БОМБА В НЕЙТРАЛЬНОЙ УПАКОВКЕ
Свой очередной Указ Президент Украины Л.Д. Кучма подписал 26 мая 2003 года. Говорят, что это произошло тихим погожим вечером, когда сама природа навевает покой и приглашает отдохнуть от трудов праведных. И название этого Указа было стереотипно-бюрократическим — «О некоторых мерах по оптимизации руководства в системе центральных органов исполнительной власти».
Сколько этих мер было запланировано за годы независимости — как звезд на небе! Ну а «по оптимизации» — мы в этом состоянии непрерывно живем уже лет десять и никак не можем из него выйти. Так что название Указа на первый взгляд, не предвещало ничего, кроме ординарного набора обычных штампов.
Но достаточно было прочитать, что именно постановляется Указом, как ординарное сразу стало экстраординарным, а через невыразительно-нейтральну «упаковку» названия Указа четко проступили контуры «бомбы», заложенной в содержании Указа.
ОДИН АБЗАЦ, ИЛИ ЛОМАТЬ — НЕ СТРОИТЬ
Текст Указа фактически состоит из одного абзаца, в котором постановляется ликвидировать всю систему государственных секретарей министерств и вернуть должности заместителей министров — первых и обычных.
Когда 2 года назад, 29 мая 2001 года, Президент подписал Указ №345 о ликвидации должностей заместителей министров и вводе института госсекретарей, то вместе с Указом №529 «О примерном положении о государственном секретаре министерства» и его текстом эти документы имели 9 стр. убористого текста, в котором подробно была выписана система полномочий и функций госсекретарей, их роль в организации деятельности центральных органов исполнительной власти.
Десятки абзацев тех двух Указов и Положения двухлетней давности были похожи на строительные блоки, при помощи которых инициаторы той админреформы попытались выстроить новую систему админуправления в министерствах.
Новый Указ, который одним абзацем ликвидирует построенное за эти 2 года, похож на удар топором. Он не содержит в себе никаких детальных предложений того, что должно прийти на место отрубленного.
Это свидетельствует либо о том, что Указ готовился спешно, по команде, и никто ничего не успел проработать, либо же о том, что целью Указа была вовсе не «оптимизация».
НА СРОК ПОЛНОМОЧИЙ...
Когда два года назад общественность убеждали в целесообразности ввода института госсекретарей, то ссылались на то, что министры меняются часто, каждый новый приносит в министерство свои взгляды, подходы (иногда радикально отличные) и это вредит управляемости. Должно, доказывали нам, быть что-то стабильное в министерствах, что держало бы под контролем и аппарат, и ситуацию в отрасли, и — главное — не зависело бы от перипетий и негативных последствий министерской чехарды. И это «что-то» предлагалось в лицах и должностях госсекретаря и его заместителей.
Их функции «стабилизаторов» деятельности центральных органов власти гарантировались в тех Указах положениями о невозможности их освобождения даже в случае изменений в составе Кабмина или прекращения его (Кабмина) полномочий! Более того, в пункте 3 Указа Президента №345 прямо указывалось, что госсекретари «назначаются на должности на срок полномочий Президента».
Такие гарантии, конечно, порождали уверенность, давали психологическое основание для планирования работы на годы вперед, снимали известный всем госслужащим страх потерять роботу в случае «резких движений» или недовольства шефа, которое нередко блокировало инициативность и порождало робость, волокиту и т.п.
Помню, как расправили плечи и приосанились некоторые знакомые заместители министров, меняя свое шаткое место на стабильное, казалось, кресло в госсекретариате. Лучшие из них стремились стать и часто становились в своих министерствах теми самыми стабилизирующими фигурами, которым удавалось сохранить в эпоху непрерывных кадровых изменений преемственность, связь дел, подходов, новых работников и министров. Они работали активно, на перспективу, будучи уверенными, что, согласно пункту 5 Указа № 345 могут быть освобождены только в случае неподобающего выполнения обязанностей, невозможности выполнять свои обязанности по состоянию здоровья, приговора суда...
Но ведь случилось то, что случилось, и чему должны быть не только политические или административные, но и психологические объяснения.
РИТМ И АРИТМИЯ ПОЛИТРЕФОРМЫ
Пока «в недрах» готовился Указ Президента №434, с которого мы и начали анализ событий, по стране шла политреформа. Невзирая на критику оппозиции этот процесс имел свой ритм и постепенно дошел до стадии обобщения предложений, поступивших в ходе, как говорилось, всенародного обсуждения проекта Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины».
Об итогах проработки этих предложений в своем стиле — педантично и взвешенно — рассказал министр юстиции А. Лавринович как раз на второй день после подписания Указа №434.
Бывший активист Руха, он стал «на государевой службе» образцом лояльного чиновника, пройдя, кстати, и школу госсекретарства.
Отчет Лавриновича, как и можно было ожидать, показал, что этот этап политреформы пройден обществом как и задумывалось организаторами — с позитивом. Полмиллиона противников реформы против почти 9 миллионов ее сторонников — эта оглашенная им статистика послужит еще опорой будущих аргументов о «всенародной поддержке».
Конечно, трудно отдифференцировать реальный анализ и виртуальные схемы в таких массовых процессах, как попытка всенародного обсуждения серьезного и сложного правового документа. Успех здесь не в том, чтобы обобщить тысячи протоколов об обсуждении, а в том, чтобы результаты, да и сам процесс обсуждения повлияли на массовое сознание в направлении сплочения и формирования единой политической нации. Достигнуто ли это в нынешней кампании?
Но кроме ритма, наша политреформа имеет и свою аритмию. Главный ее возможный сбой в том, что «всенародно поддержанный» законопроект не сможет в парламентском зале получить подобную поддержку количеством не менее 300 голосов нардепов.
МОТИВАЦИЯ ДЛЯ «ГРУППЫ 300»
230 голосов членов парламентского большинства маловато, и организаторы его, похоже, исчерпали свои возможности значительного увеличения своих рядов. Зато В. Янукович при утверждении программы действий правительства блестяще справился с задачей собрать «под конкретный проект» более 300 голосов. Что ж, ему, как говорится, и карты в руки для реализации «главного проекта»? Беда только в том, что колода этих «карт» значительно похудела и нуждается в серьезном приливе новой порции если не тузов, то хотя бы королей, дам и валетов.
Для этого прилива, похоже, и появился Указ №434, который высвобождает как минимум сотню высоких должностей, а фактически и намного больше. И вся декларируемая «оптимизация» управления на деле сводится к тому, чтобы значительно пополнить ресурсную базу предложений тем нардепам, которые внутренне готовы войти в «группу 300», если, конечно, им будет сделано предложение, от которого они, по классике, не смогут отказаться. Ведь если бы этот Указ о ликвидации госсекретарей был создан действительно для «оптимизации», то для чего в пятницу подписывать (как утверждают в кулуарах) Указ о назначении известного чиновника К. заместителем госсекретаря одного серьезного министерства, чтобы в понедельник вообще ликвидировать эти должности? А ведь в понедельник утром новоназначенный еще принимал приветствие коллег, определялся с обязанностями... Жаль человека. За что это ему? Да и им всем? Воистину, удивительны дела твои, Господи, и рабов твоих грешных...
ЭПИЛОГ. МЕСЯЧНИК БОЛЬШИХ ТОРГОВ
Если наша гипотеза верна, то нас ждет интересное зрелище в виде напряженного переговорного процесса, в ходе которого сначала тайно, а потом все более очевидно некоторая часть «неохваченных» депутатов будет крепко охвачена, а впоследствии и схваченна.
В отличие от Кисы Воробьянинова, который жестко утверждал, что «торг здесь неуместен», кое- кто из «охваченных» согласится, что торг как раз здесь уместен, смотря только, что именно будет выставлено на торги. У Януковича в запасе фактически месяц. Хватит ли времени, ресурсов, переговорной эффективности?
Сейчас вся когорта госсекретарей и их заместителей в подвешенном состоянии. Останутся только те, кто имеeт или найдeт себе опору в депутатской «группе 300» и будeт утвержден премьером и Президентом.
Другие в трансе — уже сейчас.
Не будет преувеличением сказать, что в известной степени деятельность госсекретарей сейчас заторможена, а кое-где и парализована. У многих опустились руки, люди не знают, где они будут завтра. С точки зрения политической «механики» и психологии, Президент сделал сильный ход и доказал, что продолжает контролировать сценарий политического процесса. Но выдержит ли этот сценарий испытание историей?
Оценку поставят грядущие поколения, но и от современников наслушаться придется разного. Что ж, в отличие от истмата, политическая психология исходит из того, что историю делают личности — и достойные истории, и не очень... Все зависит от того, что они делают, как и во имя чего. И чем все закончится...
Когда верстался номер , стало известно, что парламентское большинство намерено провести на следующей неделе консультации с премьер-министром Украины Виктором Януковичем по вопросу замещения должностей госсекретарей министерств — назначения заместителей министров. «Мы проведем консультации по этому поводу с премьер-министром, это тема и проблема следующей недели», — сказал координатор парламентского большинства Анатолий Толстоухов. Он также высказал мнение, что до конца нынешней сессии Верховной Рады количество депутатов, входящих в парламентское большинство может увеличиться до 250, сообщает Интерфакс-Украина.