Длительные политические перетурбации в украинском парламенте нашли свое логическое завершение. Президент воспользовался своим конституционным правом и издал Указ № 911/2008 «О досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины VI созыва и назначении внеочередных выборов». Напомню, что 3 октября закончился срок, отведенный Конституцией на создание новой коалиции в Верховной Раде, так как предыдущая демократическая коалиция прекратила свое существование еще 3 сентября 2008 года. К тому же, 30 сентября исполнилось год с момента избрания на внеочередных парламентских выборах депутатов VI созыва, до этого основной закон Украины не позволял распускать Верховную Раду. Нынешние досрочные парламентские выборы назначены на 7 декабря 2008 года. Правда, Виктор Ющенко, все-таки, отвел еще один день украинскому парламенту для того, чтобы депутаты смогли принять ряд законов касательно финансирования досрочных выборов и внесения изменений в законы о выборах и о государственном реестре избирателей. Президентский указ вступит в силу только после официального опубликования в «Президентском вестнике».
Украинское общество снова, не по своей вине, втянуто в избирательную кампанию. Несмотря на большую апатию к политике, украинскому народу стоит обратить внимание на качество проведения досрочных парламентских выборов. Политический пафос вокруг издания указа Президента должен отойти на второй план. Следует задуматься над тем, смогут ли избиратели хоть как-то регулировать ход предвыборной кампании? Что принесут новые выборы с закрытыми списками партий и блоков? Имеет ли, вообще, возможность народ внести изменения в создавшуюся критическую ситуацию?
Виктор НЕБОЖЕНКО, политолог, директор социологической службы «Украинский барометр»:
— У населения Украины нет серьезных возможностей что-то предъявить политикам. Два месяца предвыборной кампании пройдут в рамках обычного популизма: «все во имя народа!»; «повышение зарплат»; «стабильность в государстве»; «мир, братство, дружба»; будут взаимные обвинения, поливание грязью друг друга и т. д. Любые досрочные выборы не дают возможности диалога между политиками и народом. Население не сможет за два месяца хоть как-то повлиять на политиков, а последние, за это время, не смогут пробиться к народу. Что касается самого процесса избирательной кампании, то здесь каждая партийная группа будет собирать свой электоральный урожай, а уже «остатки» будут делиться между «партиями-шакалами». Нынешние парламентские выборы — это способ разрешения внутриэлитного конфликта. Все-таки, выборы лучше, чем стрельба на улицах. А изменить избирательное законодательство Украины мы уже не успеваем, тем более, нельзя менять правила игры во время самой игры.
Владимир СТУС, эксперт Украинского центра стратегических инициатив:
— В предстоящей избирательной кампании поддержку найдут те политические силы, которые смогут наиболее детально представить избирателю его возможности прямого влияния на ход политических процессов в стране. Украинский избиратель отличается высокой политической активностью, но, с другой стороны, традиционно все меньше и меньше верит власти и политикам. Поэтому, перспективу имеют те политические партии, которые смогут предложить народу механизмы прямого влияния на политиков. Что касается влияния народа на политические партии, — этого не хочет ни одна политическая сила в Украине. Но, высокая конкуренция между партиями на выборах заставит их идти на встречу некоторым желаниям избирателей. В целом же, на нынешних выборах увеличиться процент голосов «против всех». Изменить избирательное законодательство перед предстоящими выборами депутаты могут, но Президент спокойно его проигнорирует, так как парламент не правомочен.
Юрий МАЦИЕВСКИЙ, кандидат политических наук, доцент, заведующий кафедры политологии Национального университета «Острожская академия»:
— Первое требование, которое избиратели должны предъявить, — это изменение избирательного законодательства. Порядок выборов в парламент по закрытым спискам должен быть изменен. Но возникает вопрос: захотят ли политики вносить эти изменения накануне выборов. Мне кажется, что не захотят, а потому будет продолжаться та же ситуация. Чтобы заставить наших политиков все-таки внести такие изменения, нужно прибегать к общественному давлению. При этом не имеется в виду организация акций гражданского неповиновения, демонстраций или пикетов, а именно путем общественных обращений, призывов, деятельности общественных организаций, запросов лидерам общественных партий можно каким-либо образом повлиять на внесение изменений. Также сомнительно то, состоятся ли выборы именно 7 декабря. Поскольку уже сегодня возникает очень много вопросов по поводу составления списков избирателей. ЦВК также заявила, что не успеет подготовиться за два месяца.
Что касается изменения законодательства, то сегодня парламент должен был собираться для решения вопросов финансирования внеочередной избирательной кампании, что могло бы урегулировать многие проблемные аспекты. Но все равно самым главным остается вопрос изменения порядка выборов в парламент на выборы по открытым спискам.
Роман МАРТЫНЮК, кандидат политических наук, доцент:
— Стоило бы, в первую очередь, повысить избирательный барьер до 5%, чтобы этим отсечь участие в политике мелких маргинальных партий и упростить механизм достижения договоренностей между партиями. При представительстве меньшего числа партий в парламенте будет проще идентифицировать политическую силу, ответственную за ситуацию в стране.
В целом ситуация сложная, поскольку все имеющиеся в наличии политические партии дискредитировали себя, и ни одна из них не наберет необходимого количества голосов, чтобы играть весомую политическую роль без создания коалиции с другими партиями.
Виталий БАЛА, эксперт Агентства моделирования ситуаций:
— Народ свое слово сказал в 2004 году, когда события на майдане получили название «оранжевая революция». Я не исключаю, что такие события могут произойти и сейчас, так как других рычагов влияния на власть украинский народ сегодня практически не имеет. Нынешний политический кризис будет продолжаться еще как минимум до президентских выборов. Сейчас переизбрание парламента — это лишь подготовка к президентской избирательной гонке. При этом предвыборная парламентская кампания не будет уступать прошлогодней по своей жесткости и выливанию грязи друг на друга. Я думаю, что хорошим выходом из создавшегося политического кризиса было бы одновременное проведение досрочных парламентских и президентских выборов. Потому что назначение вторых за последние два года досрочных парламентских выборов говорит о том, что проблема не только в парламенте, а и в Президенте. Лечить государственный организм нужно не частично, а полностью.