Что ж, коалицию создали. Самое время — оглянуться назад и вспомнить, как это было. Озабоченность состоянием политического здоровья Блока «Наша Украина» их партнеры стали проявлять еще с того момента, когда Роман Зварыч заявил, что затягивание процесса связано исключительно с несоответствием количества страниц коалиционного соглашения стандартам, принятым в европейских парламентских демократиях. Это вызвало усмешку, но было воспринято с пониманием. Постоянно поступающая информация о том, что «Наша Украина» ведет параллельные консультации с регионалами, уже стала вызывать тревогу у наблюдателей процесса. А упорство, с которым первые продолжали отрицать это, начинало приобретать характер мании.
После каждого очередного заявления «не последних» депутатов-нашеукраинцев о том, что им не известно ни о каких переговорах с Партией регионов, клиническая картина происходящего стала проясняться.
Все это, скорее, напоминает игру в прятки в комнате без мебели. Но такие игры в политических комментариях не нуждаются, здесь требуются специалисты совсем другой профессии.
Подобный случай описан в повести Р.–Л. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Напомним, что речь в ней идет о том, что доктор Джекил сделал сенсационное открытие, сумев отделить в самом себе доброе начало от злого. Это открытие он должен держать в тайне, потому что носитель зла, которому он дал имя мистер Хайд, стал попросту неуправляем. Именно этим можно объяснить искренние недоумения «неосведомленных» членов «Нашей Украины» о том, чем занимаются «осведомленные» члены этого объединения.
Доктор Джекил не всегда знает, где бывает и что делает мистер Хайд.
Этот, почти безнадежный случай политической недееспособности еще более запутывала позиция Президента, поскольку поведение главы государства также не отличалось особой последовательностью: он или делал противоречивые заявления, или демонстрировал желание парить «над процессом».
Похожим вирусом, в свое время, был поражен и предыдущий президент — Леонид Кучма. Разница только в том, что точка зрения одного определялась «местом сидения», а другого — координатами полета. Так, сначала Президент не разделял позицию квотного принципа распределения должностей в коалиции, но, вернувшись из последнего полета в Нидерланды, заявил, что европейская практика, оказывается, на стороне бютовцев.
А начиналось все с простого поцелуя. Того самого, которым Леонид Кучма наградил Юрия Еханурова в Днепропетровске.
«А относительно Кучмы... В Днепропетровске Леонид Брежнев завел порядок, что надо целоваться. Ну случилось».
Юрий Ехануров, и.о премьер-министра, «Наша Украина»
Ну если и.о. премьера считает, что можно апеллировать к Брежневу, то почему бы тогда не обратиться еще к одному нашему соотечественнику, классику мировой литературы Николаю Гоголю и с его помощью попробовать расшифровать скрытые смыслы заявлений политиков. Николай Гоголь сказал бы по этому поводу следующее:
«Хорошо, что еще не догадался никто посадить меня тогда в сумасшедший дом. Теперь передо мною все открыто».
«Но как главу государства меня беспокоит, что процесс формирования парламентского большинства затягивается».
«Удивляет меня чрезвычайно медленность депутатов. Какие бы причины могли их остановить? Без депутатов неприлично. Никакого не будет веса моему достоинству. Я ожидаю их с часа на час».
«Юлия Владимировна смотрит на 2009 год с позиции: как пройти коллизию, которая сложилась сегодня, чтобы набрать соответствующий пакет дивидендов на то, чтобы в 2009 году успешно баллотироваться».
«Я сегодня все утро читал газеты. Странные дела делаются... Говорят, какая-то донна должна взойти на престол.
Не может взойти донна на престол. Никак не может. На престоле должен быть король».
«Благодаря тому, что мы два с половиной месяца не имеем видимой централизованной власти, в стране начинаются криминальные бизнес-разборки. То там, то там начинают постреливать бизнесменов, то там, то там начинают силовым методом захватывать предприятия».
Юрий Луценко, и. о. министра внутренних дел
«Да, говорят, нет короля, — не может статься, чтобы не было короля.
Государство не может быть без короля. Король есть, да только он где-нибудь находится в неизвестности».
«Почему Президент настаивает на том, чтобы была сформирована именно демократическая коалиция, но при этом не вмешивается в процесс ее создания? Я не хочу, чтобы коалиция формировалась под давлением».
«Если В. Ющенко не вмешается от имени «Нашей Украины» в переговорный процесс, то нынешние переговорщики приведут Украину к новому политическому кризису. Самоустранение от этого процесса является неоправданным и политически ошибочным».
«Сегодня великий инквизитор пришел в мою комнату, но я, услышавши еще издали шаги его, спрятался под стул. Он, увидевши, что нет меня, начал звать. Сначала закричал: «Поприщин!» — я ни слова. Потом: «Аксентий Иванов! титулярный советник! дворянин!» Я все молчу. «Фердинанд VIII, король испанский!» Я хотел было высунуть голову, но после подумал: «Нет, брат, не надуешь! Знаем мы тебя: опять будешь лить холодную воду мне на голову».
«Блок «НУ» рассматривает возможность расширения коалиции для преодоления кризиса. Формирование коалиции «Нашей Украины», БЮТ, СПУ и Партии регионов — идеальный случай. Это был бы наилучший вариант для Украины».
«Теперь я вижу все как на ладони. А прежде, я не понимаю, прежде все было передо мною в каком-то тумане. И это все происходит, думаю, оттого, что люди воображают, будто человеческий мозг находится в голове; совсем нет: он приносится ветром со стороны Каспийского моря».
«Ни на какое коалиционное сотрудничество в таких винегретных масштабах, где будет Партия регионов и «Наша Украина», и еще кое-кто, БЮТ не пойдет».
«Не может быть. Враки! Свадьбе не бывать! Что ж из того, что он камер-юнкер».
«Коалицию должна возглавить политическая сила, набравшая наибольшее количество голосов на выборах».
«Бритые гранды, которых я застал в зале государственного совета великое множество, были народ очень умный...»
А тем временем оранжевое солнце очередной украинской утопии медленно и грустно исчезало в той части неба, где уже мирно укладывался спать «золотой миллиард», живущий по стандартам западной демократии, и куда нас так уверенно обещала привести тень Пролетающего над гнездом коалиции.