Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Восток Украины: чего он ждет?

21 апреля, 2005 - 20:04

Президентские выборы-2004 в Украине обострили (хотя и не без «помощи» иностранных политтехнологов) различия между Востоком и Западом страны. Если последний живет и работает, то Восток, похоже, «защищает» позиции обиженного «кормильца» всего государства. Именно на Восток возлагает свои надежды формирующаяся оппозиция. «День» попросил экспертов из восточных регионов государства ответить на следующие вопросы: в чем особенности Восточной Украины? Чего ждет Восток от украинского государства? Что следует сделать нынешнему руководству, чтобы объединить Украину?

Алексей МАЦУКА, политолог (Донецк):

— Для того, чтобы решить вопрос между Востоком Украины и остальной частью страны, по большому счету, оси Донецк — Киев, необходимы взвешенные действия власти. Насильственные методы сегодня не помогут. Нужны четкие и спланированные ходы. Нужны десятки и сотни вариантов развития страны. И инициатива должна исходить как из Донецка, так и из Киева.

Миф «индустриальный Донбасс кормит Украину, а раньше кормил УССР» сегодня рухнул. Это не так, и об этом знают украинцы. Аналогичные мифы широко используются в предвыборных кампаниях. Их последствия страшны: это ксенофобия, национализм и сепаратизм. В принципе, все эти черты сегодня мы видим в Донбассе. Национализм местечкового уровня достаточно просто спутать с сепаратизмом.

Для того, чтобы Донбасс и Восток страны поняли, что новая власть не несет опасности, нужно время. Ведь в массовое сознание было вбито, что Ющенко и его команда — предатели украинской нации, американские шпионы и т.д. Эффективные (или неэффективные) действия правительства помогут народу разобраться с истинной ситуацией.

Николай ГОРДИЕНКО, кандидат философских наук (Днепропетровск):

— На мой взгляд, на формирование региональных особенностей Восточной Украины повлияли два главных фактора. Первый из них — наличие сырьевой базы для развития металлургии и бурный рост промышленности. Второй — массовый приток специалистов и рабочей силы из соседней России, что повлияло на культурную и языковую специфику края, простирающеюся от Донбасса до Кривого Рога.

Разумеется, в процессе развития промышленные города Восточной Украины претерпели значительные изменения. Многие из них стали научными и культурными центрами, а за последние десятилетия, особенно после коллективизации, за счет миграции сельских жителей существенно увеличилась доля украинского населения. Тем не менее, и сегодня Восточная Украина остается преимущественно русскоязычным регионом, где сконцентрирована украинская промышленность и ее «сердце» — горно-металлургический комплекс, обеспечивающий почти половину валютных поступлений в госбюджет.

К сожалению, независимая Украина как унитарное государство унаследовала советский принцип формирования государственного и местных бюджетов. Киев, как и в свое время Москва, по максимуму собирает налоги с регионов, а потом делит их по своему усмотрению. Сложилась порочная практика: области-доноры обеспечивают львиную долю поступлений в государственный бюджет. Далее эти средства распределяются для «поддержания штанов» бедным регионам, что, как в колхозе, абсолютно не стимулирует их «трудовое рвение». При этом норма социальных расходов там, как это ни удивительно, нередко выше, чем в областях-«кормилицах». Следует учесть и то, что в индустриальных областях Восточной Украины состояние окружающей среды часто близко к катастрофическому. Здесь чаще болеют и раньше умирают люди, но это вовсе не значит, что состояние медицины или природоохранные мероприятия лучше финансируются. В городах Восточной Украины, как правило, в убийственном состоянии находятся дороги. Во многих из них, особенно в Донбассе, не хватает питьевой воды, а коммунальные удобства оставляют желать лучшего.

Не удивительно, что жителей областей Восточной Украины, у которых Киев изымает две трети доходов, при посещении столицы, превратившейся во всеукраинскую витрину, охватывает возмущение. Благодаря налоговым льготам, дарованным законом о столице, здесь могут три раза подряд мостить Крещатик или ставить один за другим ненужные памятники. В то же время в провинциальных городах промышленного Востока зачастую царит разруха. Как следствие, во время выборов области-доноры не могут найти общий язык с областями-потребителями и их «патроном» — Киевом.

Вывод здесь напрашивается сам по себе: конфликт между интересами разных регионов страны будет продолжаться до тех пор, пока «богатые» области будут использовать как дойную корову. На мой взгляд, более справедливым является федеративно-земельное устройство Украины, при котором две трети доходов нужно оставлять «на местах», а одну треть отдавать в государственный бюджет. Точно таким же должно быть и распределение властных полномочий. Новому руководству Украины необходимо понять, что главное препятствие на пути к единству страны кроется не в кознях донецких или луганских «сепаратистов», а прежде всего в централизаторских устремлениях и амбициях Киева.

Владимир ШУМИЛКИН, мэр Харькова:

— Для того, чтобы описать, в чем заключаются особенности Восточной Украины, необходимо заглянуть в далекое прошлое, когда появились первые поселения на этих землях. Далее надо вспомнить Советский Союз, при котором формировалась своя политика распределения экономики между бывшими республиками, от которой в результате пострадали многие из них. Неравномерное распределение экономики произошло и внутри новых государств. Так, сформировался разный менталитет восточных и западных земель в силу исторических различий. Хотя антагонистических противоречий, как и в политике, между разными регионами Украины нет.

Внутренние проблемы есть в любой стране, а потому надо находить компромиссные решения, с помощью которых разрешать конфликты. Иной вопрос — что сегодня необходимо совершенствовать региональную политику. Думаю, что недопонимания больше именно между центром и регионом, чем между разными областями Украины. Сегодня необходимо сделать все возможное для решения самой главной проблемы всех регионов — интенсивного развития экономики и, следовательно, повышения благосостояния людей. Ведь многие проблемы начинаются от бедности, в рамках которой появляются взаимные претензии. Но эти претензии не бедных к богатым, а к таким же бедным. Одинаково бедно живут и на Западе, и на Востоке Украины. Относительно национальных и языковых различий — необходимо проявить сверхделикатность. Безусловно, надо развивать украинский язык, как, впрочем, и другие языки. Ведь, по сути, боятся того, что без специальной поддержки украинский язык будет утрачивать свои позиции, а это исключено. При этом нельзя ущемлять национальные чувства неукраиноязычных.

Чем меньше у людей будет проблем материального плана, тем реже у них будет появляться повод для раздражения. От неудовольствия рождаются проблемы, которые очень четко улавливают умные политики, понимающие, как можно их резонировать и использовать себе в угоду. Противоречия навязывают политики, чтобы получить политическую поддержку. Можно сказать, что проблемы будут всегда, пока есть человечество, при котором всегда будут политики. Нет беспроблемных обществ, — есть такие, которые могут или не могут выйти на новый уровень решения противоречий.

Николай КОЗЫРЕВ, руководитель Общественного комитета по защите конституционных прав и свобод граждан (Луганск):

— На Востоке Украины население более этнически полифонично, поэтому этнический фактор — традиции, обряды и так далее — играет меньшую роль.

Что же касается экономики и политики, то их необходимо рассматривать в общем контексте. Восточный регион, некогда бывший мощнейшей индустриальной базой Союза, именно в силу этого подвергся более разрушительному процессу деиндустриализации. Социальные потери Востока значительно большие, чем Запада, и население его более уязвимо во всех отношениях. Шахтерские поселки стали своеобразными гетто с высоким уровнем нищеты, разрухи, деклассированности. Вследствие этого жители Востока Украины стали жертвами манипулятивных технологий, что особенно выразительно проявилось в ходе выборов-2004. Деиндустриализация породила процессы, характеризуемые как создание мафиозных кланов, сосредоточивших в рамках теневой экономики значительные ресурсы. Клановые структуры выступают в роли работодателей и для простых граждан, которые от них полностью зависимы, и для местных политиков, которые в силу все той же личной зависимости вынуждены обслуживать эти структуры. Все это породило такую систему социальных отношений, которую можно характеризовать как неофеодализм.

Восток более, чем Запад, разделен на богатых и бедных, и чаяния у них разные, но после оранжевой революции все ожидания Востока связаны с тем, насколько успешно сработает новое правительство в сфере экономики еще в этом году.

Думаю, что преодоление этой пропасти между богатыми и бедными и есть первоочередная задача государства. Это возможно лишь в том случае, если будет реформирована система отношений в сфере собственности: необходимо выстроить единую правовую систему для экономики. Не секрет, что кланы имеют свою нелегальную систему защиты собственности. И арест Колесникова доказывает: сведения, которые за границей может получить любой гражданин, у нас приходится добывать министру МВД. Система собственности должна быть открытой для всех слоев населения. Именно тогда украинцы почувствуют себя гражданами Украины, а не как сейчас — населением или избирателями. Только так можно объединить страну.

Олег БОГУСЛАВСКИЙ, директор Центра поддержки демократических журналистских инициатив, председатель Запорожского пресс-клуба реформ:

— По моему мнению, Восточная Украина, как и остальные географические регионы Украины имеет определенные, только ей присущие особенности. Во- первых, экономика Востока является индустриально ориентированной еще со времен сталинского тоталитаризма, что накладывает глубокий отпечаток на сознание жителей региона. Это и денационализация (как продукт интернационального, советского воспитания), и слабая, неразвитая интеллигенция (в этом регионе ее существование часто не замечали и не замечают). Во-вторых, отсутствие заметных фигур в современном политикуме (подавляющее большинство так называемой политической элиты является «обслуживающей», а не представительной), что обусловливает его маргинальность. В-третьих, несмотря на вышесказанное, рядовые жители Востока Украины отличаются искренностью (даже — бесхитросностью), доброжелательностью, щедростью.

Восток, подчеркиваю, является составной частью Украинского государства, а поэтому «набор» ожиданий является характерным для всех регионов: политическая и экономическая стабильность, открытость власти (включительно с ее компромиссностью), повышение благосостояния населения. Последние события, связанные с президентскими выборами, внесли свой негативный вклад, но говорить о какой-то разъединенности с другими регионами, по-видимому, не стоит.

Анна ХРИПУНКОВА, Вадим РЫЖКОВ, «День», Марина ГОЛИНА, Харьков, Елена ТКАЧЕНКО, Луганск, Валерий КАЛНЫШ, Запорожье
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ