если зерно пшеничное,
когда в землю упадет, не умрет,
то одно oстанется;
если же умрет, плод обильный принесет.
Евангелие от Иоанна, 12:24
В последние недели, общаясь с многочисленными коллегами, товарищами, знакомыми — казалось бы, полными единомышленниками — все чаще наблюдаю такой интересный социально-психологический факт. Как легко каждый прощает самому себе свое приспособленчество, как умело оправдывает его, как мастерски объясняет свою слабость и малодушие, зато какие огромные требования выдвигает такой избиратель к своему политическому кумиру, забывая, что и тот не витает где-то в благословенном озоновом поднебесье, а ходит по той же грешной земле, вязнет по колено в той же грязи, едва отрывает ноги, к которым прикованы чугунные гири различных, часто взаимоисключающих обязательств.
Кажется, радоваться нужно, что такой лидер еще хоть как-то двигается вперед, а не сдался, не сложил руки, как это уже готовы сделать тысячи его потенциальных сторонников! Так нет — на кухнях и в скверах не стихает придирчивый, чтобы не сказать — садистский, «разбор полетов». И то не так, и это не этак! Короче, все как в классическом анекдоте о свекрови: не знаю как, только не так! Кухонные политики не признают никаких компромиссов с возможными тактическими союзниками. Да и к чему таким людям какие- то политические компромиссы, ведь они уже заключили главный компромисс своей жизни — с собственной совестью. После этого уже можно быть пуританином, святее Папы и указывать всем на соринку в глазу бывшего авторитета. К сожалению, это типичная позиция значительной части украинских избирателей. Однако другого народа в нашем государстве нет, и выбирать нового президента будут, в том числе, и такие люди. Не учитывать такую психологию нельзя, даже если она и представляется патологией.
Рядовой избиратель, пораженный этой особенностью (причем абсолютно безразлично — левый он или правый), нуждается одновременно в лидерах двух противоположных типов. Одни лидеры видятся такими святыми, что должны бы жить внутри какой-то барокамеры и совсем не контактировать с этим миром. Понятно, что они обречены на бесконечные поражения, зато они очень нужны слабым и далеко не святым избирателям как определенный эталон святости, как компенсация собственной низменности. Вторые — беспринципные интриганы с железными челюстями и острыми локтями. Такие, как правило, побеждают и на короткое время приносят тактические дивиденды своей свите. Но их острые зубы очень быстро тупеют и выпадают. Еще вчера грозный лев превращается в клячу, которая не вызывает ничего, кроме насмешек. Однако эти два типа мы, по крайней мере, легко понимаем — на одних молимся и потом пышно хороним, с другими охотно вступаем в компромисс, хватаем с их стола все, что можно, и пока можно.
А вот нормальные, прагматичные, идейно прогнозируемые политики современного европейского типа нам непонятны. Ибо мы диалектику не изучали ни по Гегелю, ни по Гоголю, ни по простейшей философской брошюрке. Зря не изучали, ибо, как писал Тарас, «якби ви вчились так, як треба, то й мудрість би була своя». Собственно, это не вина, а беда нашего рядового избирателя, родимые пятна прежней системы гуманитарного образования. А последствия неутешительны — мы не имеем философской культуры, а посему и культуры политической. Причем особенно удивляет недостаток такой культуры у людей формально образованных, хороших специалистов в своей узкой области. Немало преподавателей вузов, учителей школ и колледжей, врачей (и далеко не рядовых), ведущих научных специалистов сейчас вслух жалуются. Как им импонировал Е.Марчук своей государственнической позицией и патриотизмом! Как они симпатизировали ему (ибо надеялись, что он будет привычным идеалом святости, целомудрия и обреченности на поражение?)! Ан нет! Он заключил соглашение с А.Ткаченко и А.Морозом! Боже, какой грех! А с кем же было заключать? С мафией, с МВФ, с исламскими террористами или, может, вообще — пойти и повиниться перед нынешней властью? Пусть каждый честно ответит себе, есть ли зло большее, чем нынешние наши левые? Если есть, то почему нельзя заключить временного соглашения с левыми во имя общего спасения? Когда машина летит в пропасть, нужно всем, без различия цветов, навалиться на руль, сменить неудачного шофера и отвернуть авто от катастрофы. Выяснять же, чьи цвета более правильные и кто больше любит свой народ, можно и потом. Пока же реакция небольшой части сторонников Е.Марчука заставляет вспомнить ситуацию в Германии накануне прихода к власти Гитлера. Тогда точно также социал-демократы распекали немецких коммунистов, что те якобы тянут их в сталинскую империю (МПА еще, правда, не было), а те отвечали социал-демократам, дескать они продались западным империалистам. Были ли рациональные зерна в тех обвинениях? Возможно, но вылущивать их было бы лучше в рейхстаге, предварительно объединившись в предвыборный блок и совместно победив фашистов. Тогда бы и сам рейхстаг не сгорел, и Берлин бы не бомбардировали. Не пришлось бы продолжать дискуссии в концлагерях, куда и коммунистов, и «буржуазную интеллигенцию» бросили, не разбираясь в нюансах.
Однако уроки истории редко кого учат. Удивляет шумливость и в то же время некомпетентность отмеченных людей. Ведь в каждом феномене есть явление, которое снаружи и есть суть, которая глубоко внутри. Критики же каневского соглашения даже не вчитались в него как следует. А там самая главная фраза, по моему мнению, такая: «Если останется нынешний Президент, будет окончательно разрушено государство, потерян суверенитет Украины». Вот чего следует бояться, и вот ради чего объединяться! Из данной фразы следует, что «каневцы» объединились для сохранения суверенитета и упрочения государственности Украины. Ведь это вполне соответствует духу и букве программы Е.Марчука. Разве это не достижение опытного политика, что он сумел консолидировать коллег вокруг своей последовательно государственнической и патриотической платформы? В то же время это и победа Марчука-организатора, целой его команды, которая сумела расширить круг своих сторонников за счет левых симпатиков А.Ткаченко и А.Мороза. Каждый приходит к государственнической идее своим путем. Какая-то часть наших сограждан левых взглядов приблизится к ней благодаря каневскому соглашению. Не является ли это главной победой, достигнутой еще накануне выборов. Государственники не являются какой-то закрытой сектой, не является закрытым акционерным обществом, в которое уже кое-кто превращает Украину. Наоборот, государственники стремятся постоянно расширять свои ряды за счет всех здоровых сил, в том числе и из левого источника. Неужели было бы лучше, если бы последние воевали с Е.Марчуком на радость общим противникам? Так уже бывало в истории Украины неоднократно. Красный премьер У.Раковский выгонял С.Петлюру, а потом его уничтожил Сталин. Нарком Н. Скрыпник подсиживал наркома О.Шумского, а потом наложил на себя руки. Честь и хвала тем левым, которые поняли губительность подобных междоусобиц внутри одной нации. Так почему же этого не могут или не хотят понять некоторые правые? Или правые они только поверхностно, внутри же то бессмертное ленинское «кто не с нами, тот против нас»? Но по этому принципу формируются только мафии. Демократические же сообщества исповедуют другое кредо: «Кто не против нас, тот с нами». Каневское соглашение — пока что уникальный факт в отечественной истории. Даже если оно не сработает (а оснований для такого пессимизма пока что нет), все равно останется в политической биографии государства как прецедент, на который будут равняться другие поколения. После стольких веков раздора и междоусобиц пожатые руки — это залог выхода из заколдованного круга. В политике нет более сильного магнита, чем принципы государственности, он трансформирует всех и вся. Если хотя бы часть социалистов и крестьян пожелали заряжаться от этого магнита, это будет иметь далекие последствия. Не отталкивать таких нужно, а наоборот, вспомнить о некоторых христианских добродетелях, почему-то забытых теми, кто хочет остаться самым святым.
Те же лжепатриоты, которые уже сейчас открещиваются от Е.Марчука, фактически оправдывают свою измену принципам государственности. Или со страха, или с привычки лизать господину сапог они оправдывают свое отступничество. Случайно ли оно? Или это, как говорил по другому поводу сам Е.Марчук, что-то по линии Фрейда? Однако верим, что таких будут только единицы. Большинство же тех патриотов, которые сейчас зашатались, в конце концов обязательно подымутся до понимания момента. Другого выхода просто нет.