На мартовских парламентских выборах граждане будут выбирать имена и лица, а не программы и идеологии. С этим тезисом согласны практически все политики и эксперты. Однако несколько участников избирательной гонки подчеркнуто делают ставку именно на идеологическую составляющую их политической силы. В первую очередь — это коммунисты. Предлагаем читателям мнение одного из наших авторов относительно того, что представляет собой коммунистическая идеология. «День», как всегда, готов продолжить эту тему.
«Ваша партия на протяжение прошлого века совершала страшные преступления. Неужели партийный билет не жжет вам карман?» — приблизительно такой вопрос задал в одной из программ телеведущий Данило Яневский депутату-коммунисту Шульге. На что тот без малейшего смущения ответил: «Нет, ничуть не жжет».
Этот ответ очень показателен. Он свидетельствует о том, что значительная часть нашего общества (ведь коммунистов все еще поддерживает немалый процент граждан) так и не осознала всей глубины ужасов советского режима, не очистилась от прошлого, не переродилась духовно. Думаю, что и в целом украинское общество еще не приблизилось к тому рубежу, за которым его можно было бы назвать обновленным обществом. Но, безусловно, качественные изменения в нем происходят. И процесс этот имеет стойкую тенденцию к усилению, что, конечно, не может не радовать.
Интересно, что своим вопросом Яневский (видимо, сам того не осознавая) указал на главную проблему современного украинского общества — необходимость смены мировоззренческих ориентиров. Ведь украинским гражданам (почти каждому второму) внутренне, в своем сердце следует перейти:
а) от тоталитарного образа сосуществования к демократическим нормам отношений;
б) от осознания себя «советскими» людьми к осознанию себя украинцами.
Первое касается уклада общества, а второе (национальная идентичность) — органической основы общества, того, что цементирует его. И от того, насколько динамично будет происходить переход от одних ориентиров к другим, будет зависеть и успешность Украины во всех (политическом, экономическом и культурном) аспектах.
Итак, попробуем проанализировать позицию наших соотечественников, которых «не жгут коммунистические партбилеты», то есть поговорить о проблеме коммунистической идеологии и практики.
В 1917 году российская коммунистическая партия (тогда партия большевиков) вооруженным путем захватила власть и, переименовав Российскую империю в Союз Советских Социалистических Республик, ввела в СССР абсолютную диктатуру. Всех реальных и воображаемых противников новая власть стала последовательно подвергать репрессиям. Кровавые преступления с массовыми жертвами были совершены еще Лениным во время гражданской войны и после нее («красный террор»). Но особенно масштабное человекоубийство (буквально, миллионы жертв) совершил Иосиф Сталин уже в мирное время, особенно в тридцатые годы. После его смерти Никита Хрущев, а потом Леонид Брежнев массовых репрессий не практиковали. Однако выборочное наказание неугодных лиц в виде арестов и заключения на различные сроки не прекращалось до самого развала Советского Союза.
Вот правда о российско-коммунистическом государстве. И, если кратко сформулировать, она заключается в том, что Коммунистическая партия при пассивной поддержке большинства населения СССР совершила кровавые преступления против человечества, которые исчисляются миллионами жертв.
Как же тогда современные коммунисты (в частности, наши, украинские) могут заявлять, что их «не жгут партбилеты»? Они что, совсем бессердечные, лишены человеческих чувств?
А очень просто. Дело в том, что совесть можно заставить замолчать логическими умозаключениями. К сожалению, таково свойство человеческой натуры. Достаточно человеку убедить себя, что другой человек плохой, злой, враждебный, и способность ощущать страдания этого другого человека начинает затухать. А с умерщвленным чувством милосердия можно совершить любые зверства.
Коммунисты говорят: «Все эти репрессии являются трагическими искривлениями, вызванными субъективным фактором и сложными историческими обстоятельствами. Сама же по себе коммунистическая идеология — гуманна. Она не призывает ненавидеть людей».
Но тогда и фашистские преступления можно назвать «трагическими искривлениями, вызванными субъективным фактором и сложными историческими обстоятельствами»! — отвечают им.
«Нет, — отрицают коммунисты, — фашистская идеология антигуманна по своей сути. Она направлена против представителей других наций. Поэтому преступления фашизма порождены его основополагающими идеями, а не искривлениями. Коммунистическая же идеология призывает любить всех людей, выступает за равенство и братство. И если советское руководство допускало какие-то нарушения, то это всегда было отступлением от коммунизма».
Подобные рассуждение дают возможность современным коммунистам избежать упреков совести и достаточно комфортно себя чувствовать перед темными глазницами миллионов замученных своих соотечественников, которые взывают к Небесам с мольбой о справедливости и будут взывать до тех пор, пока преступления и преступники не будут названы и осуждены. То есть до тех пор, пока общество полностью не отбросит малейшие попытки оправдать совершенное зло.
Однако рассмотрим утверждение, что коммунистическая идеология гуманна, а фашистская — антигуманна. В этом утверждении содержится показное правдоподобие. И многие, будучи неспособными глубже проникнуть в действительность, принимают его за правду. Но уже тот факт, что практическая реализация как одной, так и другой идеологии непременно выливалась в преступления против человечества, то есть оказывалась антигуманной, должен бы, по крайней мере, насторожить. И действительно: как такое может быть, чтобы гуманная цель порождала такую же антигуманную практику, как цель антигуманная? Откуда это удивительное противоречие между намерениями и поступками? Если все дело в неумелых исполнителях, то какой тогда имеет смысл «гуманная идеология», если она не может этих исполнителей уберечь от антигуманных действий? И действительно, если все зависит от исполнителей, то можем допустить и противоположное — что антигуманная идеология (когда ее реализуют гуманные исполнители) может порождать гуманную практику. Однако факты упрямо свидетельствуют, что практика обеих идеологий антигуманна. Что же тогда, собственно, порождает зло? Идеологии? Люди? Что?
Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим обстоятельнее идеологию и практику коммунизма и фашизма.
Что касается практик, то они удивительно похожи. Как коммунизм, так и фашизм провозглашались государственными идеологиями, жизнь общества строго регламентировалась, для него определялись четкие цели, правителей боготворили, в обществе господствовала нетерпимость к инакомыслящим, осуществлялись массовые репрессии. Жестокость коммунистического или фашистского режимов могла со временем ослабеть (например, СССР времен Брежнева или Испания позднего Франко), но никогда не прекращалась полностью.
Идеологии коммунизма и фашизма тоже похожи. Между ними практически нет существенной разницы. Даже что касается гуманности. Ведь цель фашизма (если кто-то не знает) тоже была якобы гуманной, так же, в конечном счете, как и цель коммунизма — принести благо человечеству. А то, что благими намерениями выстелена дорога в ад, — это уже другая песня.
Посмотрим на теоретизирования коммунистических идеологов. Они утверждают: все беды и несчастья человечества заключаются в несправедливом распределении состояний. Частная собственность является злом. Нужно ее ликвидировать и сделать материальные блага общественной собственностью. Тогда все люди будут равными и между ними будет царить справедливость. Но богатые никогда не захотят отдать свое богатство. Его нужно отобрать у них силой. Они враги, а к врагам жалость недопустима, их нужно уничтожать. Это так называемое классовое разделение людей, базирующееся на отношении к собственности. Главный его стержень — это противопоставление одних людей другим, призывы одних людей любить, а других — ненавидеть. А разве идеология, которая сеет вражду и ненависть между людьми, может называться гуманной? В ней нет даже намека на гуманизм. И кровавая практика коммунизма это подтвердила. Уничтожали сначала богатых и их приспешников, а потом и каждого, кто имел (или считалось, что имел) иное мнение относительно направлений развития общества.
А что же фашистские идеологи? Все беды и несчастья человечества, по их мнению, являются следствием разрастания неполноценных рас, которым присуща злобность, недружелюбие, лживость, эгоизм, лень, трусость и тому подобное. Следовательно, чтобы спасти человечество от деградации, оздоровить его, необходимо остановить разрастание неполноценных (низших) рас, и способствовать развитию полноценных (высших) рас, к которым принадлежали, в первую очередь, немцы. Конечно, неполноценные расы будут сопротивляться новому мировому порядку. Поэтому их нужно рассматривать как врагов и применять к ним силу. Это уже было другое, расовое разделение людей, базирующееся на отношении к расе. Но главным его стержнем, опять же, было противопоставление, натравливание одних людей на других. Понятно, что фашистская идеология также не может считаться гуманной.
Итак, мы видим, что как коммунистическая, так и фашистская идеологии (несмотря на то, что обе ставили гуманные цели — счастье человечества) гуманными по своей сути на самом деле не были, потому что в обеих было заложено разделение людей на добрых и злых. Обе идеологии гласили: чтобы достичь нашей великой цели — счастья человечества, нужно уничтожить врагов этой цели. Что же касается определения, кто является врагами, то фашисты и коммунисты имели действительно разные взгляды. Но разве это существенно, когда мы говорим о гуманизме?
Таким образом, заключаем, что идеология, в которой заложено разделение и противопоставление одних людей другим, не является гуманной. А поскольку в коммунистической и фашистской идеологии такое разделение и противопоставление имеются в наличии, то их следует считать антигуманными.
Как видим, утверждение современных коммунистов о якобы гуманности коммунистической идеологии является фальшивым. Антигуманная коммунистическая практика порождена антигуманной сущностью самой коммунистической идеологии. Но дело, в конечном итоге, даже не в том. Идеология — это намерения, а намерения не могут быть основанием, чтобы осуждать их носителей. Ведь подсудными являются только поступки. Поэтому коммунисты имеют право исповедовать свои идеи. Человек свободен в своих мыслях. Проблема с коммунистами совсем в другом. А именно в том, что они не хотят в полной мере признать ужасные преступления Коммунистической партии Советского Союза, называя эти преступления «ошибками и искривлениями» и тем самым умаляя их масштабы, а также не желают признать персонально В. Ленина, И. Сталина и других советских вождей преступниками и продолжают считать себя их духовными последователями. Иными словами, они не хотят отречься от преступного прошлого и тянут это прошлое в настоящее время, в независимую Украину. Не желая обновиться, стать оздоровленной, необремененной грузом прошлых преступлений новой украинской коммунистической партией, они тормозят и развитие украинского общества в целом.
Но существует еще и моральный аспект дела. Возможно, самый важный. Страшная несправедливость по отношению к миллионам замученных. Тяжело обществу нести такую ношу. Тяжело обществу достигать каких-либо успехов с такой ношей. Но как это объяснить людям, которых «не жгут коммунистические партбилеты»?!