Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Стоит ли рождаться женщиной в Украине?

17 марта, 2000 - 00:00

ЖЕНЩИНЫ-ДЕПУТАТЫ ПРОТИВ КОМПЛИМЕНТОВ. И ВСЕ?

Современный феминизм, распространяясь во всем мире, попал и в Украину через многочисленные просветительские программы, нацеленные на помощь нашему народу в созидании открытого демократического общества. При этом большинство из предложенных мер оказалось непригодным для нашего общества, но так называемая «женская активность» прижилась, поскольку не задевала интересов наших власть предержащих, в то же время находя пылкую поддержку в довольно узком кругу амбициозных женщин, которых привлекает возможность получения международных грантов. Роль теоретиков отечественного феминизма взяли на себя представительницы гуманитарных наук, которые увлеклись проведением элитарных гендерных исследований, тогда как практиками стали члены женских общественных организаций.

Однако широкая украинская общественность оставалась неосведомленной в современном феминизме и вряд ли согласилась бы с теми взглядами, которые стали привычными в США и развитых странах Европы. Достаточно только представить, как восприняли бы простые жители украинских городов и деревень феминистские выступления об устарелости сложившихся супружеских отношений, а также в поддержку лесбиянских браков и рукоположения женщин в сан священников. Услышав о таком разврате и каких-то «попах-бабах», мужчины начали бы смеяться, а женщины до того бы разозлились, что ораторам-женщинам пришлось бы быстро убегать, чтобы им не вырвали волосы.

Поэтому заграничный феминизм в Украине вынужден приспосабливаться к нашей ментальности, выступая в довольно смягченном виде, чтобы не встретить общего неприятия. В частности, международные женские организации концентрируют свое внимание на помощи украинским женщинам, которые, уехав за границу, стали жертвами сексуального насилия. Наряду с этим разработаны программы, направленные на расширение участия женщин в политике, бизнесе, культуре и науке. Основатели таких проектов верят, что увеличить процент женщин на руководящих должностях в этих отраслях можно путем проведения «тренингов лидерства». При этом они не принимают во внимание, что способность к лидерству является чертой характера, которую нельзя создать или даже существенно усилить. Что же касается обучения женщин бизнесу, то в современных обстоятельствах как раз женщины с их естественной способностью приспосабливаться первыми нашли новые способы заработка и сейчас кормят семьи, в том числе мужей, которые до сих пор не вышли из депрессии. Конечно, можно только приветствовать намерения научить их основам бизнеса, но нужно понимать, что его главная проблема в нашей стране состоит не в неумении правильно составлять бизнес-планы, а в коррумпированности чиновничества и изъянах законодательства, от которых одинаково страдают как бизнесмены, так и бизнес-леди.

Среди депутатов нашей Верховной Рады так мало женщин, что они занимает по этому показателю только 96-е место в мире. Число женщин в парламенте, бесспорно, будет расти, но что же волнует теперешних женщин-депутатов? В этом плане меня очень заинтересовали их высказывания, которые были напечатаны в конце прошлого года в газете «День». Среди них довольно характерными показались мысли тех, которые возглавляют партию «Солидарность женщин Украины» (не будем здесь сосредоточиваться на принципиальной возможности женской солидарности, в частности политической). Симпатичная, судя по фотографии, глава партии жаловалась по поводу того, что депутаты-мужчины ежедневно обижают ее своими комплиментами. Здесь она либо говорит неискренне, либо в корне отличается от всех женщин за исключением разве что наиболее ярых американских феминисток. А ее защитница по партии обосновала необходимость увеличения доли женщин в парламенте до 30—40% тем, что они будут там «нести нашим мужчинам политическую культуру, мораль, этику». По этому случаю мне вспомнилась моя учительница, которая говорила, что присутствие в классе девочек хорошо влияет на поведение мальчиков, и они меньше дебоширят. Но ведь роль женщин в парламенте не может сводиться к облагораживанию поведения взрослых мужчин в сессионном зале! Определяющими требованиями к политическому деятелю считаются не анкетные «графы», а ум, порядочность, верное понимание проблем и способность их решать. Поэтому различные народы, даже с традиционно предубежденным отношением к женщинам, поручали женщинам, которые соответствовали этим требованиям, возглавлять государство в кризисных ситуациях. Правда, при мирных обстоятельствах, когда богатая жизнь страны практически не зависит от фигуры номинального лидера, финны могли позволить себе избрать президентом государства веселую феминистку Тарью Халонен.

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

К сожалению, в зарубежных женских организациях, которые пытаются «феминизировать» наше государство, нет четких представлений об Украине и ее женщинах, которых они считают «загнанными» мужчинами. Такому мнению в большой степени содействуют зарубежные выступления и публикации наших ревностных женщин, которые, исходя из того, что от них ждут, утверждают, что якобы украинки «рождаются в рабстве и вынуждены заниматься любовью с рабами». Но если бы уважаемые зарубежные опекунши действительно заинтересовались Украиной, то поняли бы, что имеют дело с довольно необычным народом, который имеет «женскую» душу с ее достоинствами и недостатками, в котором женщины всегда играли ведущую, хотя внешне не очень заметную роль.

Еще Геродот сообщил античному миру о том, что в степях севернее Меотийского озера, т.е. Азовского моря, жил воинственный народ амазонок. Доверяя его научной объективности как историка и не касаясь возможности генетического родства этого народа с украинцами, берусь утверждать, что женские черты прочно вошли в украинскую ментальность. Стало вопиющей банальностью постоянно жаловаться на индивидуализм как главную причину трагической истории Украины. Следует отметить, что он не является «персонализмом», но проявляется на уровне семьи, которая всегда была для украинцев главным жизненным приоритетом. А полная преданность интересам семьи и безразличие к государственным делам являются характерными для женщин. Для нрава украинцев, независимо от пола, характерен еще целый ряд других черт, которые считаются типично женскими. Это — миролюбие, терпеливость, нерешительность, неуступчивость в пустяках, зависть, хитрость и попытка спрятаться от опасности в углу, которые дополняются нежностью, лиричностью, сентиментальностью и любовью к искусству.

Можно допустить, что наличие этих черт, которые на много веков задержали создание политической нации и собственного государства, связано с женским главенством в семьях, где всегда в известной степени сохранялся матриархат. Издавна существовало четкое распределение труда: «мужчина — хозяин в поле, а женщина — в доме», но поскольку решения принимались не в поле, мужчина советовался с женщиной, соглашаясь с ее мнением (недаром же говорят: «Мужчина — голова, а женщина — шея, куда повернет, туда он и смотрит»). Хотя женщины не присутствовали на собрании общины, решения проводились ими через мужчин, которые выполняли их указания. Если к обычным мужским «слабостям» женщины относились довольно снисходительно, то к разбойникам, которые злостно нарушали спокойную жизнь, они были непримиримы, из-за чего тем приходилось убегать. Собирались эти отчаянные головы в тех местах, где жили когда-то легендарные амазонки, создав сугубо мужское казацкое сообщество, к которому женщинам не разрешалось даже приближаться. Впоследствии из него сформировалось Запорожское казацкое войско, которое стало защищать южные границы. Но польское государство, увидев их способности к военному делу, создало еще и реестровое казачество из тех украинцев, которые жили по своим городам и селам.

Собираясь в далекие походы, реестровые казаки спокойно оставляли хозяйство на жен, поскольку знали, что те способны справиться даже с крупными старшинскими имениями. В этом не было ничего удивительного, ибо женщины почти все были грамотными и имели юридические права на собственность. Вели себя они очень уверенно и гордо, удивляя иностранцев, которые в XVII веке путешествовали по казацкой Украине. Казацкие мадонны воспитывали детей. В том числе сыновей — послушными, верующими, целомудренными, держа невесток в повиновении, чтобы те не взяли власть. Возвращаясь домой, строгие и жестокие казаки, которые считались едва ли не лучшими в Европе воинами, мгновенно превращались в мирных и кротких мужей, которые опасались вызвать гнев своих властных жен, как это ярко показано в опере «Запорожец за Дунаем».

К сожалению, из-за отсутствия в те времена средств мобильной связи казаки не могли советоваться с женами перед принятием важных решений — выборами гетмана и старшины, заключением союзов и мирных соглашений, и поэтому без рассудительного женского взгляда на проблему каждый раз допускали роковые ошибки. Однако женщины терпеливо переносили все неприятности, в которые из- за мужчин попадали вместе с Украиной, и ни одна не пыталась положить конец беспорядкам, взяв на себя власть вне семьи. Такого не позволили бы не только мужчины, но и другие женщины, которые очень ревниво относились к успехам какой-либо из них. Поэтому единственной правительницей в истории Украины-Руси осталась княгиня Ольга — иностранка, которая опиралась на варяжское войско. Однако за границей украинские женщины были не против участия в государственной власти, примерами чего были Анна Ярославна, грозная Роксолана и даже Маруся Богуславка. Присоединение казацкого государства к Московскому царству, которое превратилось в Российскую империю, негативно сказалось на положении женщин, отняв у них старые права и возможность учиться, поскольку, по убеждению северных соседей, «у бабы волос долог, да ум короток». Но они в меньшей степени подверглись русификации, чем мужчины, не потеряв своего достоинства, став хранительницами очага не только для своих семей, но и всего народа, хранительницами национальной идентичности. Куда бы ни заносила судьба украинцев, женщины сразу принимались создавать для своей семьи «маленькую Украину» с садиками и вышитыми рушниками, обучая детей языку, молитвам, песням и обычаям.

НЕОЖИДАННОЕ НАСЛЕДСТВО СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ

Основатели зарубежных феминистских программ не учитывают еще одной особенности украинских женщин — а именно их уникального опыта советской эпохи, когда они стали работать в так называемом «народном хозяйстве» наравне с мужчинами. Сочетая этот труд с ежедневной заботой о семье, украинки стали самостоятельными намного раньше женщин развитых стран, которые еще долго довольствовались судьбой домашних хозяек, состоя на содержании своих мужей. Женщины смогли проявить свои способности в различных сферах, причем процент женщин с высшим образованием в Украине оказался более высоким, чем у мужчин. Конечно, карьерная дискриминация женщин существовала, хотя сейчас заметно уменьшилась из-за того, что мужчины уходят из бедствующей бюджетной сферы, а в частном секторе имеют значение только деловые качества работников.

Главной причиной служебного «отставания женщин» было и остается то, что в наиболее активные годы они не могут работать с полной отдачей из-за рождения и воспитания детей. Недаром женщины-ученые защищают докторские диссертации реже и позднее мужчин — когда дети выросли и можно снова сосредоточиться на исследованиях. Поэтому «женская проблема» состоит не в совсем несвойственной украинкам «второсортности», а лишь в бытовых трудностях, о которых уже давно забыли в развитых странах.

Нельзя согласиться с несчастной героиней романа Оксаны Забужко: «...какого черта было родиться на свет женщиной, да еще и в Украине», — наоборот, в Украине как раз стоит быть женщиной. Хотя этот ропот, высказанный на украинско-русско-английском суржике, принадлежит нетипичной женщине, которая отказалась от семьи, считая свою бестолковую жизнь свидетельством принадлежности к искусству. Наоборот, украинские женщины представляет образец того, как можно сочетать высокую профессиональную квалификацию с умением создавать крепкую семью.

Что же можно сделать для облегчения судьбы украинских женщин, которые вынуждены нести двойную нагрузку? Конечно же, не при помощи популистских призывов предоставить женщинам дополнительные льготы, ибо женщины составляют более половины населения. Существенное улучшение положения женщин зависит от экономического роста государства. Но пока этого не произошло, больше всего следует рассчитывать на изменение традиционного распределения обязанностей в семье, которое стало анахронизмом. Поэтому представляется очень своевременной полушутливая идея создания партии «почитателей женщин», направленная на воспитание мужчин. Они должны помнить, причем не только 8 марта, что их женщины — умные, красивые, нежные и еще настоящие амазонки, способные защитить свою семью от всяких бедствий, которым нужно внимание, в частности помощь по домашнему хозяйству, чтобы иметь больше времени для служебных дел. Нет сомнения в том, что с развитием демократии в Украине и без феминистских мероприятий быстро возрастет число женщин на руководящих должностях, причем не по квоте, как это было в советские времена, а на основе личностной ценности.

Татьяна ПАЛЛАДИНА, доктор биологических наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ