Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Трубная осень

15 августа, 2003 - 00:00


На следующей неделе в Киеве должна состояться презентация бизнес-плана международного газотранспортного консорциума, создающегося Украиной, Россией, а также, предположительно, Германией и Францией для эксплуатации украинской газотранспортной системы. По этому поводу премьер- министр России Михаил Касьянов заметил, что сентябрь — «это крайний срок», когда должна быть завершена предынвестиционная фаза и сформирован бизнес-план консорциума.

Впечатление такое, что Россия торопится. И не только потому, что Касьянов хочет успеть с консорциумными документами к саммиту СНГ в Ялте. России нужно наконец определиться с многочисленными трубопроводными проектами («Газпром» ни в коей мере не отказался от планов строительства второй нитки газопровода Ямал-Европа, идущей через Беларусь и Польшу — 20— 25 млрд. кубометров в год, уже эксплуатирует идущий в Турцию «Голубой поток», поставивший крест на российско-украинском СП «Газтранзит», и развивает планы строительства Северо-Европейского газопровода — 20—30 млрд. кубометров, ориентированного на Финляндию, Германию и даже, возможно, Англию). Понятно, что с инвестициями в эти грандиозные проекты напряженка, и, очевидно, в этих условиях России важно окончательно решить, будет ли она обходить новыми трубами Украину или нет. Решение зависит от сговорчивости Украины в отношении консорциума.

Но и у Украины нет свободного резерва времени. Причем не только из-за давления со стороны Москвы. Киев не может рисковать ни своим бюджетом, в значительной мере зависящим от российского газового транзита, ни энергетическим балансом, в котором российский газ играет ведущую роль, ни самой газотранспортной системой, остро нуждающейся в обновлении и реконструкции, чтобы гарантировать стабильные и устойчивые поставки газа в Европу. (По мнению специалистов отрасли, для сохранения работоспособности украинская ГТС требует ежегодных капитальных затрат в размере $900 — $1200 млн., а сам глава НАК «Нефтегаз Украины» Юрий Бойко в одном из интервью довел эту потребность до $1500 млн.).

Так что именно спешкой можно объяснить откровения министра топлива и энергетики Сергея Ермилова (изложенные агентством Интерфакс- Украина) относительно вероятных принципов построения международного консорциума. Межведомственная рабочая группа во главе с министром на днях рассмотрела техническое задание на создание дополнительной мощности по транспортировке около 30 млрд. куб. м природного газа (мощность газотранспортной системы Украины на входе составляет 170 млрд. куб.м в год, на выходе — около 130—140 млрд. куб. м).

«На базе этого проекта как раз и будет создаваться консорциум», — сообщил С.Ермилов. По словам министра, окончательная стоимость проекта (сегодня он оценивается почти в $2 миллиарда) будет определена после выполнения технического проекта. А нужда в нем определяется тем, что в настоящее время основная нагрузка приходится на южное направление газотранспортной системы Украины, куда идет газ преимущественно из среднеазиатских стран. «Мы ощущаем потребность в постройке дополнительных мощностей. Россия также с этим согласна. На этом и будет строиться создание газотранспортного консорциума», — сказал С.Ермилов. По его словам, новые мощности предлагается построить по направлению «Александров Гай — Новопсков — Ужгород».

Компромисс относительно принципов работы консорциума, вопреки выводу, сделанному информагентством, достигнут отнюдь не по инициативе украинской стороны. Российская газета «Время новостей» приводит слова своего источника о том, что российская сторона могла согласиться на строительство новой ветки по территории Украины только в обмен на серьезные уступки по консорциуму, которые касаются долевого участия в нем и наличия у консорциума реального контроля над газопроводной системой.

Похоже, что этот вывод действительно соответствует действительности. Близкий к правительству источник пояснил «Дню», что новые подходы к устройству международного газотранспортного консорциума чреваты для Украины рядом угроз, которые не стоило бы игнорировать.

В первую очередь, речь идет о том, что Россия избрала для прокладки новой трубы по территории Украины (на самом деле это не совсем труба, а лишь отдельные ее участки, так называемые лупинги, благодаря которым расширяется пропускная способность магистрали) направление, по которому в Украину идет туркменский газ. Он, кстати, используется также и для украинского экспорта ( который в этом году планируется в объеме 6,5 млрд. кубометров). В то же время северное направление Торжок-Долина и Иванцевичи-Долина является недогруженным вследствие строительства газопроводной системы Ямал-Европа. При этом не исключено, что объемы газа, направляемые по консорциумной трубе, будут исключаться из объемов, которые идут сегодня на экспорт в Европу по украинской ГТС. Возможно, кое-кого из деятелей «Нефтегаза» это и устраивает, поскольку позволит как-то минимизировать налоговую нагрузку на компанию. Вместе с тем тут нельзя забывать и о том, что при таком подходе остается без решения проблема финансирования модернизации всей остальной украинской ГТС. А из-за постоянного недофинансирования этой задачи у европейцев не могут не возникать опасения в отношении надежности нашей газотранспортной системы.

Не менее важной особенностью при строительстве консорциумной трубы по территории Украины является то, что она, по сути, является всего лишь частью газопровода «Союз», идущего из Александров-Гая по территории России. Если не реконструировать всю эту трубу, тогда нет никакого проку и в работах на украинской территории. Однако заняться своей трубой россияне лишь обещают...

Более того, «Союз» сможет полнокровно (тут следовало бы применить неологизм «полногазно») функционировать только в том случае, если доступ к российской трубе получит и Туркменистан. Для этого: а) Россия должна бы ратифицировать Европейскую энергетическую хартию и б) принять участие в строительстве дополнительной ветки газопровода из Туркменистана по территории Казахстана. Сегодня оба эти условия под большим вопросом. Газета «Известия», в частности, пишет по этому поводу, что Россия, Украина и Туркмения могут начать очередную трехстороннюю газовую войну. Россия, по данным газеты, не хочет строить этот газопровод...

В ходе переговоров о консорциуме Украина также не может игнорировать долгосрочное соглашение, заключенное «Газпромом» с Туркменией. В соответствии с ним в 2004 году российский концерн будет покупать 5—6 млрд. кубометров туркменского газа, к 2006 году — до 10 млрд., а в 2007 году — уже 60—70 млрд. кубометров. Существующие газотранспортные системы способны пропустить лишь 30—35 млрд. кубометров газа в год. Так что с 2006 года, который уже не за горами, Украина, не имеющая подобного соглашения с Туркменистаном, может остаться практически без второго источника импортного газа и будет вынуждена покупать туркменский газ у России, но уже не по $44 за кубометр, как сегодня, а по $80.

Так что можно предположить, что презентация бизнес-плана газотранспортного консорциума пройдет, в лучшем случае, не без дискуссий. Хотя времени для них ни у одной из сторон действительно нет. Нельзя забывать, что за переговорным процессом по поводу консорциума пристально следят и из-за дальних рубежей. И чем дольше он, то и дело попадая в тупики, будет идти, тем меньше вероятность прихода в консорциум реальных (по-настоящему денежных) инвесторов.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ