1908
29 февраля — открылся первый в России театр миниатюр во главе с М. Балиевым. Родился из мхатовских капустников.
6 ноября — первая постановка пьесы Леонида Андреева «Дни нашей жизни».
17 ноября — в парижском кинотеатре «Шаррас» состоялся первый показ фильма «Убийство герцога Гиза» (режиссер Андре Кальметт). В создании фильма принимали участие театр «Комеди Франсез» и Французская Академия. Музыку к фильму написал Камил Сен-Санс, который в то время уже был широко известным композитором. На премьере присутствовали «сливки» общества, а также корреспонденты наиболее популярных парижских изданий. Кино родилось во второй раз — как жанр высокий, рассчитанный не на ярмарочного, а на аристократического зрителя.
Впервые в Париже проведены «Русские сезоны за границей» С. Дягилева. С 1912 г. они устраиваются также и в Лондоне. Считается, что учредителем жанра хлебосольных презентаций в Париже был Сергей Дягилев во время триумфального успеха «Русских сезонов». Презентации ли способствовали успеху, успех ли презентациям — неизвестно.
В России Первый съезд режиссеров , на котором были обсуждены организационные и творческие проблемы русской режиссуры и избрано бюро в составе К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко, О. П. Ленского. Бюро определяло права и обязанности режиссера, рассматривало конфликты в различных театрах. Второй всероссийский съезд режиссеров был созван в 1909 году.
Николай Евреинов обратился к «Саломее» В. Уайльда, чтобы избежать запрета, он переименовал пьесу в «Царевну» и вычеркнул из пьесы ссылку на Библию. 26 августа 1908 года он получил разрешение на постановку, 27 октября он показал генеральную репетицию спектакля творческой интеллигенции города, а 28 октября, всего за несколько часов до премьеры, распоряжением канцелярии градоначальника спектакль был запрещен. Во время репетиций в театр стала наведываться состоятельная дилетантка и живая иллюстрация к стилю модерн Ида Рубинштейн. Как оказалось вскоре, она тоже мечтала сыграть роль Саломеи. Она ангажировала на постановку модного тогда Мейерхольда, художником пригласила Бакста, композитором Глазунова, а хореографом — Фокина. С такими «помощниками» спектакль был обречен на успех. Но за несколько дней до премьеры он также был запрещен. Тогда Ида Рубинштейн решила показать ключевую сцену, ради которой, собственно, и осуществлялась постановка пьесы — «Танец семи простыней». И 20 декабря 1908 года она сбросила с себя все семь простыней. Станиславский по этому случаю написал в письме к жене: «Более голой и бездарно голой, я не видел».
Эссе «Юморизм», в котором Луиджи Пиранделло дал обоснование своего творческого метода. Этот метод Пиранделло называет аналитическим, таким, что демонстрирует противоположные тенденции образа, его противоречивости. 1909
25 мая — в Америке начинает действовать Национальный комитет по цензуре.
24 сентября — первая постановка «небылицы в лицах», оперы Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок».
16 октября — в Немецком театре состоялась премьера спектакля «Гамлет» В. Шекспира в постановке Макса Рейнхардта. Вскоре он осуществил второй вариант постановки. В первой играл Сандро Моисси, во второй — Альберт Басерман. Первый спектакль с инфантильным, интеллигентным Гамлетом тяготел к так называемому рельефному театру, другой — с мстителем Бассерманом — отображал появление нового героя.
25 декабря — Марк Лукич Кропивницкий у себя на хуторе организовал самый первый в Украине театр для детей , где сам режиссировал, рисовал декорации, делал костюмы и реквизит для спектаклей «Коза-дереза», «Ивасик-Телесик», «По щучьему велению». Музыку писал Николай Витальевич Лысенко. После первого спектакля 25 декабря была елка с подарками из лакомств для детей. Зрителями были крестьянские дети соседних сел и хуторов.
По инициативе Вячеслава Иванова в Петербурге создан так называемый «Башенный театр» . Спектакли проходили на квартире у Вячеслава Иванова, в верхней части дома — башне. В состав театра входили почти все члены будущей сатанинской ложи «Люцифер», которые увлекались декадансом.
«Первый манифест футуризма» Филиппо-Томмазо Маринетти (по мнению Э. Фромма, абсолютно некрофильский документ): «1. Да здравствует риск и энергия! 2. Смелость, отвага и бунт — вот что воспеваем мы в своих стихах. 3. Старая литература воспевала слабость и вялость мысли и бездеятельность. А вот мы воспеваем наглый натиск, лихорадку бреда, строевой шаг, опасный прыжок, пощечину и мордобой. 4. 5. 6. [..] 7. Без нахальства нет шедевров [..] 8. [..] Нет теперь ни Времени, Ни Пространства [..] 9. Да здравствует война — только она может очистить мир. Да здравствует вооружение, любовь к Родине, разрушительная сила анархизма, высокие идеалы уничтожения всего и вся! Прочь женщин! 10. Мы вдребезги разнесем все музеи, библиотеки. Прочь мораль, трусливых и подлых обывателей! 11. Мы будем воспевать рабочий шум, радостный гул и бунтарский рев толпы; [..] Пусть аэропланы плывут в небе, а рев винтов сливается с плеском знамен и рукоплесканием толпы». Вскоре после красноречивого манифеста Маринетти вынужден предпринять и следующий шаг — оказаться в центре самого главного события ХХ века — в фашизме, и отождествиться с ним.
Орельен Люнье-По осуществил в Париже постановку пьесы Маринетти «Король Гуляка», которая была первой сценической антиутопией ХХ века . Это была история королевства, в котором жил король Кутеж, переедавший в то время, как его подданные голодали. Наконец, не выдержав тяжелой жизни, подданные восстали, ворвались во дворец и — съели не только королевские запасы, но и самого короля с его придворными. Установилось народовластие. Однако непомерное обжорство вызвало несварение желудка, и народ-победитель отрыгнул назад и короля, и его двор, после чего вся история началась сначала.
Постановка одноактной оперы-пародии «Вампука, невеста африканская» в театре «Кривое зеркало» в Петербурге. С того времени это название, «Вампука», используется для характеристики бессодержательных, ходульных оперных штампов.