Виктор Ющенко наконец-то решил пояснить соотечественникам, где искать истоки политического кризиса. Президент сделал это в несколько приемов, пытаясь нащупать ту единственную линию поведения, которая позволила бы ему сохранить лицо. На мой взгляд, не сумев решить поставленную перед собой задачу, глава государства только приоткрыл причины политического кризиса.
Откровенно говоря, несколько последних дней я слушал и читал выступления гаранта Конституции с острым ощущением дежа вю. Подобное в украинской истории уже было и было на гораздо более качественном политическом уровне. У нас в стране уже был премьер, которого отправили в отставку за угрожающий рост популярности. Евгению Марчуку «повезло» — он был уволен с формулировкой «за формирование собственного политического имиджа». Высказать свое истинное мнение в отношении Юлии Тимошенко у Виктора Ющенко не нашлось мужества. Многие эксперты, за исключением откровенно предвзятых, до сих пор не могут опомниться: как «самое успешное украинское правительство» всего за две недели превратилось в едва ли не группу заговорщиков, стремящихся отодвинуть главу государства от власти.
В рассуждениях Виктора Ющенко, которыми было переполнено информационное пространство страны, тема заговора с целью лишения его полномочий звучала неоднократно. Президент с заметной обидой в голосе рассказывал о том, как «нехорошие» премьер и самостоятельная, а не марионеточная часть ее команды пытались найти выход из сложившейся критической ситуации. По словам Президента, в стране назревал просто какой-то путч. Любопытно: первым конспирологический тезис о заговоре озвучил экс-секретарь СНБО Петр Порошенко, обвинивший в нем команду Тимошенко. До отставки, как ни странно, у Петра Алексеевича были дела поважнее, чем борьба против реальных и мнимых заговоров. Но мне, как члену парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны, до сих пор непонятно — почему столь тяжкие обвинения выглядят столь бессодержательно? Государственная измена (если она имела место) — тяжелейшее преступление. Но никто из псевдозаговорщиков не выведен на чистую воду, более того — некоторые из них сохранили свои министерские портфели. Именно поэтому хочется спросить: а что же было на самом деле? Или же обвинения в заговоре носят характер политической «дымовой завесы»?
Правительство Юлии Тимошенко сегодня обвиняют во всех смертных грехах. Мне уже неоднократно приходилось публично оценивать его работу. Думаю, сделали это и миллионы наших сограждан, получивших в этом году достойные зарплаты и пенсии. По крайней мере, реакцию своих избирателей я мог наблюдать непосредственно, и это позволяет мне сказать: правительство действовало в целом правильно. Возможно, многие оценят его работу только в марте следующего года, поскольку сегодня Тимошенко отставлена и занимается подготовкой к парламентским выборам. Юлия Владимировна не кривит душой, утверждая, что ее кабинет выполнял программу Президента, с которой тот пришел ко власти. Но оказалось, что правительство может быть удобным только в сфере повышения зарплат и пенсий, а право наводить порядки в экономике принадлежит совсем другим людям. Распоряжаться возвращением крупных объектов в государственную собственность или позволять им сохраниться в частных руках оказалось слишком большой ответственностью для премьера, которая, как выяснилось, не имела сомнительного удовольствия быть причисленной к сонму президентских кумовей.
Правительство Тимошенко сегодня обвиняют в том, что оно не сумело создать достойные условия для притока иностранных инвестиций. Простите, но это не Юлия Владимировна мелькала в настоящем Давосе и организовывала крайне пафосный «мини-Давос» в Украинском доме, не она обещала инвестиционный поток, способный укрепить основы экономики страны. Зато попытка Кабинета Тимошенко открыто, прозрачно и эффективно продать «Криворожсталь» и вернуть в государственную собственность Никопольский завод ферросплавов встретила отчаянное сопротивление их собственников, нашедших политическую «крышу» в новой власти. Почему-то меня не удивляет, что Виктор Ющенко сегодня поддерживает идею продажи «Криворожстали» в прямом телевизионном эфире, — Президенту крайне необходим этот шаг для укрепления пошатнувшегося рейтинга. Создается даже впечатление, что глава государства собирается вернуть свои позиции популистскими методами, в которых ранее обвинял Юлию Тимошенко и ее правительство.
К сожалению, за разговорами о новых стандартах ведения государственных дел и рассуждениями о моральности в политике скрываются, как и прежде, политическая конкуренция и борьба за власть. Администрация Ющенко отличается от администрации Кучмы только тем, что первая пытается прикрыть свои промахи пространными беседами о национальном возрождении, вышиванками и апеллированием к национальному сознанию, тогда как раньше на Банковой просто предпочитали действовать нахрапом. В остальном — использовании двойных стандартов и передергивании политических карт — Виктор Андреевич остается достойным учеником Леонида Даниловича. Тем очевиднее становится необходимость вступления в силу политической реформы, способной прервать сформировавшуюся в Украине традицию принятия решений государственной значимости одним человеком.