В нынешней России редкий праздник обходится без скандала. Но Дню Победы не повезло особенно. В 1995 году западные лидеры сочли неуместным любоваться торжественным маршем войск, воюющих в Чечне. Москва же, разослав приглашения, предупреждала, что явка гостей строго обязательна, и заверяла, что частей, воюющих в Чечне, на параде не будет. В итоге из 52-х прибывших в Москву лидеров на военном параде присутствовало меньше половины; уклонившихся российский МИД назвал «отказниками».
В 2005 году в знак протеста против искажения истории на торжества в Москву отказались приехать президенты Литвы и Эстонии Валдас Адамкус и Арнольд Рюйтель. Кремль всячески провоцировал к отказу и президента Латвии Вайру Вике-Фрейбергу, но она все же нашла в себе силы ответить на приглашение положительно. Президент Грузии Михаил Саакашвили отклонил приглашение в связи с разногласиями по поводу условий вывода из его страны российских военных баз. В том же году кремлевский агитпроп придумал превратить георгиевскую ленточку в лакмусовую бумажку лояльности режиму.
На сей раз тоже хватает разнообразных осложнений. Странная ситуация с приглашением лидеров стран Балтии: президент Латвии Валдис Затлерс получил устное приглашение от Владимира Путина, президент Литвы Даля Грибаускайте останется дома, потому что президент Медведев отказался приехать в Вильнюс на 20-летие независимости Литвы, а президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес очень хочет поехать, хотя его никто не приглашал.
И наконец, шедевр политической демагогии — протест вождя коммунистов Ивана Мельникова против участия в праздничном параде военнослужащих стран антигитлеровской коалиции.
«Граждане принимают в штыки планы участия военных НАТО в параде 9 мая», — утверждает г-н Мельников. При эти словах воображению живо рисуются граждане, подымающие на вилы проклятых натовцев.
Инициатива Мельникова нашла горячую поддержку в рядах активистов ветеранских организаций и политиков военно-патриотического направления.
«Не лишним было бы вспомнить, — говорится в открытом письме президенту Медведеву Виктора Алксниса и других, — что до этого войска нынешних стран НАТО прошли «парадом» по Москве единственный раз, и прошли они в качестве колонны военнопленных».
Без передергивания эти витии не могут: в колоннах военнопленных по Москве прошли солдаты гитлеровских войск; бундесвер участвовать в параде Победы никто не приглашал. А вот еще глас народа из «Живого Журнала»: «Парад — он не из-за тушёнки. И не из-за студебеккеров. Из-за тушенки и студебеккеров потом бывают банковские платежи, а не парады».
Автору этой сентенции хочется ответить языком «ЖЖ»: «Учите матчасть». Действительно, советская пропаганда внушала нам, что вклад США в победу в основном сводился к поставкам по ленд-лизу, да не даром, а в долг. Общий объем этой помощи оценивался взятыми с потолка четырьмя процентами; о том, что военная техника возмещению не подлежала, старательно умалчивалось. В советском блокбастере «Освобождение», отражающем казенную версию войны, ленд-лиз стал предметом насмешки над союзником: маршал Жуков, встретив в белорусском подлеске обедающих солдат, спрашивает их: «Чем закусываете?». Солдат бойко отвечает, показывая банку американской тушенки: «Вторым фронтом!».
Западные лидеры показаны в этом фильме какими-то наглыми саботажниками: никак не хотят открывать второй фронт в Европе. Советской публике не полагалось помнить о том, что США воевали на Тихом океане, что Англия и Франция объявили Германии войну еще в сентябре 1939 года, что Советский Союз был союзником Германии и поставщиком материалов для ее военной промышленности, в то время как Англия целый год сражалась с Гитлером в одиночку, а ее города были мишенью для бомбардировщиков люфтваффе.
Война была в полном смысле мировой. В антигитлеровскую коалицию входили 43 государства всех континентов. Битва в Северной Африке по своему масштабу и значению сравнима со Сталинградской. Высадка союзников в Нормандии не имеет прецедентов в истории войн. Почему бы союзникам и не пройти в одном строю с российским войском? При чем тут НАТО, которого не существовало в годы схватки с нацизмом?
В прежние времена Россия была великодушнее. В июле 1814 года император Александр и король Пруссии Фридрих-Вильгельм III вместе въехали верхами в Париж во главе русско-прусской армии. Русский военный флот в XIX веке не раз «показывал флаг» у берегов США, чем способствовал разрешению серьезных дипломатических кризисов. В 1893 году русская эскадра приняла участие в международном военно-морском параде по случаю 400-летия открытия Америки.
В Лондоне, Вашингтоне и Париже приглашение восприняли с энтузиазмом. Для того, чтобы утверждать, как это делают Алкснис и его соавторы, что совместный парад «унижает Россию как государство», нужно иметь очень специфический, угрюмый взгляд на окружающий мир.