«Дню» удалось лично пообщаться с автором «шоковой терапии» для Польши. Как видятся реформаторские процессы в Украине со стороны, а также о ключевых факторах успешности очерченных властью перемен пан Бальцерович рассказал корреспондентам издания.
— Пан Бальцерович, во время лекции вы вспоминали о разновидностях капитализма. Какой из них присущ теперешней Украине?
— Кажется, что это не свободный рынок. Ведь капитализм — это преобладание частного капитала в экономике.
Если сравнивать Украину с Польшей, то очевидно, что у вас меньше конкуренции. У нас нет таких связей бизнесменов с политиками.
— То есть у нас не капитализм?
— Я говорю о различиях между нашими странами. Неважно, как это называется.
Исходя из объективных зарубежных данных, масштабы коррупции в Украине больше, чем в Польше. Хотя в наших странах есть и общие проблемы, например, очень высокие социальные налоги, которые нужно сокращать, проводя соответствующие реформы.
— Общим для Украины и Польши является еще и проведение Евро-2012. Сегодня многие говорят, что именно футбольный чемпионат помог Польше выстоять во время кризиса. Это правда? И как считаете, позитивно или негативно влияет на экономическое развитие государства проведение крупных спортивных мероприятий?
— Это неправда, что Евро-2012 помогло нам выстоять. Наша экономическая мощь основывается на проведении целого ряда реформ, позитивный эффект от которых сегодня и чувствуется.
В целом же проведение больших спортивных событий по-разному влияет на экономику. Например, если построить стадионы и потом не знать, что с ними делать, — какое это влияние?
Я веду к тому, что проведению масштабных спортивных событий должна предшествовать разработка плана последующего использования построенной инфраструктуры.
— Второй «план Бальцеровича» во многом перекликается с планом экономических реформ Президента Украины Виктора Януковича (снижение инфляции, увеличения ВВП на душу населения и тому подобное). Чтобы добиться этого, нужно проводить достаточно непопулярные, жесткие реформы. Поделитесь рецептом, как можно минимизировать общественное недовольство такими реформами?
— Нужно не говорить о жестких реформах, а объяснять людям, что будет с ними и страной, если нужные изменения оттягивать во времени. Так было в Польше, Германии. Почему в Украине должно быть по-другому?
Если политики слишком боятся так называемых жестких шагов и медлят с ними, то экономические проблемы в стране лишь будут нарастать. Оттягивание реформирования — это неотвратимое наращивание экономических проблем.
— То есть в Украине должен появиться политический камикадзе, который не будет думать, как заработать политические баллы, а бросится спасать экономику?
— Можно сказать и так. Кстати, во многих странах, где проводились реформы, их инициаторы после проведения преобразований выигрывали выборы. Так было и в балтийских странах, где в последнее время прошли радикальные реформы. Однако в итоге их реформаторы сразу после этого выигрывали политические гонки.
Не нужно бояться, люди не такие дураки. С ними нужно говорить, налаживать коммуникацию, а главное — показывать цену экономических промедлений. Нужно заниматься экономикой, а не играть в политику.
КОММЕНТАРИИ
Раиса БОГАТЫРЕВА, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины:
— Все очень просто, если отбросить эмоции. Я думаю, нам в стране нужно от них избавиться и начать двигаться широким фронтом реформ. Это главное, что я сегодня почувствовала на этой лекции. Досадно, но у нас нет запроса общества на реформы. А пан Бальцерович говорит, что общественность должна требовать от власти реформы. Каждый должен делать свою работу. Власть — больше говорить с людьми, принуждать к диалогу, быть открытой, не прятаться за разные обстоятельства. А вот общественные организации (других не вижу, политические партии не способны сегодня вести людей на диалог) способны дать отклик на то, что власть предложит к этому диалогу. Среди украинских политиков я вижу сегодня так называемых политических камикадзе. Не все настоящие специалисты идут в политику, но среди теперешней команды реформаторов есть люди, которые за свое реноме будут бороться и смогут очень эффективно поработать во власти.
Александра КУЖЕЛЬ, экс-председатель Госкомпредпринимательства:
— Главное, что я вынесла из лекции пана Бальцеровича, — реформы нужно проводить сразу, широким фронтом. Если их оттягивать, то второй этап будет еще более болезненным. В 2005 году власть не использовала шанс и потеряла большой вотум доверия народа, который был нужен для проведения реформ. А теперь доверия людей практически нет, а реформы придется проводить в тяжелой экономической ситуации.
Александр РОГОЗИНСКИЙ, директор Киевской школы экономики:
— Я не знаю, есть ли в Украине такие, как пан Бальцерович люди, которые могут пойти «на амбразуру». Я их не видел. Сам я как экономист поддерживаю большинство его идей. Пенсионная и бюджетная реформы нужны Украине. Кажется, что все уже понимают: политических дедов-морозов нам больше не нужно. И этот призыв, по моему мнению, касается больше не украинской элиты, а именно народа. Украинцу нужно перестать быть человеком, который думает об одном мгновении. Стоит задумываться о своих перспективах, проводить реформы на основе мирового успешного опыта и перестать верить пустым обещаниям. Думаю, для Украины самое существенное в его лекции — это установление фискальной дисциплины, которая станет крепким фундаментом экономики, и развитие свободной конкуренции, которая ускорит рост.
Григорий ОВСЯННИКОВ, выпускник-отличник Киевской школы экономики:
— Для Украины неприемлема модель дикого олигархического капитализма, зато он процветает у наших восточных соседей. Нам, как убеждал сегодня Бальцерович, нужна равная конкуренция и отказ от популистского социализма. Я слушал его полтора часа и могу сказать, что если бы мне сегодня выпал случай провести в Украине то, что сделал пан Бальцерович в Польше, то я начал бы сразу, без разговоров. Ведь без скорых, иногда «шоковых», реформ стабильного экономического благополучия не достичь.