Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Навсегда антиоранжевые

Степан ГАВРИШ: Премьером будет компромиссная фигура, а спикером — кто-то из радикалов Майдана
23 марта, 2006 - 18:15

В свое время Степан ГАВРИШ был одним из тех, кто наиболее яро и последовательно отстаивал президентство Виктора Януковича. Теперь их политические пути разошлись: Виктор Федорович ведет Партию регионов на выборы в качества самостоятельного субъекта кампании, Степан Богданович является одним из лидеров Оппозиционного блока «Не ТаК!». Далее, сегодня Гавриш, в отличии, кстати, от других своих коллег по блоку, выступает с достаточно резкой критикой Януковича и ПР. И особенно — его достоверного намерения создать коалицию с «Нашей Украиной». Об этом, а также о правовой специфике нынешней кампании, о будущих судебных тяжбах с властями и о целесообразности инициируемого эсдеками референдума по НАТО — в интервью Степана Гавриша «Дню».

— Как юрист, дайте правовую оценку этой избирательной кампании?

— Нынешние выборы особенные даже с точки зрения законодательства, по которому они происходят. Действующий закон готовился окружением Ющенко специально «под Виктора Андреевича» в расчете на усиление позиций Президента. Поэтому на вполне легитимных, казалось бы, основаниях действует иезуитский план оранжевой команды со многими составляющими.

Поэтому есть проблемы с формированием списков избирателей, с организацией работы избирательных комиссий и, главное, — с ответственностью власти за проведение выборов. Собственно, капканы для демократии расставлены в самом профильном законе. Задач несколько. Во-первых — не допустить в парламент оппозиционные силы за исключением Партии регионов, которая на самом деле не такая уж оппозиционная. В последнее время ПР тесно сотрудничает с оранжевыми, о чем свидетельствуют подписанные между ними соглашения. Главным своим оппонентом власть избрала Оппозиционный блок «Не ТаК!» и делает все для того, чтобы в парламент мы не попали.

Не удивлюсь, если оранжевые и бело-голубые создадут свою коалицию, о чем заявляют уже сейчас. Конечно, вряд ли в таком случае премьером станет Янукович. Скорее, функции главы исполнительной власти сможет выполнять, например, Николай Азаров. Он — экономист высокого класса и в свое время не побоялся прийти на Майдан в оранжевом шарфике.

— Может, на эту должность будут предлагать Рината Ахметова?

— Не думаю, чтобы премьерская кандидатура стала для нас неожиданностью. Это будет компромиссная фигура, приемлемая как во внутреннем, так и во внешнем поле страны. Вместо этого кто-то из «радикал-оранжевых» возглавит Верховную Раду, переместит туда акцент политической активности, будет ориентироваться в своей деятельности исключительно на Президента, и мы, в итоге, снова получим ряд серьезных кризисов.

— Что дает вам основания утверждать, будто «Не ТаК!» не пускают в парламент?

— Я уже сказал, что у власти разработан генеральный план, в соответствии с которым она действует. Да, существует проблема манипулирования списками избирателей, когда при их переводе с русского языка на украинский преднамеренно допускаются ошибки, вследствие чего до 10% всего электората может быть лишено права голоса. Также готовятся фальсификации, связанные с фальшивыми бюллетенями. Их планируют массово вбрасывать в урны, вследствие чего голосование на отдельных участках просто будет признано недействительным.

Высшие чиновники нашего государства — Президент и премьер-министр — также являются олицетворением админресурса, поскольку действуют в интересах одной политической силы.

Я вас уверяю, что сам Ющенко, конкурируя за власть, не подвергался такому давлению, когда в 2004-м 2—3 раза в неделю обедал с Леонидом Кучмой.

— Логично, когда в намерениях фальсифицировать выборы оппозиция обвиняет власть, но власть сейчас обвиняет вас в том же.

— Это классический бред. Оппозиция фальсифицировать выборы не может, она просто физически лишена такой возможности. Более того, подозреваю, что Виктор Андреевич в курсе происходящего. Как иначе объяснить его заявление о том, что «силы реванша» не наберут больше 30—35%? Если Партия регионов в эти проценты не входит, то тогда оценка объективная, если же нет — нам, очевидно, демонстрируют результаты выборов еще до самих выборов.

— Некоторые силы, в случае, если они не попадут в парламент или если результат выборов не удовлетворит их в полной мере, обещают устроить «второй Майдан», а готовы ли вы устроить «второй Верховный Суд»?

— Современная судебная власть в Украине чрезвычайно политизирована, и рассчитывать на качество ее правовых решений, к сожалению, не приходится. Так, мне странно слышать заявления главы ЦИК, в которых говорится о том, что Президент имеет право выборочно проверить подписные письма, собранные в пользу проведения референдума, инициируемого нашей политической силой. Абсолютно популистская позиция, давать подобные советы — не компетенция главы ЦИК, но он это почему-то делает. Это фактически настраивает общественность определенным образом, посылает соответствующие сигналы и судам.

Сегодня украинские суды представляют большой риск для демократии, без их коренной реформы не обойтись. Феномен прошлогоднего решения ВСУ просто объяснить: тогда вне стен суда была сформулирована четкая политическая позиция, не реагировать на которую суд просто не мог. Думаю, это можно трактовать как одну из форм давления.

Постыдная традиция продолжается: с использованием СМИ судьям дают соответствующие «установки» и судьи им подчиняются! Но ведь очевидно, что судебная ветвь власти не может постоянно действовать, как стол заказов для власти.

В случае, если результат выборов действительно будет вызывать у нас определенные сомнения, Оппозиционный блок «Не ТаК!» будет бороться до конца. В любом случае, независимо от итогов кампании мы будем оставаться серьезным оппонентом действующей власти. В стране априори должна быть оппозиция, но сомнительно, чтобы некоторые политические силы, которые сегодня громче всего говорят о таком своем статусе, сохранили его и после выборов. Слишком часто для них оппозиционность является эдакой «одеждой для светского раута».

— И от идеи проведения референдума по НАТО вы после выборов не откажетесь?

— Мы ответственны перед украинским народом и, несомненно, завершим дело. Это не предвыборная технология, а поиск плана построения сильной внеблоковой Украины. К сожалению, сейчас затягивается процедура выдачи нам из ЦИК соответствующего протокола, наличие которого позволило бы проводить дискуссию с Президентом. Есть основания прогнозировать, что до выборов этого не будет, но, надеюсь, что после завершения кампании возможности для такого диалога даже расширятся.

Мы хорошо понимаем, что противодействие проведению референдума оказывает не только украинская власть, но и силы за границами нашей страны. Хотя на самом деле любой референдум — не просто тренинг демократии, но и повышение политического сознания граждан, приобретение ими осознанного статуса хозяев своей страны. Не забывайте, что именно волна референдумов, прокатившаяся по Европе в середине прошлого века, подготовила людей к созданию ЕС. Также — к новому типу демократии, которую я бы назвал «согласительной», за которую мы и боремся в Украине.

Ксения ВАСИЛЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ