Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сырьевые ножки авторитаризма

И для Украины, и для России обвал на сырьевых рынках означает потерю одного из основных ресурсов режима
30 ноября, 2012 - 11:44

Сырьевые ресурсы Украины стремительно обесцениваются. Как недавно признал гендиректор «Азовстали», «мировой рынок металлопроката обвалился окончательно, так как исчезли заказы». Российский инвестор полностью прекратил выпуск продукции на Донецком электрометаллургическом заводе. В октябре этого года по отношению к октябрю 2011 года металлургия Донецкой области упала на 19,2%. В ІІІ квартале 2012 года самый крупный в Украине горно-металлургический холдинг «Метинвест» сократил производство основных видов продукции — стали. Оно снизилось, по сравнению с ІІ кварталом, на 18%, коксового угля — на 14%.

Масштаб проблемы можно оценить уже хотя бы по тому, что часть металлургии во всем украинском экспорте за первые девять месяцев этого года составляла 28,9%. А еще имеется падение в химической отрасли.

Кстати, сырьевые товары в украинском экспорте составляют «всего лишь» около 70%. К примеру, в России эта доля еще выше — около 85%. По данным российского Минэкономразвития, в экспорте России доля высокотехнологической продукции составляет лишь 4,5%. По сути, речь идет почти исключительно о продукции ВПК.

При этом последние технологические изменения уже подкосили одну экономическую «ногу» российского авторитаризма — газ, и готовятся другую — нефть. Например, только в этом 2012 году и только по скидкам, возвращенным «задним числом», Россия выплатила европейским компаниям 10 млрд долларов за использованный ими газ. В придачу скидки закладываются во все новые или пересмотренные контракты — хоть с Болгарией, хоть с Германией или Польшей. По официальным данным, «Газпром» с лета этого года снизил цены на российский газ для стран Европы в среднем на 10%, а для Германии — на 19%.

Подрывает позиции «Газпрома» то, что как следствие большого предложения газа на рынке в Европе сегодня «Газпром» уже фактически отказался от: 1) базового условия «бери или плати», а также — 2) делает поправку цен на спотовый рынок.

Дошло до того, что многие страны Европы сокращают экспорт газа и отдают предпочтение увеличению закупок угля. Об этом, в частности, сказал президент Российского газового общества Валерий Язев. «В первом полугодии Германия, Италия и Нидерланды импортировали каменного угля из США и Колумбии, соответственно, на 37%, 83% и 86% больше, чем в первой половине 2011 года», — сказал Язев. В частности, по итогам девяти месяцев, на 11% сократила закупку российского газа Италия, на 20,4% — Франция, на 5,4% — Великобритания. Возросла продажа газа только в Турцию — на 10,4%, которая перед этим получила от «Газпрома» существенную скидку. По его данным, в этом году экспорт российского газа в Европу сократится приблизительно на 4,3%. При этом В.Язев отметил, что конкуренция на европейском рынке усиливается. «Кроме Норвегии, Алжира, Нидерландов, Нигерии, Катара, в скором будущем могут появиться новые конкуренты: Азербайджан, Туркменистан, Мозамбик, Кипр, Израиль и другие. А еще есть Иран и Ирак. Возможно, и норвежцы опять нарастят производство газа. Им добавляет оптимизма открытие богатейших месторождений в Баренцевом море».

Интересно, что Россия между тем упрямо продвигает свой сомнительный со всех точек зрения проект «Южного потока». Между тем, в рамках так называемого «Третьего энергетического пакета», утвержденного ЕС в 2009 году, нужно: 1) разделить бизнес по продаже и транспортировке газа, то есть компания-владелец газа не должна быть монопольным владельцем газопроводов; 2) компания-владелец газопроводов должна допускать к перекачиванию по нему газа своих конкурентов, даже в реверсном режиме. Все это означает, что смысла в строительстве этого потока, которым будут пользоваться другие, для «Газпрома» — ноль. Разве что если «перелоббируют» ЕС на его собственной территории.

Как России удается заключать соглашения с членами ЕС (Болгария, Венгрия, Словения) и перспективными членами ЕС (Хорватия с 2013 г.) относительно «Южного потока», который нарушает «Третий энергопакет»? По словам представителя «Газпрома» Сергея Куприянова, «в данный момент ведется поиск пути решений». То есть «Газпром» заключает соглашения с национальными операторами, а ЕС со своими проверками к ним еще не добрался и никаких решений не принял.

Хотя Европарламент и Европейский Совет уже приняли постановление о необходимости проверки всех договоренностей о поставке газа на соответствие законодательству ЕС, в частности — «Третьему энергопакету». При этом фактически предполагается, что ревизия коснется как старых, так и новых контрактов и соглашений. Поэтому проект в несколько зависшем состоянии.

И это еще не все удары по российской монополии. Оказалось, что угрозы штрафных санкций за недобор газа, которыми власть пугала Украину, не существует в природе. Недавно чешское подразделение немецкого энергоконцерна RWE — RWE Transgas — выиграл суд у российского «Газпрома». Речь идет о принципе «бери или плати» в долгосрочных контрактах газового концерна. Суд четко вынес решение о том, что покупатели российского топлива не должны будут платить штрафы за несоблюдение этого принципа.

Кстати, в результате всего этого российский газ для Украины на несколько десятков долларов дороже, чем для ЕС, но правительство до сих пор не подало в суд на «Газпром», как Польша, которая недавно именно таким образом выбила себе скидку. Из последнего квартального отчета «Газпрома» вытекает, что средняя стоимость российского газа для Западной Европы (включая таможенные сборы, но без учета НДС) составляет 11,7 тысячи рублей за тысячу кубометров, для стран бывшего СССР — 9,1 тысячи рублей. В долларах по текущему курсу это будет 369 долларов и 287 долларов соответственно. Между тем Украина получала газ из России в третьем квартале по 426 долларов за тысячу кубометров.

Что это означает по сути? И для Украины, и для России обвал на сырьевых рынках означает потерю одного из основных ресурсов режима. Ведь сырьевая экономика очень удобна для авторитарных режимов. Она позволяет говорить обществу: «А ты кто тут такой? А мы — «Газпром», «национальное достояние». Контроль за сырьем дает возможность строить режим, несмотря на общество. Намного труднее это говорить там, где большая часть общественного богатства создается интеллектом общества или малыми и средними диверсифицированными бизнесами.

В сырьевой экономике бизнесменов «назначают» и, как правило, не за эффективность в бизнесе. А дружба таких «бизнесменов» с властью фактически приравнена к официальной лицензии на воровство. Зато экономика, которая держится на гении и энергии значительного количества членов общества (идеально — абсолютного большинства или и всех), никогда не вылетит в трубу — ни в нефтяную, ни в газовую.

Интересно, что сейчас падают практически все сырьевые товары, кроме продовольственных. Между тем, «пищевой кризис», наоборот, дает Украине с ее 25—30% черноземов колоссальный шанс. К примеру, за первые девять месяцев этого года позитивное внешнее сальдо украинского АПК составляло 6,7 млрд долларов — на самом деле колоссальную сумму в нынешних условиях. В стране уже появились долларовые миллиардеры, «сделавшие» свои капиталы на АПК. Власть, очевидно, пытается взять и АПК под полный монопольный контроль, забрав и раздав себе землю через вновь созданный Земельный банк. Именно отсюда, кстати, проблемы бизнесменов наподобие Корнацкого из Николаевщины. Но при этом власть забывает, что без широкого общественного консенсуса стабильное ведение бизнеса в земельной сфере может быть очень рискованным. Ведь вся инфраструктура — прямо под боком у селян, выброшенных на обочину «реформами». В свое время польский король Казимир Великий советовал крестьянам, которые жаловались ему на своих господ, носить при себе огниво, «а камни для него найдете по пути под ногами». Пусть население украинского села и уменьшается, но его все еще не меньше, чем во времена Гайдаматчины. Возможно, понимание этого, а может, и что-то другое несколько сдержало власть от ускоренного проведения ее наиболее последовательных «реформ» на селе.

Напротив, при современных технологиях украинская земля — мощное средство деолигархизации общественной жизни. Ведь в современном мире наиболее экономически эффективные не столько крупные производители, как средние фермерские хозяйства. В наших широтах это убедительно доказал опыт Польши, в которой доминирует мелкое и среднее землевладение. Эта страна за последние годы своей сельхозпродукцией «завалила» Евросоюз и не только. А в Израиле, Турции, Финляндии или Франции крупные сельхозпроизводители часто умудряются вмещаться на нескольких сотнях гектаров.

Падение сырьевых рынков — безусловно, очень серьезный стресс для экономики и бюджета. Но, в то же время, это еще и шанс осознать, что нынешняя экономическая модель, построенная на эксплуатации сырьевых ресурсов страны, — полностью нежизнеспособна. История практически без исключений доказывает: лучшие показатели развития в мире демонстрируют те страны, которые сделали ставку на привлечение и раскрытие прежде всего человеческого потенциала.

Александр ПАЛИЙ, политолог, историк, кандидат политических наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ