То, что украинцы будут голосовать за свою свободу на Рождество, является простым совпадением. Наше движение — это триумф не толпы, а множества радостных людей; протеста, а не мародерства; ясной цели, а не сбивчивых заявлений. В результате нечто новое появится у тех, кто будет управлять Украиной с настоящего момента: уважение к людям, что является основным средством контроля над злоупотреблением властью.
Ничто не сможет преуменьшить значение того, что было поставлено на карту — и победа была одержана — на улицах Киева. У украинского народа снова проснулось самоуважение в результате проявленной смелости и решительности. У него есть причины для гордости. Уверенность в себе среди управляемых и осторожность среди правящих — это и есть психологическое начало демократии и истинной свободы, и его уже не изменить у нас на родине.
Никто не сомневался, что Украина существенно изменилась за тринадцать лет независимости. И тем не менее, когда пришло время сделать выбор, никто — ни даже сотни тысяч храбрых мужчин и женщин, стоявших на снегу перед украинским парламентом, — не мог сказать с уверенностью, смогут ли эти изменения вырвать украинцев из тисков страха и апатии. Успех их сопротивления демонстрирует силу идеи и ставит в тупик уходящего в отставку Президента Леонида Кучму и его соратников, ибо демократия означает — брать ответственность за свою судьбу в собственные руки.
Правящий режим явно ожидал, что толпы народа, протестующие против фальсифицированных результатов выборов 21 ноября, апатично разойдутся по прошествии некоторого времени. Но этого не произошло, что заставило режим выбирать между использованием силы для подавления растущего сопротивления или сокращения своих потерь. Отказавшись покинуть улицы и площади Киева, огромная добровольческая армия демократов заставила старый режим прошлого отступить в прошлое.
Этот прорыв выдержит испытание временем. На протяжении 70 циничных лет и многих веков до этого все, что делалось от имени украинцев, делалось без нашего согласия. Коррумпированные режимы посредством шантажа и подкупа добивались лояльности бюрократии, полиции и вооруженных сил. Газеты, теле- и радиопрограммы были пропитаны ложью. Огромное богатство режима Кучмы, украденное у простых украинцев, наводило на мысль, что господство разбоя и обмана может продолжаться вечно.
Но сегодня украинцы отдали предпочтение демократии и открытому обществу. С этого момента победа будет за силой идей, а не силой оружия. В одном случае Карл Маркс, чьи идеи принесли столько страданий Украине, оказался прав, сказав о мире: «...главное — это изменить его». Отстаивая свои демократические права, украинцы сделали это.
Конечно, наше движение выросло из оппозиции: оппозиции коррупции, оппозиции отказу от нашей государственной независимости, оппозиции правлению мошенников. Преимущество оппозиции заключается в ее простоте, украинский народ понял, чему мы противостоим, и встал на нашу сторону.
Сейчас мы должны повести за собой нацию, отдельные сегменты которой, благодаря циничным уловкам и полной ненависти риторике дискредитировавшего себя режима, кажется, настроены против демократии, которую мы стремимся построить. Но ни одна часть Украины не враждебна по отношению к нам, и мы ни с кем не будем обращаться как с врагами. Потому что нам не надо напоминать о том, что должно быть приоритетным для Украины. Мы кричали об этом со всех трибун в стране: положить конец коррупции и злоупотреблению властью для личной выгоды и выгоды друзей и соратников. Мы рисковали многим, чтобы отстоять нашу свободу, и мы не забудем об этом, когда это станет нашей обязанностью.
Таким образом, нашей первой задачей будет правовая и судебная реформы, и здесь у нас есть надежда, принимая во внимание смелость Верховного Суда Украины, который, не признав украденные выборы 21 ноября, защитил закон и гражданские свободы украинцев против режима, намеревавшегося попрать их. Но мы удержимся от соблазна мести и воздаяния, ибо это путь к деморализации и новым разногласиям.
Управляя страной в интересах нации, а не ради выгоды привилегированных слоев и кланов, мы будет одинаково применять закон по отношению к нашим сторонникам и тем, кто был нашими оппонентами. Нас будет направлять власть закона и вдохновляющий ее дух упорядоченной свободы.
Конечно же, остаются огромные сложности. Первое — это восстановление единства нашей страны. Да, в Украине проживает украиноязычное и русскоязычное население, среди нас есть православные и католики. Но этими различиями манипулировали с тем же цинизмом, с каким Слободан Милошевич и Франьо Туджман стравливали сербов, хорватов и боснийцев в бывшей Югославии.
Украинцы содрогаются от ярости и ужаса при мысли о разделе нации. Единство нашей нации — не искусственное. Мы объединены как народ историей наших общих страданий. Никто не сможет разделить наш дом, построенный на фундаменте истинной демократии. Возродив наши гражданские свободы, мы возродим наше единство. Мы возродим Украину.