«Янукович пойдет в депутаты!» Такой слух вчера пронесся в парламенте еще до начала утреннего заседания. Причина — решение члена фракции «Регионы Украины», народного депутата-мажоритарщика с Донетчины Владимира Зубанова сложить с себя депутатские полномочия. Версию о том, что 60-й округ освобождается именно под разуверившегося в своих президентских шансах кандидата Януковича корреспондент «Дня» услышал в парламентских кулуарах. За комментариями «День» обратился к первоисточнику. Разговор с депутатом состоялся сразу же после неудачных попыток парламента одобрить просьбу Зубанова лишить его депутатских полномочий. Голосовали за это дважды, однако максимально удалось набрать лишь 216 голосов. При этом практически полностью поддержала инициативу своего товарища фракция «Регионы Украины». А вот фракция Ющенко «Наша Украина», наоборот, словно подозревая подвох, почти вся не голосовала. Всегда улыбчивый и доброжелательный Владимир Зубанов на этот раз выглядел слегка раздосадованным. Однако по какой причине — то ли потому, что «не отпускают» коллеги на партийную работу (об идее строить свою партию, которая была зарегистрирована относительно недавно, Владимир Александрович в последние месяцы говорил с величайшим энтузиазмом), то ли в связи с чем-то другим, остается только гадать. В ходе разговора не могла, по понятным причинам, быть не затронутой и тема президентских выборов. Прогнозы доверенного лица кандидата в президенты Виктора Януковича по 60-му округу Владимира Зубанова выглядели мрачновато.
— Ваше решение сложить с себя депутатские полномочия — прецедент за все годы Независимости Украины. Что толкнуло вас на такой шаг? Правда ли, что вы освобождаете округ для «самого» Виктора Януковича?
— Правда только в одном — место действительно освобождается. Кто там будет баллотироваться, я не знаю, — это тоже правда. Я знаю только, что кандидатов будет очень много, и это может быть кто угодно. По закону выборы на освободившемся округе должны состояться где-то через месяца три. За три месяца еще столько может измениться в государстве, что как оно будет, еще никто не знает.
Я слагаю депутатские полномочия, потому что хочу посвятить себя строительству своей партии — Партии государственного нейтралитета Украины, которая способна дать ответы на те вопросы, на которые не ответили наши кандидаты. А именно — как объединить нашу страну — восток и запад, центр и юг. Как глава партии, я собираюсь начать поездки по регионам, чтобы нести в общество объединительные идеи. Одна из главных целей нашей партии — 2006 год. Для того, чтобы попасть в парламент на ближайших выборах, нужно очень хорошо поработать. А это — время, которого у меня, как у депутата, не хватает. Поэтому приходится выбирать — или законодательная деятельность в парламенте, или партийное строительство. На двух стульях не усидишь. Да это и нечестно, особенно если ты мажоритарщик.
— Ваши коллеги считают иначе...
— Да, многие считают, что партию легче строить, находясь в парламенте. Но это не так. Особенно если ты находишься во фракции одной партии, а пытаешься строить другую, собственную. Выйти из фракции я не могу. Мы шли на выборы единой командой, и было бы крайне непорядочно так поступить — развернуться спиной к соратникам и своим избирателям и стать нефракционным. Поэтому я принял данное решение. Да и те месяцы, которые остались до новых парламентских выборов, мало что значат. Как говорится, перед смертью не надышишься.
— То есть вы однозначно отвергаете версию о том, что вы «под Януковича» округ освобождаете?
— Да, отвергаю. Да вы еще и не представляете, кто может пойти по этому округу.
— Вы добровольно написали заявление?
— Конечно, моим почерком написано.
— Что вашим почерком, это понятно. Но не давили ли на вас?
— Нет, не давили. Просто я пришел к мнению, что невозможно построить партию за год в таком окружении, в котором я сейчас нахожусь.
— Почему?
— Простой пример. Приходят ко мне, как к лидеру партии люди — киевляне. Говорят: хорошая идея у вас — государственный нейтралитет. Мы готовы с вами сотрудничать. А скажите, в какой вы фракции в парламенте? Я говорю: «В «Регионах...». А, отвечают, с вами все понятно, до свидания! А в Донецке — другая картина. Там говорят: как же так, вы во фракции «Регионы Украины», а вместо того, чтобы Партию регионов строить, строите свою? То есть и там и там непонимание.
— Пока что вас коллеги «не отпустили». Будете «вырываться»?
— Конечно. Рано или поздно отпустят.
— Вы продолжаете оставаться доверенным лицом кандидата Виктора Януковича. Что ожидаете как член его команды от голосования 26 декабря?
— Я убежден в том, что перевес одного из кандидатов будет очень небольшой — до миллиона голосов. Снова возникнет тяжба через Верховный Суд. Я считаю, что по этому закону избрать легитимного президента невозможно.
— Вы думаете, будет повторение истории 21 ноября?
— Полагаю, да. Представление в Верховный Суд наверняка будет. Хотя относительно Верховного Суда тоже есть вопросы. То подозрительное единогласие, которое он проявил при рассмотрении иска от имени Ющенко, наталкивает на мысль о том, что либо на судей было оказано давление, либо все они являются симпатиками одного из кандидатов и потому не могут быть объективны. Тут, даже если Верховный Суд и решит что-то, избиратели противоположного кандидата не станут считать его решение легитимным. И результаты выборов будут оспариваться настолько долго, насколько возможно. И это не принесет стабильности нашему государству.
— Какой выход?
— Перевыборы с абсолютно новыми кандидатами в депутаты.
— Правда ли, что с Востока Украины 27—28 декабря поддержать Януковича приедут в Киев десятки тысяч людей?
— У меня нет такой информации. Если мыслить логически, то подобная идея трудновыполнима. Галичан, как мы видели, киевляне и кормили, и в домах своих размещали. К донецким шахтерам тоже относились нормально, но ни борща в палатки им никто не носил, ни тем более — домой не приглашали. Разместить огромное количество людей в городе, который против тебя, очень проблематично. А Киев ведь — почти три миллиона населения, из которых 350 тысяч студентов, и почти все поддерживают Ющенко. Это ж какую армию нужно сюда привести, чтобы активно противодействовать местному населению?