У лидера Народно-демократической партии Валерия Пустовойтенко всегда была своя, несколько отличная от взглядов окружающих, позиция. Даже если ему приходилось идти с этими окружающими на определенные компромиссы. Правда, сегодня чувствуется, что в новых политических реалиях НДП в целом еще окончательно не определилась со своей тактикой. Впрочем, это не помешало народному депутату, председателю парламентского комитета по вопросам строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и связи, экс-премьеру В. Пустовойтенко недавно в открытом письме призвать Президента в День Независимости заявить о прекращении преследований граждан за их политические взгляды...
Кстати, примером такого преследования лидер НДП считает и задержание своего бывшего однопартийца Евгения Кушнарева. «Лично я ничего не знаю об экономической деятельности Евгения Кушнарева, — сказал вчера «Дню» Валерий Павлович. — У меня самого к нему множество личных вопросов. Но он не преступник в этом государстве. И задержание таких людей я расцениваю как чрезмерную меру пресечения. Это нецелесообразно и некорректно».
Об ошибках новой власти и недостатках новой оппозиции — в интервью Валерия Пустовойтенко нашей газете.
КРИЗИСЫ «ЗАПРОГРАММИРОВАНЫ»
— Валерий Павлович, как вы оцениваете экономическую политику правительства Юлии Тимошенко?
— Я считаю, что к вопросу развития экономики, особенно в контексте вступления Украины в ВТО, следует подходить стратегически. Сегодня у правительства, на мой взгляд, отсутствует экономическая стратегия. Могу смело сказать, что в 1999 году была отработана экономическая стратегия, правительством были разработаны соответствующие программы экономического развития, и такие программы были созданы не только в центре, но и в регионах. Однако с приходом в премьеры Виктора Ющенко на эти программы перестали обращать внимание, а впоследствии их и вообще отменили. В то же время в регионах никто эти программы не отменял — там ими по большей части и до сих пор пользуются, что, в конечном счете, обеспечило возможность экономического роста. Поэтому я еще раз повторяю: если не будет стратегии экономического развития нашего государства, мы не будем знать, что нам делать в той или иной ситуации через пять-шесть лет, каждый раз переживая различного рода кризисы, — такие, как мясной, сахарный или топливный.
— Выходит, что вся экономическая политика правительства направлена не на развитие государства в целом, а исключительно во исполнение своих текущих предвыборных заданий?
— Я бы не сказал, что они думают только о следующих парламентских выборах или выборах в местную раду. Кое-кто уже думает и о следующих президентских выборах. Могу утверждать: если бы меня сегодня или завтра назначили премьер-министром — я понимаю, что это невозможно, но давайте попробуем представить, — я бы отказался от политической работы и предвыборной борьбы в связи с тем, что сегодня в Украине кризисная, даже патовая экономическая ситуация. Я недавно проанализировал итоги работы правительства за шесть месяцев текущего года: в 10 областях страны уже наблюдается падение промышленного производства, в частности в Донецкой области — до 17% спада. А, как вы знаете, экономика Донецкой области — это металлургия, это машиностроение, это химия, это локомотив экономики Украины, и спад в Донецке потянет за собой всю Украину. Хотел бы обратить ваше внимание на то, что в то время, когда в экономике уже невооруженным глазом наблюдаются нелады, премьер-министр приглашает министров правительства из отпусков на срочное совещание, а они продолжают отдыхать. При таких обстоятельствах министры не имеют права на отпуска, но они, очевидно, очень «плодотворно» и «настойчиво» работали на протяжении полугода, поэтому и отдыхают. Скажем, я за все время своей работы премьер-министром ни разу в отпуске не был. Я считаю, что сегодня должностные лица должны оставить свои политические амбиции позади, а Президент должен срочно поставить перед правительством задание навести порядок в экономике. Хотя, по моему мнению, правительство сейчас уже не может выполнять свои обязанности и занимается чистым пиаром. В сфере бизнеса, например, уже легенды ходят о «правильности» политики правительства. Я уже не говорю о разного рода политических преследованиях, в том числе — и членов НДП. Но сейчас не об этом — сейчас можно привести множество примеров неуклюжести или отсутствия дальновидного видения экономической политики правительства. Например, история с построением нового НПЗ. Я себя спрашиваю: зачем, если в это самое время уже не работает Херсонский завод, остановлен завод «Лукойла» в Одессе, те объекты, которые составляют экономическую цепочку нашей страны? Если, например, российская нефть идет на Одесский нефтеперерабатывающий завод, то мы получим средства за транзит нефти по территории Украины, потом этот завод производит нефтепродукты, повышает качество нефти и транспортирует ее за границу. Значит, работают наши порты, наши нефтебазы, они получают доходы, получают зарплату люди, которые там работают. Вот теперь скажите мне, пожалуйста, как можно говорить об экономической стратегии, если Одесский завод остановлен до 2008 года? Следовательно, если существующие заводы простаивают, а кто-то стремится построить новый завод, значит, здесь или чьи-то интересы продвигаются, или у правительства просто отсутствует понимание экономической стратегии. Далее: возьмем, к примеру, бизнес. Сегодня я могу смело заявить о том, что бизнес фактически замер, а инвесторы не хотят идти в Украину. И когда нам говорят об инвестициях, то на самом деле их сегодня в Украине нет. Те деньги, которые сегодня приходят в Украину, — это не что иное, как кредитные ресурсы, которые мы одалживаем, а отдавать будем за счет сокращения финансирования, например, дорожного фонда или других бюджетных отраслей. Также хочу сказать, что ни одной копейки в бюджете не предусмотрено на капитальное строительство. Никаких средств не выделено на строительство социального жилья. В то же время жилье в Украине за шесть месяцев подорожало на 26%. Еще одно: Президент сказал — не приватизировать «Укртелеком», однако сегодня правительство принимает решение о приватизации 51% акций предприятия. Это еще раз свидетельствует о том, что ситуация с поступлениями в бюджет просто катастрофическая.
— Какие, на ваш взгляд, наибольшие ошибки правительства?
— У нас есть государственные монополии — это «Укрнафта», «Укргаз», «Укрзалізниця», это глобальные предприятия. Всем раньше обещали с трибуны, что будут проведены открытые тендеры, разработаны условия приватизации. А потом обо всем этом почему-то забыли. И монополии как работали непонятно как, так и будут работать. Вторая проблема — это работа НАК «Нафтогаз». Мы дождемся, что газ будем покупать в России за 156 долларов. Представьте себе, что будет с людьми, с рабочими местами при таких ценах на энергоносители. Но даже не это главное. На мой взгляд, главной проблемой сегодня является то, что за семь месяцев работы правительства не утверждена структура исполнительной власти. По Конституции, есть Кабмин, его формирует Президент Украины, в связи с этим мы проводили административную реформу в 1999 году и согласовали ее со Всемирным банком. Сегодня, на мой взгляд, существует такая система исполнительной власти, в которой нет людей, ответственных за результаты ее деятельности. По Конституции, есть премьер, есть первый вице-премьер и три вице-премьера — эту норму специально так записали, чтобы правительство не «раздувалось». Что делает премьер-министр, сегодня известно всем. Первый вице-премьер — бывший премьер-министр, поэтому я не имею морального права его критиковать. Деятельность вице-премьера по вопросам европейской интеграции Олега Рыбачука, на мой взгляд, — это полный провал. Вице-премьер по территориальной реформе Бессмертный... Территориальная реформа Украине вообще не нужна. Остается вице-премьер по гуманитарным вопросам, который разрабатывает неизвестно какую новую украинскую культуру, перечеркивая то, что мы приобрели более чем за тысячелетнюю историю Украины. Смотрим далее: у нас есть министр промышленной политики, а какова она, эта политика, вообще никто не видит. Я это заявляю ответственно, поскольку возглавляю в Верховной Раде комитет по вопросам строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Сейчас, к примеру, приняли решение о создании соответствующего министерства, но его не могут создать уже два месяца, а нам же нужно как-то к зиме готовиться. Недавно услышал, что собираются ликвидировать жэки. Если еще и жэки ликвидировать, то что же тогда будет с коммунальной сферой, где людям взять деньги на оплату ремонта труб, канализации, водоснабжения? С ГАИ мы уже разобрались, теперь осталось еще только с жэками таким же образом разобраться... Поэтому, оценивая работу правительства, я могу сделать вывод, что некоторые министерства у нас вообще не работают. В структурном же плане те люди, которые сегодня работают в правительстве, абсолютно не несут ответственности за свою работу.
«ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКЦИЯ ПРОТИВ ГРАЖДАН УКРАИНЫ»
— А что, собственно, сегодня происходит в сфере строительства? Каким образом, по вашему мнению, повлияет на ситуацию в этой сфере вето Президента на Жилищный кодекс?
— Жилищный кодекс мы приняли летом прошлого года в первом чтении, и была создана специальная комиссия из представителей правительства, профильного парламентского комитета, местных советов, в том числе и города Киева, представителей жэков, общественных организаций и тому подобное. Мы учли все пожелания сторон и подготовили такой Жилищный кодекс, который можно сегодня смело воплощать в жизнь. Но вдруг Президент налагает вето, которое я считаю абсолютно политическим решением. Этим Жилищным кодексом определяется право чернобыльца, военнослужащего, сельского врача или учителя, участника Великой Отечественной войны, Героев Украины и Советского Союза, детей-сирот, детей-инвалидов получить жилье за счет местного и государственного бюджетов. Этим кодексом также определяется система кредитования жилья, в том числе и такого актуального сегодня молодежного кредитования. Главное, что этим кодексом вводится такое понятие, как «социальное жилье», на которое имеют право люди, чьи доходы ниже уровня прожиточного минимума. А вето Президента объясняется очень просто. Дело в том, что сегодня в очереди на жилье стоят 1,5 млн. человек, из них 450 тысяч инвалидов. Чтобы эту очередь ликвидировать, требуется, из расчета стоимости одного квадратного метра — 500 дол., 200 млрд. гривен. Для того, чтобы за десять лет решить эту проблему, следует ежегодно выделять из бюджета хотя бы по 6,5 млрд. гривен. А сегодня экономическая ситуация складывается таким образом, что бюджет нечем наполнять. Поэтому, вероятно, решено было «зарубить» Жилищный кодекс, чтобы в бюджете на 2006 год не было дыры. В связи с этим я подготовил обращение к Президенту от НДП, себя лично как народного депутата, в котором я осуждаю эту политическую акцию против Жилищного кодекса и против граждан Украины, которые сегодня согласно действующему законодательству имеют право получить жилье.
— А как вы относитесь к упрочению гривни и прогнозам экспертов относительно того, что вскоре нас ожидает еще одна ревальвация?
— Я считаю, что, во-первых, ревальвацией мы ударили по собственным экспортерам, — сразу после этого экспорт руды, кокса и металла за границу сократился. Во-вторых, на этом кто-то заработал, потому что, так или иначе, о том, что такая акция готовится, определенные люди знали заранее. А пострадали прежде всего простые граждане. Я считаю, что каждый гражданин, который привык хранить свои сбережения в долларах, обязательно что-то потерял в то время, когда другие люди на этом очень сильно заработали. Более того, могу сказать, что похожая схема уже была реализована во времена премьерства Виктора Ющенко. Тогда, если я не ошибаюсь, курс гривни относительно доллара изменили с 4,3 до 5,3, фактически — на 25%. И тогда столько же процентов реальных доходов потеряло население. Схема эта очень простая — гривня изменилась, они подняли на этот уровень зарплату; все, на первый взгляд, пошло гладко. Немножко якобы увеличились выплаты в Пенсионный фонд, люди получили пенсию, хотя на самом деле эта пенсия вышла меньше той, которая была раньше.
— Что, на ваш взгляд, сегодня происходит с сахаром? Неужели Украина, известная когда-то своим сахарным производством, не может обеспечить собственные потребности в сахаре?
— Я помню те времена, когда мы еще экспортировали наш сахар в Россию. Украине для внутреннего потребления требуется где-то 2—2,5 млн. тонн сахара. Последние годы мы производили 1,5 млн., и тенденция к падению производства сахара сохраняется. Тот сахар, который сегодня завозится в Украину, — это контрабандный сахар, потому что разрешения на его ввоз и переработку никто не давал, и это все в свою очередь очень сильно бьет по национальному производителю. Сегодня есть отдельные владельцы украинских заводов, которым выгодно везти сюда сырье, переработать его и быстро получить прибыли, а что будет с сельхозпроизводителями, их абсолютно не интересует. Поэтому неудивительно, что отечественное свекловодство приходит в упадок.
— Вы в свое время инициировали внедрение в Украине специальных экономических зон. Нынешнее правительство фактически их ликвидировало. Как вы к этому относитесь?
— Действительно, во времена моего премьерства при Кабинете Министров была создана специальная рабочая группа, членов которой мы направляли на соответствующее обучение в Китай, потом приняли Закон «О внедрении специальных экономических зон». Одной из первых мы создали Красноперекопскую зону в Крыму, функционирование которой было рассчитано на пять лет. По окончании этого срока рост производства в этом регионе составлял около 180%. Закарпатье за счет таких СЭЗ начало давать на 47—48% больше отчислений в бюджет. Поэтому я считаю, что такие экономические зоны должны существовать. И я знаю, что правительство, при поддержке Кинаха, сегодня опять рассматривает вопрос о возвращении к практике использования специальных экономических зон, потому что без них динамичное развитие экономики фактически невозможно. А там, где специальные экономические зоны использовались для различного рода махинаций и финансовых злоупотреблений, следует просто навести порядок.
— Какими, на ваш взгляд, будут политические последствия такой экономической политики правительства?
— Я могу честно сказать, что голосовал за это правительство и поддержал правительственную программу, хотя она и сугубо декларативная. Но, простите меня, правительство сегодня так «беспокоится» о собственных гражданах, что нас за полгода на 186 тысяч стало меньше, нас уже 47 млн. человек. Мы скоро дождемся, что уже и сахара не нужно будет столько... Поэтому я убежден в том, что, несмотря на сильное доверие к правительству, оно за время своей работы совершило непрофессиональные действия. Из этой ситуации, на мой взгляд, есть два выхода. Или Виктор Андреевич полностью меняет правительственную команду и прекращает политические разговоры, внутреннюю политическую борьбу, которая сегодня происходит между членами правительства, или это правительство просто не имеет права на дальнейшую работу.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА
— Премьер-министр заявляет о своей готовности возглавить провластный блок на следующих парламентских выборах. О чем это, по вашему мнению, свидетельствует?
— Думаю, такое заявление можно назвать ультиматумом партии Ющенко и лично Президенту. Юлия Тимошенко прямо дает понять, что она будет главной в избирательном процессе. То есть борьба будет идти не столько за местную власть, потому что после конституционной реформы назначение глав местных администраций будет оставаться за Президентом, сколько за большинство в парламенте, что дает стопроцентную гарантию того, что Тимошенко сохранит за собой кресло премьера. О таких амбициях Тимошенко свидетельствует и процесс партийного строительства «Батьківщини». Если, например, сегодня сравнить НСНУ и то, каким образом развивается партия премьера, то именно «Батьківщина». окажется самой активной политической силой, стремительно перестраивающей региональные структуры.
— А какие перспективы, с вашей точки зрения, у гипотетического блока Ющенко, Тимошенко и Литвина? Не повторит ли он ошибок «За ЕдУ»?
— Я думаю, что перспектив у такого блока нет никаких. По той причине, что и там, и там очень много нынешних депутатов, и очередь в будущий парламент будет очень большая, поэтому борьба за депутатские мандаты образца 2006 года ожидается чрезвычайно жесткая. Представьте себе: если этот блок наберет на выборах, скажем, даже 50%, это 225 мест в ВР, то на каждую из трех сил-участниц придется менее чем по 80 мандатов. Получается не так уж много, а желающих пройти в парламент по провластному списку сегодня значительно больше. Кстати, то, что на прошлых выборах довольно мощные политические силы объединились в провластный блок, и было нашей главной ошибкой. Если бы каждая из тех пяти партий шла отдельно и набрала по 4%, вместе мы взяли бы 20% голосов избирателей, а так все вместе получили 12%, потом разделили на 5, и вышло по 7—6 депутатов на каждую партию. Я думаю, что нынешняя власть такую блочную арифметику хорошо понимает.
— А НДП уже определилась со своей формой участия в следующих парламентских выборах? Когда-то вы говорили о возможном союзе с Аграрной партией Владимира Литвина...
— Сегодня мы идем на выборы самостоятельно, но когда меня спрашивают, с кем бы мы хотели блокироваться, я заявляю, что ближе всех нам по духу Владимир Литвин. Есть отдельные позиции у представителей наших региональных ячеек. Если, например, в Виннице наши однопартийцы не будут работать с социал-демократами, то в Крыму такое сотрудничество возможно. Мы также будем идти на подобные союзы для того, чтобы получать как можно большее количество представителей в областных и местных советах. В случае нашего самостоятельного участия в выборах мы рассчитываем набрать до 5% голосов. Хотя это будет очень непросто, поскольку власть нанесла очень сильный удар по НДП, и тут я хотел бы привести факты политического преследования наших однопартийцев. Пострадало значительное количество членов НДП, которые работали в структурах бывшей власти. Вопрос ставился таким образом: или ты оставляешь ряды НДП и вступаешь в «нужную» партию, или теряешь работу. Я лично на первое место ставлю понимание того, что людям нужна работа, потому что от работы зависит благосостояние каждого человека и его семьи. И когда вопрос формулируется именно так, то мы, конечно же, никого не держим. Но это в свою очередь приносит значительный вред партийному строительству, ведь на людей сегодня давят очень ощутимо. Сергея Куницына фактически каждый день приглашают на бесконечные допросы, против Александра Алиева и его заместителя материалы в суде, Толстоухова вместе с Табачником обвинили в том, что они превысили служебные полномочия и принесли государству убытков аж на 2534 грн., вследствие чего им «светит» 5 лет лишения свободы. Ректора Буковинской финансовой академии, который уже выиграл четыре суда, привлекают за то, что он якобы купил автомобиль «Шкода» за бюджетные средства, хотя это не отвечает действительности...
— А относительно вас лично никаких дел еще не заводили?
— Насколько я знаю, в отношении меня, как ни прискорбно это говорить, тоже «работают». Кроме того, меня также допрашивали по поводу перечисления «Укржелдортрансом» на счета НДП средств в сумме 750 млн. гривен, которые мы вернули в бюджет. То есть мы их получили, этого факта никто не отрицает, но мы эти средства сразу же, согласно действующему законодательству, перечислили в бюджет, потому что я считаю, что нас просто кто-то хотел подставить. Сам процесс, на мой взгляд, был с самого начала политическим. Я был в больнице и там, только выйдя из реанимации, из новостей «5 канала» узнаю об этой истории с деньгами «Укржелдортранса». Причем все было сделано очень профессионально, — сначала ко мне в больницу прислали «разведчика», он поинтересовался о моем здоровье, а на следующий день меня уже вызвали в прокуратуру.
— А как вы относитесь к современному ноу-хау — приглашение на допрос в прокуратуру или органы внутренних дел через СМИ?
— Кроме протеста против ветирования Жилищного кодекса, я в своем открытом письме Виктору Ющенко призывал Президента обратиться в День Независимости к украинскому народу и заявить об окончании преследования людей из-за политических убеждений. Если есть уголовные дела относительно отдельных лиц, то ими следует заниматься так, как нужно, а не в политической плоскости. Для меня это принципиально, и от этого будет зависеть моя позиция и отношение к власти. Поэтому я считаю, что глава государства в своем обращении к соотечественникам по случаю Дня Независимости должен сказать, что все эти вещи нужно прекратить... А приглашение на допрос через прессу — это просто стыд.
Могу еще отметить, что нынешний генеральный прокурор взялся за непростые дела, — думаю, он в отношении отдельных лиц также получил конкретные задания, а теперь не может выполнить все эти заказы. И поэтому сегодня на него оказывают давление путем шантажа возможностью отставки — для того, чтобы он более активно «работал» по тем людям, с которыми следует «поработать». А потом, после выборов, использовав Святослава Пискуна, его все равно отстранят от должности. Поэтому все, происходящее сегодня вокруг генпрокурора, — это, по моему мнению, шантаж, цель которого — заставить его вести себя более агрессивно по отношению к политическим оппонентам власти. Лично я убежден, что сегодня власть, вместо того, чтобы объединять людей, стала на путь политической конфронтации ради высоких результатов на следующих парламентских выборах.
«ЧУЖИЕ» ТАМ НЕ ХОДЯТ
— А в каком состоянии вы и ваша партия находитесь сегодня по отношению к власти?
— Мы находимся в нормальном конструктивном состоянии. Считаю, Президенту сегодня нужно отказаться от конфронтации и пойти по пути консолидации нашего общества и власти. Если после выборов это не произойдет, покоя в государстве не будет никогда. А это приведет к дальнейшему ухудшению экономической ситуации, не разрешению целого комплекса социальных вопросов и т.д.
— Центристская оппозиция сегодня способна консолидироваться, как вам кажется?
— Сложно сегодня консолидироваться, поскольку есть очень много проблем. Возьмем, например, Партию регионов. Их социальная база — Донетчина, где ситуация сейчас очень непростая. Север и восток страны они частично потеряли. Не уверен, что в будущем это будет сугубо оппозиционная сила. Часть оформится в оппозицию, часть, возможно, изберет другой путь... Я могу привести в отношении этого такой небольшой пример. НДП — это партия, в которой каждый имеет право на самореализацию, мы понимаем, что людям нужно работать, и мы не имеем права держать кого-то за руку, если ему будут предлагать поработать во власти, или в других партиях, где у него будет больше перспектив. А теперь давайте посмотрим на исконных оппозиционеров — коммунистов, которые уже больше десяти лет находятся в оппозиции к власти. Кто из них когда-нибудь был министром, или главой ОГА? Отсюда вывод, что нельзя быть постоянно в оппозиции, поскольку те же коммунисты за 13 лет борьбы с властью просто потеряли свой потенциал, многие люди постарели, а так и не смогли себя реализовать. Поэтому я считаю, что нужно работать не на свой имидж оппозиционности, а в первую очередь для своих сограждан, своего государства. К сожалению, в Украине политическая борьба и избирательный процесс никогда не заканчиваются, длятся уже в течение многих лет.
— Кого вы сегодня считаете главными оппонентами власти?
— У меня такое впечатление, что власть сегодня борется вроде против ее политических оппонентов, но последствия пожинает и народ. Я в последнее время посетил Крым, Одесскую, Днепропетровскую области и почувствовал, что многие люди несколько изменили свое отношение к нынешним власть имущим, хотя рейтинг Президента и некоторых других членов его команды все еще относительно высок... Сегодня нерешенными остаются пять стратегических вопросов, которые, я убежден, обязательно будут использоваться во время выборов. Это отношение наших людей к Европейскому Союзу, к НАТО, к ВТО, к Единому экономическому пространству и к статусу русского языка в Украине. На мой взгляд, эти пять принципиальных вопросов будут влиять и на течение будущей избирательной кампании в частности, и на дальнейшее развитие нашего государства вообще. Нам следует определяться по этим пунктам, а сдвигов в этом направлении, к сожалению, не наблюдается.
— В начале нашего разговора вы затронули тему административно- территориальной реформы. Как вы относитесь к проекту Романа Бессмертного?
— Я считаю, что Украине нужна административная реформа, а вот территориальная, направленная на изменение внутренних границ областей, районов и тому подобное Украине вообще не нужна. Я отношусь к этой реформе негативно, во-первых, ее не воспринимают простые граждане, а во-вторых, на территориальную реформу нужно около 20 млрд. грн., — где их взять, лично я не знаю. В советские времена уже ликвидировали районы, и там, где исчезала районная администрация, сразу же разрушалась вся социальная инфраструктура. Поэтому я глубоко убежден, что в ближайшей перспективе территориальная реформа Украине не нужна. Я также думаю, что эта реформа внедряется только для того, чтобы удачно провести выборы путем, так сказать, перетасовки электората. А потом, нужно также помнить, что у нас многоэтничная страна, и в некоторых районах компактно проживают этнические меньшинства. Представьте себе ситуацию, когда одно сообщество, люди в котором привыкли жить бок о бок, окажется в разных районах!.. Поэтому здесь также обязательно возникнут большие проблемы, которые не следовало бы ворошить.
— По вашим словам, вы недавно виделись с бывшим первым премьер- министром Украины Виталием Масолом...
— Действительно, мы встречались, представьте себе, он сейчас ходит, добивается пенсии. Нынешнему премьер-министру заработную плату повысили, а у бывших пенсия не изменилась. Так вот, Виталий Масол в свои 76 лет не может допроситься, чтобы ему сделали перерасчет пенсии. Вот такое у нас отношение к людям, отдавшим свои лучшие годы жизни делу перестройки Украины. И это касается не только бывших высокопоставленных лиц, но и пенсионеров в целом.
— Давайте вернемся к событиям зимы 2004 года, — почему, на ваш взгляд, Леонид Кучма не смог цивилизованно передать власть?
— Для меня здесь все понятно. После своего второго избрания в 1999 году он оттолкнул от себя очень многих профессионально подготовленных людей. Потом он начал значительно меньше внимания обращать на работу правительства и вообще системы власти. Позволил некоторым главам областных администраций стать этакими «царьками»... Ну, и добавьте к этому резкое падение доверия лично к президенту после скандала с Георгием Гонгадзе. И это стало основной причиной поражения Виктора Януковича. Леонид Кучма, как мне кажется, не задумывался над тем, кто придет после него, потому что он хотел просто добыть свой срок. Он даже на встречах очень часто говорил: «Я уйду, посмотрим, что вы без меня будете делать»...
— А сейчас вы с ним общаетесь?
— После выборов я с ним дважды общался. Он приезжал в больницу, когда я сильно болел. Я с ним тогда поговорил, но считаю, что разговор между нами еще не закончен, мне еще есть что ему сказать. Мне хотелось бы, чтобы Леонид Данилович понял, что он сделал. Я не думаю, что ему сейчас в моральном плане живется очень комфортно и спокойно. Потому что по-разному люди относятся к нему. Хотя, недавно я видел на одном заборе две надписи: выше — «Геть Кучму!», а ниже — «Прости, Данилыч»... Я также, откровенно говоря, был удивлен тем, что Виктор Ющенко поздравил Леонида Кучму с днем рождения. Конечно, он мог его поздравить как президент — экс-президента, но чтобы так это подчеркивать...
— Кстати, вас не удивляет, что правительство фактически превратилось в какой-то закрытый клуб, в котором политику определяют партийные группы наподобие недавно созданной группы НСНУ?
— Как мне кажется, это нонсенс, не может Кабмин работать на основе такого принципа, тогда это уже не правительство. Другой вопрос, что сейчас ходят легенды о том, что на должности назначаются те люди, которые потратили деньги на выборы, и которым теперь нужно эти деньги, как говорят, «отбить»...
— Сейчас некоторые эксперты говорят о том, что Ющенко кое в чем повторяет ошибки Леонида Кучмы. Также много говорят о том, что вокруг Ющенко искусственно создан своеобразный «кокон», сквозь который другим людям с другими точками зрения невозможно пробиться к Президенту...
— Я бы не сказал, что Ющенко повторяет те же ошибки, но я вижу несколько другие вещи. Например, Кучма через некоторое время начал искать компромисс с Кравчуком. Хотя в душе они всегда были соперниками, но они все эти годы работали ради покоя в обществе. И следует Леониду Кравчуку отдать должное, потому что он и до сих пор работает на Украину. Потому что для Леонида Макаровича, как он сам мне говорил, главное — не потерять доверие людей. А что касается «кокона», то это действительно так. Виктор Ющенко сам по себе человек, который и раньше не допускал к себе «чужих» людей...