Поводом для разговора с лидером депутатской группы «Европейский выбор» Владимиром ПЕХОТОЙ стал продовольственный кризис. Ряд промахов в отрасли АПК со стороны правительства очевиден — соглашается господин Пехота, являющийся однопартийцем премьер-министра Виктора Януковича. Но, по его мнению, оценивать аграрную политику правительства сегодня преждевременно. Дать объективную оценку эффективности работы премьера и его правительства в аграрной, как и в других сферах, можно будет только после завершения срока выполнения программы деятельности Кабинета Министров, то есть весной, — убежден народный депутат. В то же время, если ситуация на продовольственном рынке не изменится, ротация в правительстве неминуема уже осенью — сказал Владимир Пехота. Глава «Европейского выбора» не скрывает желания видеть именно действующего премьера единым кандидатом на пост Президента Украины от сил парламентского большинства. Однако не отрицает, что претендовать на эту роль господин Янукович сможет, только сдав «экзамен» в виде преодоления аграрного и энергетического кризисов.
— Одной из серьезных общественных проблем, с которой пришлось столкнуться Украине в последние несколько месяцев, стал продовольственный кризис. Кто-то все списывает на неурожай нынешнего года, кто-то говорит о беспомощности высоких чиновников. Что, по-вашему, стало главной причиной?
— Есть несколько составляющих, которые привели к напряженной ситуации на продовольственном рынке. Ажиотажный спрос на основные продукты питания, который привел к росту цен, был вызван, с одной стороны, тяжелыми климатическими условиями, с другой, и об этом нужно откровенно говорить, грубыми промахами в работе некоторых чиновников аграрной сферы. А нередко и их сознательным желанием набить себе карманы на искусственном завышении цен на зерно. Практика укрывательства на складах больших объемов зерна с целью продать его потом втридорога получила широкое распространение. Подлила масла в огонь и тщательно спланированная информационная кампания в некоторых СМИ...
— Сам продовольственный кризис, его симптомы в виде роста цен на ряд товаров появились довольно неожиданно. Не является ли это свидетельством того, что системная политика в аграрном секторе у правительства отсутствует?
— Как мы все видим, правительство не собирается снимать с себя ответственность за ситуацию, возникшую на продовольственном рынке. Об этом свидетельствует и резкий тон заявлений Виктора Януковича, сделанных им после окончания специального заседания Кабмина, посвященного этим проблемам. Сделаны и практические выводы, что привело к увольнению как региональных руководителей, так и чиновников Кабмина. Жесткие, но вынужденные кадровые решения были восприняты неоднозначно, причем как в среде провластных сил, так и в лагере оппозиции. Но тем самым глава правительства доказал, что оздоровление экономики и стабильность в государстве для него важнее любых корпоративных интересов. Давать оценку эффективности стратегии правительства в аграрном секторе пока что преждевременно. Правительственная программа, в том числе ее аграрный блок, были утверждены парламентом весной этого года, отчитываться за ее выполнение Виктор Янукович со своей командой должен только через год. И хотя определенные недостатки и недоработки видны уже сейчас, искать их следует не только в области макроэкономических выкладок. Я лично убежден: если бы в мае МинАПК проинформировал граждан, что Украина еще имеет запасы продовольственного зерна прошлогоднего урожая в объемах не менее 1 миллиона тонн, такого безумного спроса на него удалось бы избежать.
— Для преодоления продовольственного кризиса премьер-министр Украины Виктор Янукович выбрал довольно жесткую линию поведения. Так называемые силовые органы проводят массовые проверки на местах, предложено уволить с должностей и уволены высокие должностные лица. Не является ли это подменой рыночных методов хозяйствования административными?
— Снятие группы высокопоставленных чиновников, прямо или косвенно причастных к аграрным делам — единственно возможный в данной ситуации ход, способный стабилизировать ситуацию в АПК. Когда реализаторы и оптовики удерживают цены на сельскохозяйственную продукцию на неприемлемо высоком уровне, одних рыночных рычагов для урегулирования ситуации недостаточно. С одной стороны, нужно было выявить и наказать (пусть даже административными взысканиями или увольнением с работы) виновных в возникновении кризиса в АПК. С другой — прибегнуть к таким непопулярным мерам, как установление предельных цен на реализацию, прежде всего муки, круп, хлебобулочных и макаронных изделий. Ведь сегодня они являются своеобразными индикаторами для формирования цен на остальные продовольственные товары. Не панацеей от всех бед, но довольно действенным механизмом является снятие импортной пошлины на ввоз пшеницы в Украину.
— Виновным в продовольственном кризисе премьер Виктор Янукович назвал, среди прочих, и аграрный сектор правительства. Известно, что его представителей в правительство делегировала одна конкретная фракция. Не приведет ли такая оценка ситуации вокруг продовольственного кризиса к кризису, а то и распаду парламентского большинства?
— Премьер поступил целиком правильно, подвергнув критике за последние просчеты на «хлебном» фронте аграрный блок своего правительства. Но не менее взвешенным и принципиальным было его решение не освобождать в эмоциональном порыве от своих должностей вице-премьера Ивана Кириленко, руководителей министерств агрополитики и экономики, а также председателя Антимонопольного комитета. Каждый человек имеет право исправить допущенные ошибки. И Виктор Федорович отложил окончательные кадровые решения по Кириленко, Рыжуку, Хорошковскому и Костусеву до октября, выразив надежду, что до того времени они оправдают возложенное на них доверие. Хотелось бы верить, что так оно и произойдет. Если же ситуация на продовольственном рынке не изменится, ротация в правительстве неминуема. Может ли это привести к распаду парламентского большинства? Не хотелось бы анализировать самый мрачный сценарий, но мне кажется, что у всех фракций и депутатских групп, которые делегировали в правительство своих представителей, есть чувство ответственности за деятельность своих выдвиженцев. И если эта деятельность негативно отражается на работе правительства, ставит под сомнение способность выполнения им управленческих функций, то такие люди не должны занимать министерские должности. Думаю, в таком случае для самой группы или фракции будет лучше, если их представитель уйдет в отставку, а не будет своим непрофессионализмом или бездеятельностью компрометировать фракцию и все большинство.
— Еще одна «головная боль» для правительства — сложная ситуация в ТЭК, что неоднократно отмечал Президент Украины Леонид Кучма. Насколько, на ваш взгляд, для нынешнего правительства может быть политически опасной кризисная ситуация в ТЭК, если до зимы не будет кардинальных сдвигов?
— Мне кажется, паника относительно угрозы энергетического кризиса преувеличена. Вспомните, какие трескучие морозы стояли прошлой зимой и насколько подскочило потребление электроэнергии. Но благодаря слаженным действиям Минтопэнерго и энергогенерирующих компаний ситуацию удалось удержать под контролем. Из-за чрезмерной заполитизированости парламента нам не хватило времени внести изменения в Закон «О налогообложении прибыли предприятий». А в случае их утверждения удалось бы сэкономить дополнительных 100-150 миллионов гривен и использовать их для подготовки к отопительному сезону. Безусловно, итоги отопительного сезона во многом повлияют на оценку работы правительстхолодов накопить у себя на складах необходимое количество топлива.
— Едва ли не главным итогом третьей сессии Верховной Рады нынешнего созыва стало поддержанное 400 голосами решение, открывшее дорогу в Конституционный Суд обоим законопроектам по политической реформе — и парламентскому и президентскому. Как, в связи с этим, вы видите дальнейшее продолжение реформы?
— Я сторонник того, чтобы в конечном варианте согласовать обе позиции по политической реформе (и парламентскую, и президентскую) и выписать их в одном законопроекте. Хотя мне удивительно было наблюдать реакцию моих коллег из оппозиционных фракций, которые враждебно встретили президентский законопроект, еще даже не вчитавшись как следует в суть изложенных положений. Леонид Кучма, пытаясь охладить некоторые горячие головы, абсолютно правильно отметил, что внесенный им проект политреформы отражает не только его личную позицию. Это позиция миллионов граждан Украины, высказанная в ходе всенароднокак и целый ряд политических и общественных организаций, не скрывали своего желания видеть Виктора Федоровича единым кандидатом от провластных сил на будущих президентских выборах.
— Не является ли жесткая позиция, продемонстрированная премьером Виктором Януковичем в ситуации с продовольственным кризисом, его попыткой подтвердить статус потенциального претендента на пост главы государства?
— Большая требовательность, постоянное стремление называть вещи своими именами — черты характера Виктора Федоровича. Именно благодаря им в представлении многих сформировался образ нынешнего премьера как строгого, а иногда даже жесткого политика и хозяйственника. Неурядицы на продовольственном рынке вынудили его прибегнуть к пакету непопулярных мер и резких высказываний. Следует ли расценивать такую линию поведения руководителя Кабмина как его серьезную заявку на участие в избирательной кампании от провластных сил? Частично, да. С одной стороны, премьер искренне стремится стабилизировать ситуацию с ценами на основные виды продукции, то есть вернуть их отпускную стоимость до майского уровня. С другой, ни наша депутатская группа, ни фракция «Регионы Украины», ситуация еще довольно неопределенная в обоих лагерях — и в провластном, и в оппозиционном. Оппозиция слишком пестрая, чтобы говорить о выдвижении из ее среды одного или даже двух претендентов на высшую государственную должность. Среди провластных кругов также можно выделить целую плеяду опытных политиков, управленцев, для которых президентство было бы достойным отличием их предыдущей деятельности. Кандидат от власти должен быть обязательно назван уже этой осенью. Как преждевременный старт, так и чрезмерные проволочки с определением кандидата могут стоить победы.
— Хотя до выборов осталось больше года, оппозиция уже назвала своих основных кандидатов. В первую очередь это лидер «Нашей Украины» Виктор Ющенко и лидер КПУ Петр Симоненко. В то же время от политических сил, которые поддерживают действующую власть, никаких конкретных заявлений еще не было. С чем это связано — партия власти не может определиться с кандидатом, у провластных политиков есть надежда перенести выборы на несколько лет позже или есть какая-то другая причина?
— То, что оппозиция уже довольно долгое время живет только будущими президентскими выборами и подчиняет решение даже самых главных государственных вопросов рейтинговой «раскрутке» своих лидеров, не делает ей чести. Однако что касается конкретных персоналий кандидатов, ва весной. Поэтому, чтобы не допустить каких-либо негативных явлений на этом фоне, а также во избежание возможных спекуляций по этому поводу, должностные лица уже сейчас должны активно нарабатывать схемы, которые помогут энергогенерирующим компаниям задолго до наступления первых го обсуждения и подтвержденная данными последних социологических исследований. Если оппозиция так категорически настроена против этого законопроекта, она должна осознавать, что выступает против доминирующих в обществе настроений, и вся политическая ответственность за затягивание политреформы целиком и полностью ложится на ее плечи.
— Судя по названию, ваша депутатская группа должна отстаивать идеи европейской интеграции. Какие конкретные шаги сделал «Европейский выбор» для утверждения европейского вектора развития нашего государства?
— Название нашей группы действительно следует из тех задач, которые мы перед собой ставим. Самая главная из них — законодательно обеспечить процесс интеграции Украины в европейские структуры. Нужно изменить весь массив законов и других нормативно-правовых актов в соответствии со стандартами, по которым живет европейское сообщество. Это сложная, малозаметная и не всегда благодарная работа, это совсем не то, что ходить по митингам и призывать двигаться в Европу. Но не сделав ее, ни о какой Европе нам не стоит и думать. Именно этим и занимаются наши депутаты, работая в разных комитетах. Кроме того, мы работаем над внедрением во всех регионах Украины принципов Европейской Хартии местного самоуправления. Это должно помочь развитию реального самоуправления территориальных общин, появлению в их работе европейских стандартов демократии.
— Кое-кто из аналитиков связывает существование в парламенте целых двух фракций, которые базируются на представителях Партии регионов — вашей и фракции «Регионы Украины», — с противоречиями в отношениях между премьер-министром Виктором Януковичем и первым вице-премьером Николаем Азаровым. Насколько это соответствует действительности?
— Во-первых, говорить о каких-то противоречиях в отношениях между Виктором Федоровичем и Николаем Яновичем, которые сегодня плечом к плечу работают в правительстве над решением общих проблем, могут только люди, живущие по принципу «слышал звон, да не знаю, где он». Более слаженного тандема трудно представить. Насколько я могу судить (а у меня для этого, поверьте, есть достаточно информации) между Януковичем и Азаровым установились сегодня не только прекрасные деловые, но и достаточно хорошие личные отношения. Во-вторых, «Европейский выбор» и «Регионы Украины» создавались не под конкретных личностей, а для решения конкретных законодательных и политических задач. И хотя у «Европейского выбора» много общего с «Регионами», мы имеем свою, отдельную позицию по целому пакету важных вопросов.
— Несколько месяцев назад в прессе начались разговоры, которые затем прекратились, о возможном слиянии вашей депутатской группы с фракцией «Регионы Украины». Так будут ли объединяться «Европейский выбор» и «Регионы Украины» в одну структуру?
— В ближайшее время слияния не предусматривается, хотя в дальнейшем это не исключено. Но для этого должны появиться серьезные политические основания.