Вы разворачиваете яркий фантик с надписью «Шоколадная фабрика «Украина» и погружаетесь в букет ароматов и вкусов. Конфеты буквально тают во рту, вызывая непреодолимое желание пробовать еще и еще. С тростянецкими сладостями все преграды представляются несущественными.
Тростянец сегодня называют шоколадной столицей страны. Лучшие традиции украинского кондитерского производства, сформированные здесь в течение четверти века настойчивой работы, достигли новых вершин у творцов торговых марок «Украина» и «Корона», которые объединяют около 120 видов продукции из Тростянца. Именно заботливое отношение к национальным традициям, сложившиеся на первой в Украине шоколадной фабрике, которая полностью специализировалась на производстве шоколада, — одна из составляющих успеха предприятия. Вторая — соблюдение строжайших стандартов качества. Так журналистам, которым на днях пришлось посетить производственные помещения фабрики, было предложено снять сережки, перстни, кольца и часы. Белоснежные халаты, которые нас попросили надеть, должны быть застегнутыми на все пуговицы. Конечно, такие же условия обязаны соблюдать и все работники.
Эталонное качество изделий, которые объединяются торговыми марками «Шоколадная фабрика «Украина» и «Корона», поддерживается благодаря системе управления качеством, эффективность которой на днях подтверждена сертификатом международного стандарта ISO 9002. Принимая свидетельство Международной сертификационной службы о соответствии систем управления качеством международным требованиям, генеральный директор компании «Крафт Якобз Сушард Украина», которой ныне принадлежит фабрика, Юрий Логуш сказал, что его получение — заслуга коллектива фабрики, включая и пенсионеров. Достижения предприятия, по его мнению, держатся на трех китах — качестве, традициях, доступности для потребителей по цене.
Последняя составляющая обеспечивается продуманной системой дистрибьюции. Партнеры получают шоколадные изделия с трехнедельной отсрочкой платежа и успевают за этот срок полностью реализовать сладкую продукцию, поскольку на нее всегда есть спрос благодаря более чем оптимальному соотношению цены, вкуса и качества. Отдел сбыта и склады предприятия работают круглосуточно. «Шоколад, который здесь производится, — говорит Ю.Логуш, — должен быть достойным названия фабрики — «Украина».
Тем временем нынешнему расцвету шоколадной «Украины» предшествовал довольно сложный период, когда предприятие не имело даже средств для приобретения сырья и выплаты зарплаты работникам. И тогда было решено приватизировать фабрику. Соответствующий конкурс выиграла компания «Крафт Якобз Сушард» — признанный лидер европейского и мирового пищевого и кофейного рынка, который работает на нем уже 175 лет. Отвечая на вопрос «Дня», Ю.Логуш сказал, что на начальном этапе инвестиции компании в «Украину» составили $19 миллионов, а нынче уже достигли $25 миллионов, причем прибыли не вывозятся, а реинвестируются в производство. Эти данные подтверждены аудитом Фонда государственного имущества Украины.
Кстати, во время приватизации фабрики Фонд госимущества возглавлял нынешний первый вице-премьер Украины Юрий Ехануров. Ныне здесь вспоминают, как, знакомясь со сложным производством, он пошутил: «Когда я узнаю, из чего делается шоколад, контрольный пакет акций еще возрастет».
Теперь ни на предприятии, ни в Тростянецком районе не найдется никого, кто был бы недоволен принятым тогда решением. Предприятие стабильно платит зарплату примерно одной тысяче своих работников. Директор Николай Швец оценивает ее как довольно высокую для данной местности, но конкретных цифр, ссылаясь на коммерческую тайну, не назвал.
Налоговые поступления «Украины» формируют 75% местного бюджета. В прошлом году в него поступило 28 млн. гривен. Ежемесячно получает 300 тысяч гривен Пенсионный фонд. И когда Ю.Логуш говорит: «Мы хотим прибавить сладостей жизни, которая сейчас довольно горька», то, понятно, речь идет не только о шоколадных брендах, но и о социальном положении в регионе и в стране, к которому руководство компании вовсе не безразлично. «Инвесторы голосуют своими долларами, — говорит Ю.Логуш, — и пока что мы выборов не выиграли».
Что же касается инвесторов «Украины», то наибольшие свои взносы они направили на усовершенствование производственного процесса и повышение качества продукции. При этом Ю.Логуш замечает, что компания считала бессмысленным переносить в Украину швейцарские вкусовые предпочтения. В регионах страны были проведены маркетинговые исследования, направленные на выяснение вкусов украинцев и их покупательных возможностей, основана дилерско- дистрибьютерская сеть. По словам Ю.Логуша, на каждом отрезке производственного процесса были сделаны значительные инвестиции, что позволило производить шоколадные массы высшего качества — на уровне лучших фабрик Европы.
На фабрике поразительная чистота. В каждом помещении строго выдерживается температура и влажность, предусмотренные технологическим процессом. Особое внимание уделяется первичной обработке какао-бобов. Помещения, в которых выполняются соответствующие операции, здесь называют «красной зоной». При входе в них работники одевают специальные красные халаты. Во все другие помещения в них входить запрещено. Контроль за обработкой какао-бобов осуществляет сертифицированная микробиологическая лаборатория, равной которой нет на ни одном предприятии Украины. Ее работник, менеджер по качеству, Лариса Гусева рассказывает, что на фабрике применяются стандарты, намного строже тех, которые действуют согласно законодательству Украины. В частности, здесь допускается наличие не больше 5 тысяч микроорганизмов в грамме промежуточного сырья, тогда как украинский стандарт позволяет 50 тысяч. Через каждые 48 минут лаборатория отбирает 250 граммов какао-порошка для строжайшего тестирования. И последствия его, как правило, удовлетворительны. Поэтому высокое качество позволяет хранить и употреблять шоколадные конфеты «Украины» в течение одного года со дня изготовления.
Директор фабрики Николай Швец связывает достижения предприятия в повышении качества продукции с деятельностью компании «Крафт Якобз Сушард Украина»: «С приходом такого уважаемого инвестора заметно усилилось внимание к качеству продукции. Мы получили средства для контроля всех параметров: окружающей среды, включая тестирование на микрофлору, сырья, полуфабрикатов, готовой продукции. И каждый работающий знает, что ему нужно делать, чтобы продукция отвечала высшим стандартам качества».
Конечно, неспециалисту трудно разобраться в особенностях технологического процесса, насыщенного автоматикой и электроникой, новейшими измерительными средствами и контрольными приборами (в производстве на фабрике задействовано 150 компьютеров). Но даже бытовые условия, созданные персоналу фабрики, свидетельствуют о высокой культуре производства, которая является неотъемлемой составляющей обеспечения качества продукции.
Коллективы предприятий, куда должен прийти иностранный инвестор, нередко запугивают тем, что он сразу же откажется от социальной базы, которая находится на балансе завода или фабрики. Опыт Тростянца показывает, что эти опасения необоснованы. У фабрики жилые дома, общежитие, детский садик. На содержание социальной сферы ежегодно расходуется 1,2 млн. гривен. Пенсионеры получают доплату к пенсиям. И, конечно, большие средства ассигнуются на обучение и повышение квалификации персонала. В прошлом году на это было израсходовано $134 тысячи.
Фабричный хор пел песню об Украине: «Моя медово-калинова, як мати, кожного — одна». Оказывается, теперь к этим определениям, с полным правом можно добавить и такое: Украина также и шоколадное государство, вполне способное к конкуренции с другими производителями. Тем временем перенасыщенные официальными статистическими данными журналисты, расспрашивали директора Николая Швеца о его личных вкусах и симпатиях. «Нынче мой любимый бренд, т.е. торговая марка, «Шоколадная фабрика «Украина». Это название вы можете прочитать на каждом фантике, в который завернута конфета. Люблю молочный шоколад. Бросьте его кусочек в шампанское и попробуйте. Мы этот напиток иначе не употребляем».
Выезжая из Тростянца, журналисты зашли в один из магазинов. За конфетами «Украины» пришлось стать в очередь. Молодая учительница, которая стояла впереди, сказала: «В конфетах с маркой нашей шоколадной фабрики меня привлекает все: и качество, и оформление. И цена у них доступная, что лично для меня очень важно».