Не изменяя своей традиции, крымские татары в очередной раз проголосовали не так, как большинство в Крыму, — поддержали кандидатов от демократических сил. Лидерство в первом туре получила Юлия Тимошенко, немалая часть избирателей поддержали Сергея Тигипко, Виктора Ющенко, Арсения Яценюка. Собственно, к этому и призвал (а народ прислушался) Курултай (национальный съезд) крымскотатарского народа в декабре 2009 года: «Поддержать в первом туре голосования кандидатов, исповедующих демократические ценности и готовых проводить политику европейской и евроатлантической интеграции Украины», не назвав конкретно чью-либо фамилию.
Но еще тогда среди некоторых лидеров крымских татар звучали призывы поддержать Юлию Владимировну в борьбе за президентскую булаву. Такая возможность появилась 22 января, когда по результатам первого тура было принято решение голосовать за Тимошенко. Как говорится в заявлении Меджлиса (представительного органа): «Выполняя поручение курултая крымскотатарского народа, основываясь на детальном изучении программ и оценках предыдущей деятельности Тимошенко Ю. В. и Януковича В. Ф., меджлис крымскотатарского народа принял решение о поддержке на повторном голосовании по выборам президента Украины кандидатуры Тимошенко Ю. В.».
Какие дополнительные аргументы побудили представительный орган принять именно такое решение, «День» спросил у заместителя председателя Меджлиса крымскотатарского народа Рефата ЧУБАРОВА.
— Разумеется, мы проанализировали деятельность правительств, которые поочередно возглавлялись Тимошенко и Януковичем. Также мы оценили отношение многих людей из их команд к крымским татарам. Я хочу сказать открыто, что подавляющее большинство крымских татар, когда определяет свою позицию, прежде всего, исходят из понятных для них проявлений, характеризующих команду в целом. Думаю, что очень мало крымских татар поддержали бы нас (Меджлис), если бы мы приняли иное решение. Хотя бы по двум причинам, точнее событиям, которые за последние годы потрясли Крым. Первое связано с господином Могилевым, который во время руководства крымской милицией (2007 год), устроил показательную «войну» против крымских татар на плато Ай-Петри. Тогда действия спецподразделений милиции по сносу капитальных сооружений крымских татар потрясли не только украинскую, но и мировую общественность. Второе — сопротивление симферопольских властей в лице мера города Бабенко, строительству мечети в Симферополе. Действия этих людей, которые являются ведущими в команде Януковича здесь в Крыму, не позволяли нам принять другое решение, кроме как поддержать Тимошенко, если даже кто-то этого и не захотел.
— На президентских выборах в 2004 году крымские татары поддержали Виктора Ющенко. Как вы сегодня оцениваете президентство Виктора Андреевича? Были ли решены проблемы крымскотатарского народа?
— Мои частые встречи с людьми — я безвыездно работаю в Крыму — позволяют мне говорить о том, что подавляющее большинство людей, в том числе и крымских татар, не жалеют о том, что поддержали Ющенко в 2004 году. Их выбор тогда исходил из ситуации, которая была на то время. Конечно, есть люди, которые сегодня открыто высказывают свое разочарование действиями политиков — тем, что новая власть во главе с Виктором Ющенко так и не использовала предоставленный ей шанс. Но, повторюсь, большого сожаления нет — люди понимают, что могло бы быть иначе, но не лучше.
— Почему, все-таки сегодня надежды возлагаются на Тимошенко?
— Я думаю, что за эти пять лет украинское общество стало умнее. Чем быстрее мы все освободимся от гипертрофированных иллюзий по отношению к государству, тем быстрее мы сможем вырваться из этой трясины. Поэтому, конечно, люди голосуя за кого-либо, исходят из своих ожиданий, но при этом они все больше понимают, что надеятся нужно, прежде всего, на себе и своих единомышленников.
— В конце 2009 года глава правительства Юлия Тимошенко поручила Государственному комитету по делам национальностей и религий разработать новую госпрограмму обустройства депортированных граждан. При этом на поддержку действующей программы Тимошенко пообещала выделить в 2010 году 150 миллионов гривен. Для сравнения — в 2009-м лишь 53 млн. гривен. Вы верите в реализацию данной программы?
— Каждые пять лет решением Кабинета Министров принимаются программы, связанные с обустройством ранее депортированных и переселившихся в Украину лиц. Такие программы принимались при многих правительствах, но, следует заметить, ни одна из них не была выполнена хотя бы в приблизительно указанных объемах. Та сумма, которая была обнародована при разработке программы на 2010 год, является, по сути, продолжением предыдущих. Не думаю, что здесь кто-то кого-то хотел бы привлечь или подкупить. Правительство обязано утвердить такую программу, потому что проблем с возвращением и обустройством людей остается много.
— В общем, если говорить о выборах. Как вы оцениваете результаты первого тура?
— Наверное, единственный позитив в том, что, несмотря на все опасения, сам ход предвыборной кампании был относительно чистым по сравнению с 2004 годом. Хотя, разумеется, хватало компроматов друг против друга, но не было жестких противопоставлений симпатиков одного кандидата другим. Кроме того, сами выборы и подведение итогов голосования в целом прошли в рамках выборного законодательства. Поэтому, говорить о каких-то массовых фальсификациях, по крайней мере, на территории Крыма, я не могу. На отдельных участках нарушения были, но не повсеместно. Конечно, хотелось бы, чтоб такой дух сохранился и на повторном голосовании 7 февраля, а затем и при подведении итогов. Самое главное, чтобы независимо от результатов голосования никто себе не позволял «будоражить» украинское общество.
— Насколько изменились приоритеты общества, исходя из результатов голосования?
— Итоги первого тура говорят о том, что люди хотят видеть новых политиков у власти. Этим, во всяком случае, объясняется количество голосов, полученных рядом кандидатов — Тигипко, Яценюком и т. д. Но, с моей точки зрения, эти новые лица все еще из той старой обоймы, т. е. общество, находится в поисках новых политиков. И этот поиск будет только усиливаться. Исходя из этого, я не исключаю, что мы вступаем в этап, когда сами по себе выборы могут стать достаточно частым явлением, пока общество не выберет тех, кто сможет повести за собой.
— Какие надежды вы возлагаете на нового президента в разрешении проблем крымских татар?
— В первую очередь, мы думаем о том, что нас ожидает и какова в целом будет наша судьба в украинском государстве. Менее того, каждый свой шаг мы связываем с нашими ожиданиями. Конечно, мы прекрасно понимаем, что не бывает отдельного оазиса счастья — мы все находимся в одной лодке. Но, чем быстрее мы выйдем на хорошую дорогу, а это можно сделать только придерживаясь четких внутренних и внешних ориентиров, тем лучше будет для всех нас. Исходя из этого, многие из крымских татар рассчитывают на то, что Украина продолжит свой европейский путь. Это позволит нам ускорить процесс развития прав человека и народов в украинском обществе. Поэтому, крымские татары и поддерживают тех, кто видит Украину в европейском сообществе.