25 марта Службе безопасности Украины исполняется 10 лет. Именно в этот день тогдашний Президент Украины Леонид Кравчук своим Указом ввел в действие Закон о Службе безопасности Украины. Как сообщили «Дню» в пресс- службе СБУ, сегодня по случаю праздника в культурном центре СБУ состоится торжественное мероприятие, на котором предполагается награждение сотрудников государственными наградами и знаками отличия Службы безопасности. В мероприятиях запланировано участие Президента Леонида Кучмы. После заседания состоится праздничный концерт.
Накануне свою статью в «День» передал первый глава СБУ, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Евгений Марчук, который не сможет присутствовать на празднике, так как находится в госпитале.
«... Помню, как я докладывал этот закон с трибуны Верховной Рады, сколько времени над ним пришлось работать в очень «горячий» 1993 год с тем парламентом, теми страстями и широким диапазоном политических сил. Но тогда нам удалось получить поддержку «бурного» парламента и заложить европейский фундамент. Закон о спецслужбе был первым среди аналогов в странах СНГ. На основании этого документа была отработана принципиально новая внутренняя нормативно-правовая база. И следует сказать, этот закон поддержали представители диаметрально противоположных политических сил: с одной стороны — член Социалистической партии Николай Билоблоцкий, с другой — один из лидеров национально-демократического движения Лариса Скорик»
Я хорошо помню тот день 25 марта 1992 года, когда наконец Л. М. Кравчук уже в качестве Президента Украины подписал Закон о СБУ. Закон о Службе национальной безопасности и обороны (именно так она тогда была названа) шел очень непросто. Специальная парламентская комиссия, которую возглавлял Василий Васильевич Дурдинец, состояла из представителей всех политических сил того горячего бурного парламента. Именно эта комиссия занималась созданием СБУ. Все работавшие в КГБ Украины были уволены, КГБ Украины был расформирован решением Верховной Рады сразу после ГКЧП в середине 1991 года. В то время я уже в КГБ не работал. Я был государственным министром по вопросам государственной безопасности, обороны и чрезвычайных ситуаций в правительстве, возглавляемом В. П. Фокиным. Председателем Верховной Рады был Л. М. Кравчук. Должности Президента Украины еще не было. Она появится 1 декабря 1991 года. Комиссия В. В.Дурдинца очень придирчиво разбиралась со всем наследством КГБ Украины. Что делать с архивами, с картотекой агентуры, со спецтехникой? И наконец — что с людьми? Как упорядочить это очень специфическое и большое хозяйство? Как поставить его на службу Украины, ее народу?
Очень важно было сохранить архивы. Желающих добраться до них было немало.
И вот 6 ноября 1991 года тогда еще Председатель Верховной Рады Украины Л.М. Кравчук предлагает парламенту утвердить меня председателем Службы безопасности. Этому предшествовали долгие переговоры, беседы с народными депутатами, с В.П. Фокиным и Л.М. Кравчуком.
307 голосов в парламенте в мою поддержку, и с 6 ноября 1991 года я приступаю к выполнению обязанностей председателя Службы безопасности Украины. Кстати, главой СБУ я был назначен не Президентом, а парламентом (тогда должности Президента еще не было.) Что значило это назначение, учитывая острые противоречия в первой Верховной Раде, думаю, понятно.
Я очень дорожил тем, что именно Верховная Рада назначила меня председателем Службы и приложил много усилий, чтобы заложить правовую базу для ее деятельности на уровне развитых демократических стран, с надежной системой контроля...
Проблем было чрезвычайно много. Таких проблем, которых еще никто до того не решал. Но самой главной проблемой безусловно была проблема Закона о Службе. Очень часто мой рабочий кабинет на Владимирской превращался в маленькую Верховную Раду, где кипели страсти, когда более двух десятков народных депутатов обсуждали проект каждой статьи будущего Закона.
Иногда были критические моменты. Например, значительная часть членов комиссии настаивала на том, чтобы в Законе была отдельная статья о лишении профессиональных пенсий всех работников госбезопасности, работавших в КГБ, и переводе их на общегражданскую пенсию. Я был против этой статьи, против такой постановки вопроса. Еще чувствовались отзвуки ГКЧП, репутация КГБ в то время была, скажем так, не очень хорошая. Очень непросто было отстоять свою позицию, пришлось выслушать немало неприятных слов. Но делать этого было нельзя — с одной стороны, это было бы очень несправедливо. Нельзя такой принцип своеобразного «наказания» применять в качестве кампании против всех бывших сотрудников госбезопасности, независимо от того, есть ли у них грех перед народом или нет. С другой стороны, это было и опасно для молодого государства. Были и горячие головы, которые предлагали уволить всех сотрудников КГБ и не брать их в СБУ. Я считал это очень рискованным решением и даже ставил вопрос о своей отставке в случае его принятия. Тогда это было чрезвычайно важно. Это был 1991 — начало 1992 года. Огромные структуры Вооруженных сил СССР базируются на территории Украины, крупные могущественные отделы КГБ особого назначения работают в стране. Ко всему этому — ментальность работников КГБ... Отсутствие цивилизованного законодательного регулирования работы СБУ могло бы привести к ситуации, когда в первые годы независимости была бы создана не просто оппозиция, а очень квалифицированная, озлобленная группа. И есть все основания утверждать, что эта группа затормозила бы процесс демократического возрождения Украины, принесла бы много вреда. После моего очередного выступления было молчание, и потом меня поддержали народные депутаты из очень разных политических групп — это Лариса Скорик и Николай Билоблоцкий. У каждого из них были свои аргументы, но процесс пошел. Я знал весь проект Закона о Службе наизусть. Докладывать мне было легко. Это было первое чтение. Каждая статья рождалась в муках, поэтому почти все возможные вопросы из зала можно было предвидеть. Но обсуждение оказалось намного более бурным, чем предполагалось.
Все-таки идеология Закона, опыт европейских стран, который мы активно привлекли, и, самое главное, активное участие многих народных депутатов в разработке проекта — все это помогло успешно пройти первое чтение. Особенно большое участие в работе над Законом принимали народные депутаты Михаил Горынь, Александр Емец (ныне покойный), Лариса Скорик, Николай Билоблоцкий.
Василий Дурдинец приложил много усилий, чтобы разработать и провести через парламент этот Закон. Как председатель Комиссии Верховной Рады по вопросам обороны и государственной безопасности, он представлял этот Закон во втором чтении. Я сидел в ложе правительства и неоднократно также отвечал на вопросы депутатов из зала. Особенно остро шло обсуждение 25-й статьи о правах СБУ и в первую очередь пунктов 7, 8, 9 и 10, которыми регулируется проведение гласных и негласных оперативных мероприятий, сотрудничество с гражданами Украины и другими лицами и такая специфическая норма, как использование на договорных основах жилых и других помещений граждан. Провести эти нормы в том очень динамичном и придирчивом парламенте было очень непросто.
Помню, на завершающем этапе подготовки проекта Закона я внес дополнение к статье 35-й об ответственности сотрудников Службы безопасности. Проект Закона уже был готов, подробно обсужден в профильной комиссии. Завтра уже докладывать в парламенте. Я дополнил статью 35 таким предложением «Они (сотрудники СБУ) должны отказаться от выполнения любых приказов, распоряжений или указаний, противоречащих действующему законодательству». Вроде бы сама по себе понятная норма. Кое-кто меня не понял: председатель СБУ вносит такую якобы самоочевидную норму, а другие отреагировали кислым выражениям лица — мол, для чего это, ты же знаешь, что в оперативной работе сотрудник ходит на грани закона. Это якобы будет сдерживать оперативное творчество. Но меня поддержал Василий Дурдинец. И статья 35 Закона о СБУ с 25 марта 1992 года запрещает всем сотрудникам СБУ — от главы Службы до самого младшего опера — выполнять любые приказы или распоряжения, противоречащие действующему законодательству, и в случае нарушения этой нормы предусмотрена даже уголовная ответственность. Кстати, в зале парламента эта норма не вызвала никаких проблем.
Я был глубоко убежден в том, что искушение использовать возможности Службы безопасности или политиками, или самими руководителями СБУ должно быть заблокировано Законом. Но я не мог предвидеть, что эта проблема так остро возникнет уже через 6 — 7 лет, когда СБУ возглавил Леонид Деркач. Когда мощные возможности Службы будут задействованы для пробивания и прикрытия бизнеса его сына Андрея Деркача. Когда Служба будет по существу втянута в политические процессы. Я уже не говорю о дезинформации Президента.
Мне и многим другим работникам, приложившим немало усилий для создания Службы безопасности, больно было видеть и слышать, как Служба стала объектом насмешек и анекдотов типа известного «дела грибников», или по существу ответственной за так называемый «кассетный скандал». Когда резко начал падать профессионализм, когда выступления Председателя СБУ Л. Деркача на различных совещаниях или в парламенте превращались в посмешище. Когда даже Президенту Украины Л. Д. Кучме приходилось публично делать ему серьезные замечания.
Я хорошо помню, как тяжело нам пришлось создавать элитное спецподразделение «Альфа». Президент Л. М. Кравчук очень подробно выяснял, что это будет за подразделение. Я много ему объяснял, доложил проект положения об «Альфе». Он его несколько раз возвращал на доработку и только тогда подписал соответствующий указ. Использование этого подразделения было очень сурово регламентировано и предусмотрено в основном по согласию или указанию Президента Украины. И именно это спецподразделение непосредственно участвовало в безопасной доставке гривни из Канады и Франции. Это была очень ответственная и очень непростая спецоперация. Именно это подразделение активно участвовало в крымских событиях, когда там возникла угроза государственному суверенитету. Мне как председателю Службы безопасности по поручению Президента Л. М. Кравчука пришлось возглавлять эти спецоперации и, как говорится, работать на месте событий и во Франции, и в Крыму.
И когда я узнаю, что именно это спецподразделение больше двух лет охраняет сына председателя СБУ, то есть Андрея Деркача, под каким бы там ни было предлогом, — я не могу в это поверить, пока не получаю недавно письменное подтверждение. Можно себе представить ощущения тех «альфовцев», которые занимались такой «спецоперацией».
Репутация Службы безопасности опустилась до нижней отметки. Я знаю, как болезненно это переживали многие честные сотрудники, которые все видели и все понимали. Особенно когда их заставляли делать или писать вздор, а иногда даже делать вещи, запрещенные статьей 35-й.
Хорошо, что это все позади. Хотя расчищать еще придется немало.
В Службе безопасности работает много честных, профессиональных и патриотических офицеров, генералов и гражданских служащих. Они преданы такому важному и непростому делу, как защита государственного суверенитета, государственных интересов. Они заслуживают добрых слов и поддержки. Много сделали для авторитета Службы безопасности и те, кто уже в запасе или в отставке. Об этом — отдельный разговор.
Я глубоко убежден, что все наносное и случайное, что было в истории Службы, уйдет.
Сегодня, в преддверии десятой годовщины Службы безопасности Украины, хочу пожелать всем сотрудникам веры в то, что они делают чрезвычайно важное дело, что их труд будет должным образом оценен и что они будут гордиться Службой безопасности Украины. Желаю всем доброго здоровья, оптимизма и уверенности.