Прошлые трехдневные выходные, когда большая часть христианского мира отмечала Рождество Христово, многие украинцы охотно использовали для отдыха на центральных площадях своих городов, где еще со дня Святого Николая, а то и раньше «засветились» елки (кстати, большая часть из них искусственные, например, впервые оставили в покое живые деревья в Ровно и Ужгороде) с соответствующей атрибутикой и новогодними героями. Корреспонденты «Дня» ниже делятся особенностями праздничных локаций в регионах.
Но сразу скажем: без приключений, в том числе и досадных, не обошлось. И в отношении героев праздничных мероприятий тоже кое-где возникли большие вопросы – некоторые, к сожалению, застряли в прошлом, что является на самом деле настоящим для страны-агрессора.
КИЕВ: ПРОБКИ ВОЗЛЕ СОФИИ
Начнём со столицы. Соцсети полны восторженных сообщений и ярких фото елки на Софиевской площади, украшения и гирлянды вокруг которой действительно создают особое настроение. Но, будем откровенны, не все на самом деле гладко. Так, в этом году главная елка страны снова размещена на Софиевской площади – вблизи достопримечательности ЮНЕСКО, Национального заповедника «София Киевская». К счастью, масштабы празднований в этом году значительно более снисходительны к святыне. Как писал «День» не один год подряд, громкие гуляния, праздничные концерты и ларьки с глинтвейнами/сладостями/шашлыками не просто неуместны с точки зрения уважения нашего «паспорта в цивилизации», но и опасны для состояния достопримечательности. С одной стороны, это все есть и сейчас, но масштабы и размах значительно меньше, что не может не радовать. Поэтому к оговоркам «Дня» и нашим экспертам наконец-то прислушались в Киевской городской государственной администрации.
Впрочем, просчитали далеко не все. Это пространство отнюдь не рассчитано на огромные толпы жителей и гостей мегаполиса (тем более во время пандемии). Многие посетители приходят сюда с маленькими детьми, которые стекаются со всех сторон. В частности, как раз в эти выходные вечером вокруг Софиевской площади и на всех близлежащих улицах были безумные пробки – как из автомобилей, так и из пешеходов. Вряд ли очень радостно было там стоять и «тянуться» по полчаса вместо пяти минут. А на самой площади «приткнулись» и многочисленные киоски с глинтвейном-кофе и раскладки с игрушками-украшениями, и рождественская шопка (кстати, самая большая в Европе в этом году, как отмечали организаторы), и карусель, и каток вокруг памятника Богдану Хмельницкому ...
Праздник создали, но уместно ли выбрана тональность и локация? Есть вопросы. Хотя впечатления граждан от елки возле Софии тоже неоднозначны. Британец Стефан Туал, бывший коммерческий директор Ethereum (первыми об этом сообщили 24tv.ua), написал восторженный пост о киевском новогоднем дереве и «пристыдил» мэра Лондона. Хотя он оценивал фото, сделанное с колокольни Софии… (И несколько не по теме: на прошлой неделе фотографию киевской елки разместила и британская The Guardian, правда, как иллюстрацию к материалу о том, что, несмотря на передвижение российских войск на границе с Украиной и воинственные заявления Кремля, в украинской столице царит полностью расслабленная атмосфера
Ну и что касается праздничных героев, то по Софийской площади гуляют, готовые развлечь ребятишек, пары «дедов морозов» и «снегурочек», «не побежденные» еще Святым Николаем или западным Сантой. Но это частная инициатива людей, желающих подзаработать на ностальгии или пофигизме обывателей. Хуже, когда подобные симпатии демонстрируют представители власти, как это произошло в Сумах, о чем чуть ниже.
ЖИТОМИР: ОЖИДАНИЕ VS РЕАЛЬНОСТЬ
Также невольно отличился Житомир, но в несколько ином плане. Сначала соцсети бурлили эмоциями и фото в стиле «ожидание» и «реальность», когда консоли с «имитацией солнечной системы», фотозона «Космонавт на планете» и другие декорации вызвали некоторое непонимание у тех, кто их увидел, если не сказать дикий смех. Часть горе-украшений демонтировали, и городской голова Сергей Сухомлин заявил, что часть новогодних декораций могут вернуть подрядчику, который не выполнил условия договора (об этом писало издание «Житомир.Инфо»). А кроме того, он рассказал, что к порче праздничного декора приобщились и сами горожане – многие из украшений на фотозонах люди просто украли, а «некоторые лица просто палками пытались сбить шары на елке».
К сожалению, слишком небезразлично воспринял праздничные декорации и кое-кто из жителей Кропивницкого или гостей города на Ингуле: в день открытия рождественского вертепа из него сразу украли фигуры коровы и ягненка. А в Мариуполе елке не повезло с погодой – на следующий день после ее открытия верхний сегмент сдул сильный ветер. Эту ситуацию оперативно исправили, а вот сколько времени нужно, чтобы «исправить» поведение и ценностные установки некоторых наших сограждан?
СУМЫ: ВАЖНАЯ ДЛЯ ВСЕЙ СТРАНЫ ДИСКУСИЯ ОБ ОЩУЩЕНИИ ИДЕНТИЧНОСТИ
Депутат Сумского городского совета, директор коммунального учреждения «Агентство промоции «Сумы» в 2012-2014 годах Ирина ДЯДЕНКО написала на днях в фейсбуке: «Друзья, я позволю себе положить начало дискуссии об ощущении... идентичности нашей страны. Все образы, которые мы сегодня закладываем в сознание наших детей, очень скоро станут маркером их принадлежности к мировому сообществу. На мой взгляд, нашу страну культурно штормит, а мне бы хотелось, чтобы наши культурные события идентифицировали нас безоговорочно. Чтобы правильно были расставлены акценты теми людьми, которые сегодня пишут нашу историю. Чтобы Сумская область Украины, даже во время Рождественско-новогодних праздников, образно не отождествлялась с Курской губернией, например...» Так она отреагировала на предрождественское фото с главой ОГА и «дедом морозом» и «снегурочкой» во вполне «классических» советских нарядах. У экс-мэра города Геннадия Минаева это вызвало возглас: «Прошу прощения у присутствующих здесь дам, но Сумы еще Украина? Или нет?..»
ПОЧЕМУ ДЕД МОРОЗ ТОКСИЧЕН. И ПОЧЕМУ ЭТО ДО СИХ ПОР НЕПОНЯТНО?
О чем идет речь? «22 декабря в Сумах в Национальном академическом театре драмы и музыкальной комедии имени Михаила Щепкина состоялся новогодне-рождественский праздник для детей области с участием главы ОГА Дмитрия Живицкого, – разъясняет «Дню» Алла ЯРОВА, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и филологии Сумского государственного университета, медиа-экспертка Института демократии Филиппа Орлика. – Символами праздника неожиданно стали пресловутые «дед мороз» и «снегурочка». Почему неожиданно, потому что несколько лет СОДА рассылала письма образовательным и культурным учреждениям с советом отказаться от этих символов тоталитаризма. Не тут-то было! На главной публичной сцене региона детям демонстрируют культурные символы тоталитаризма, сконструированные в 1937 году, чтобы отвлечь внимание от массовых расстрелов. Символы колониального состояния Украины, последствия которого по капле выжимаем из себя. Символы российского агрессора, очень умело манипулирующего смыслами и очень радующегося, что наши региональные вожди за него выполняют его работу – формируют будущую символическую идентичность и коллективную память наших детей, то есть нашего украинского будущего на общих с агрессором символах, оставшихся от Советского Союза. Ничто не живет в нас так крепко и долго, как воспоминания детства. Вспомните историю о евшан-зелье, которую рассказал нам Николай Вороной.
Глава области отметил: «Сегодня на праздник приглашены 950 детей из всех территориальных общин Сумской области, которые нуждаются в особом социальном внимании и поддержке. Среди них здесь присутствуют дети наших защитников, участников АТО/ООС. Для нас важно, чтобы дети тех, кто сегодня в окопах защищает Украину, были веселыми, здоровыми и счастливыми», – сообщает официальный сайт СОДА. А это очень трудно комментировать. Родители и матери этих детей прошли и проходят сквозь ад издевательств и пыток. Они искалечены, изуродованы физически и психически только за то, что отстаивают свою идентичность, свое право быть украинцами, свободной нацией, чтобы их дети жили в своем государстве и назывались украинцами. И пока они в окопах борются за это право, глава Сумской ОГА вместе с управлением культуры во главе с Еленой Мельник формируют у их детей совершенно противоположные моральные императивы, воспитывают в них ценности и идентичность, выгодные агрессору».
«Получается, что ребенку в начальной школе рассказывали о святом Николае на Рождество и Новый год, дальше он перешел в среднюю школу, получил приглашение на главную елку области, а здесь сюрприз – «дедушка с внучкой» тут как тут», – выстраивает Алла Григорьевна логическую цепочку.
Она также поделилась: «С тех пор, как это предрождественское фото с главой ОГА начало курсировать по сетям, меня засыпала возмущенными сообщениями наша диаспора. Говорят, что две недели подряд живут в большом напряжении из-за ситуации на украинской границе, из-за возможного наступления России на Украину, а здесь глава пограничной области, которая первой окажется на линии удара, счастливо фотографируется на фоне символов агрессора…»
ЭТО И ЕСТЬ «МЯГКАЯ СИЛА» АГРЕССОРА
«О значении мягкой силы в современном мире, особенно в мире, где одна за другой вспыхивают гибридные войны, говорится немало. Ответственные государства выстраивают на этих началах свою политику. Казалось бы, и Украина, которая несет бремя гибридной войны уже семь лет, и хорошо изучила нрав своего агрессора в историческом прошлом, должна понимать это, как никто другой. На всех конференциях по безопасности, научных и других симпозиумах смежной тематики мировые эксперты и отечественные интеллектуалы в один голос говорят: в условиях гибридной войны, в условиях преодоления колониального наследия вам нужна мощная культурная, информационная политика – иначе не выживете! Вместо такого качества политики часто наблюдается другое, которое обобщенно называют «а какая разница?» – возмущается Алла. – Обращаюсь к нашей власти и всем украинцам: давайте не позорить себя ни перед нашими соотечественниками, которые не пожалели своей жизни в этой войне, ни перед их семьями, а особенно детьми, оставшимися сиротами; ни перед теми, кого расстреливали в 1937 году, и чтобы отвлечь внимание от массовых репрессий, изобрели символ «мороз и снегурочка»; ни перед прогрессивным миром, который для нашей поддержки надевает украинскую вышиванку и окрашивает себя сине-желтым тогда, когда мы маркируем себя враждебными символами. Может, раньше и не знали, а сейчас же знаем. Помните: война у ворот! И здесь проводить государственную политику a la «какая разница» неуклюже и преступно. Не забывайте: мы живем в символическом пространстве. Кто там сейчас в СОДА формирует культурную политику области, почитайте резолюцию ПАСЕ "О силе визуальных образов"…».
«День» очень многое исследует, пропагандирует, восстанавливает все, что связано с украинской правдивой идентичностью. Особую роль в этом играет главный редактор Лариса Ившина. Вы из титанов, на плечах которых держится украинское небо», – отмечает Алла Яровая, благодаря «День» за внимание к теме.
Власкори «Дня» також розповідають про те, що створює (і навпаки псує) святковий настрій у їхніх містах:
Вінниця: розваги на будь-який смак та… гаманець
Хмельницький: «зоряне небо» над «стометрівкою»