.к. в противном случае можно просто «разорить» бюджет. Важно подойти к этому пути серьезно и всю стратегию тщательно распланировать.
Да и процесс законодательного преобразования и гармонизации стандартов идет медленно, пока напоминая больше евроимитацию. Наши рекомендации о создании самостоятельных отделов и о назначении замов по евроинтеграции в каждом министерстве остались без внимания. В прессе много красивых лозунгов и призывов, однако население лучше разбирается в понятии «евроремонт», чем «евроинтеграция». Должна подаваться разъясняющая информация и ее широкое общественное обсуждение, чтобы люди заранее знали, как быть готовыми для интеграционных процессов.
— На какую помощь ЕС может рассчитывать Украина в ее евроинтеграционных процессах?
— Прежде всего — на техническую помощь по гармонизации украинских стандартов с европейскими. Мы готовы помочь подготовить кадры. Общеизвестные финансовые институции: Мировой банк (МБ), МБРР, МВФ, а также ПРООН очень мотивированы помочь Украине преуспеть. Однако доля грантов в финансовой помощи будет невелика, в основном это будут кредиты под малый процент. МБ хорошо зарекомендовал себя в работе с процессами вступления в ЕС новых стран- членов. США не теряет заинтересованности в преобразовании Украины, и здесь главное — создать наилучшую «смесь» из согласия Вашингтона и достижений ЕС. Процесс вступления в ЕС будет несомненно длительнее и с неясными последствиями, чем это представляют украинские политики. Пока много неясного. Во-первых, из-за неразберихи с принятием конституции в самом ЕС, а во-вторых, из-за неясностей, кроящихся в самой Украине. Вот почему выборы 2006 года — это отправная точка для реальных раговоров по любым интеграционным вопросам. Пока в сдерживающих рекомендациях Европейских стран отчетливо прослеживается нежелание вливать в свои ряды бедную по европейским нормам страну, с еще неустоявшейся политической системой.
— А что вы можете сказать относительно вступления Украины в НАТО?
— Мое мнение по поводу вступления Украины в НАТО — это очень хорошая идея для получения новой формы коллективной безопасности. К тому же, это позитивный факт для вступления в ЕС. После четырех- пяти лет реформ Украина может стать полноправным членом НАТО, что позволит ей более плотно участвовать во всех жизненных процессах Европы и, возможно, ускорит процесс вступления в ЕС.
Относительно негативного отношения России к вступлению Украины в НАТО, то тут нужно стремиться поддерживать отношения и с НАТО, и с Россией, тем более, что существует программа углубления отношений России и НАТО. А в будущем, возможно, Россия также вступит в НАТО, может быть, не в качестве полноправного члена организации, а как наблюдатель, что будет очень положительно для России.
Вопрос вступления Украины в НАТО — это вопрос для украинской демократии. Пока не стоит вдаваться в детали, включая низкую поддержку этой идеи среди населения. Если средства массовой информации подключатся к этому процессу и помогут убедить людей, то это очень хорошо. НАТО — это одна из цепочек европейской демократии. Все просто: если Украина считает себя на самом деле демократическим государством, то ее место в НАТО.