Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сезон охоты на демократическую интеллигенцию?

11 сентября, 2008 - 19:02
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня»

Выступая в преддверии нового учебного года на канале РТР, хорошо известный украинским телезрителям по его работе на ICTV Дмитрий Киселев поведал телеаудитории России, и не только России, что кроме опасности внешней русофобии, существует еще и внутрироссийская русофобия. Надо сказать, что русофобией в РФ называют любые критические оценки этого государства и его власти. Практически все страны Запада проходят по разряду русофобских (правда, иногда московские телешоумены выделяют среди них «чемпионов русофобии» — ну, там Польшу, Эстонию, Латвию, думаю, скоро назовут и Украину).

Нерусофоб, образцово-показательный российский патриот — это тот, кто, как юный пионер, всегда готов поддержать кремлевское руководство, подставить ему плечо, восславить его деяния и, конечно, ни в коем случае не склонен к рассуждениям, от которых проистекают все антипатриотические беды. Д. Киселев доходчиво объяснил, что внутренний русофоб (с русской фамилией и русской «пятой графой») много опаснее какого-нибудь вашингтонского или брюссельского. Оказалось, что более всего отечественных русофобов обретается в среде русской интеллигенции, испорченной растленным влиянием Запада.

Беда эта, по Д. Киселеву, возникла не сегодня и даже не вчера, а еще во времена Александра Павловича и Николая Павловича Романовых. Из вдохновенного спича Д. Киселева вытекало, что и 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь вышли отпетые внутренние русофобы, нахватавшиеся, аки собака блох, завиральных европейских идей. Понятное дело, почти все офицеры-декабристы принимал участие в походе 1815 года, посетив при этом Париж, города Германии и Австрии; естественно, агенты влияния Европы там их активно разлагали в идейном отношении.

В пафосно-патриотическом угаре Д. Киселев цитировал известных авторитетов XIX в. (правда, они уже тогда имели репутацию мракобесов и полицейских стукачей), таких как: Булгарин, Катков и Греч. Надо сказать, что А. С. Пушкин вдоволь поиздевался над этими деятелями и даже сравнил их с той субстанцией, на которую лучше не наступать ногой во избежание неприятных запахов. Для многих поколений русской демократической интеллигенции Катков, Булгарин и Греч были символами крайней реакционности, обскурантизма и мрачной полицейщины. А теперь вот пригодились Д. Киселеву и каналу РТР...

Да, отношения между властью и интеллигенцией в России всегда были в лучшем случае натянутыми. Даже когда интеллигенция была вынуждена молчать, политическая верхушка страны ощущала ее глубокую внутреннюю оппозиционность, пусть лишь в форме интеллектуального презрения, иронии, дистанцирования.

Действительно, русская интеллигенция — это особый культурно-исторический феномен, которым Россия обязана Западу. Именно после реформ Петра I, направленных на вестернизацию азиатской империи, возникает специфический слой людей, которых стали так называть. Кстати, впервые это слово употребил очень плодовитый (написал более 50 романов), а ныне почти полностью забытый русский писатель XIX столетия Боборыкин. С тех пор во многих западных словарях, энциклопедиях и справочниках признается русское происхождение понятия «интеллигенция» (для себя на Западе предпочитают употреблять понятие «интеллектуалы»), но часто оно расшифровывается, толкуется так: «Интеллигенция (рус.) — это узкий слой европейски образованных людей в азиатской стране». После Петра I этот слой в России начинает активно формироваться и осознавать себя как особое явление. Тут и первые ласточки в лице Новикова и Радищева, тут и дворянская интеллигенция, породившая декабризм, тут и разночинцы XIX века.

В самом существовании этого слоя была некоторая парадоксальность. С одной стороны, эти люди были воспитаны на европейских ценностях права и свободы личности, а с другой — были обречены жить в стране, где подобные идеалы никогда не считались ценностью. Трагедия русского интеллигента в том, что это европеец, вынужденный пребывать в азиатских реалиях. Из этого слоя достаточно быстро выделялись лица, жаждавшие приблизиться к власти и обслуживать власть, воспевая дикость и азиатчину имперских порядков и доказывая, что именно такие деспотические обычаи и есть высшее благо. Сторонников развития России по скрижалям монгольско-византийско-московских правителей (да еще и жаждавших навязать подобное другим странам и народам) назвали славянофилами. Славянофильствующие московские баре учинили хождение в народ, желая побрататься с крестьянами. С этой целью они расставались с сюртуками, цилиндрами и жабо и шили себе у лучших столичных портных крестьянские армяки по эскизам многовековой давности. Русские мужики помещиков-славянофилов за своих не признавали и, завидев в своей деревне, с криком «Персияне пришли!» принимались их бить.

Сторонников же России европейской, не противостоящей в цивилизационном отношении Западу, назвали западниками. Именно эти западники и были идейными предшественниками нынешней русской демократической интеллигенции, вызывающей такую ярость у г-на Киселева. Его возмущенно страстные речи очень напоминали проповеди старообрядцев против «бесовских нововведений» царя Петра.

Правда, как оказалось, внутренние русофобы угнездились не только в рядах интеллигенции, но и среди политической и деловой элиты Российской Федерации, о чем с глубоким возмущением сообщил Д. Киселев. Ну не скандал ли, что 63% российской элиты желают, чтобы их дети учились за границей? Вся эта киселевщина заставляла вспомнить пушкинского Годунова, требовавшего установить такой пограничный контроль с «проклятым Западом»: «чтобы мышь не пробежала, чтоб птица не пролетела из Литвы». Сидя в студии в изысканном и явно не российского производства костюме, Д. Киселев исступленно призывал к антизападному единству интеллигенции и власти, к изоляции национал-предателей, то есть российский либералов. При этом брал себе в союзники Солженицына, цитируя достаточно дремучие антилиберальные фрагменты из его текстов. И уж совсем удивили заявления Д. Киселева о «фашистской диктатуре в Тбилиси». Странно, когда г-н Киселев работал в Киеве, он производил впечатление трезвомыслящего человека...

Казалось бы, ну что еще надо Киселеву и его идейным сторонникам: ведь 77% россиян поддерживают деяния Путина-Медведева на Кавказе? Зачем им нужны несколько процентов интеллектуалов, зачем их следует запугивать и «строить»? Или это застарелый страх азиатской России перед лицом России европейской?

Но если Киселев настоятельно советует русскую демократическую интеллигенцию шельмовать и третировать, то Александр Дугин (в том числе и на канале RTVI) требует для либералов, которые производят на него впечатление вредных насекомых, поистине казней египетских. Прямая речь: «Маски сброшены. Мы вступили в войну. Теперь страна должна воевать не только вовне, но и внутри, с пятой колонной. Либералы-западники, сотрудники всяческих фондов должны быть сейчас интернированы. На войне как на войне. Если до 8 августа эти люди имели право на свою точку зрения, то сегодня они имеют только одно право: быть изолированными и спасенными от неминуемой расплаты, поскольку, я думаю, патриоты в этой ситуации не будут сидеть сложа руки. Приходит час патриота. Час мести за те унижения, которые мы терпели больше десятилетия от этих граждан». То есть Дугин полагает, что его оппоненты должны оказаться в концлагерях, быть высланы, депортированы и т.д. Судя по всему, русскую демократическую интеллигенцию ожидают тяжелые времена... Не придется ли нам предоставлять гонимым политическое убежище в Украине?

Игорь ЛОСЕВ, доцент НаУКМА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ