«День» не устает призывать украинцев задуматься над тем, в какой среде они хотят жить и как мы самостоятельно можем ее улучшить. В последнее время наши усилия приобретают форму экспертных обсуждений. Последняя такая встреча, состоявшаяся 11 марта в Донецке, была посвящена моделированию комфортного города. Комфортного для всех. В разговоре приняли участие представители различных сфер: общественные активисты, предприниматели, архитекторы, журналисты, представители научных кругов и власти. В частности, начальник Управления благоустройства и коммунального обслуживания Донецкого городского совета Константин САВИНОВ, проректор Академии автомобильного транспорта (ДААТ) Сергей ДОЛГОПОЛОВ, заместитель директора проектного научно-исследовательского института ДААТ Юрий БЕЛОВ, заместитель начальника главного Управления благоустройства Донецкого областного совета Александр РЕЙНГОЛЬД, представители молодежной общественной организации «Фундация региональных инициатив» Алексей КУДРЯВЦЕВ и Полина ШЕВЧЕНКО, проректор Донецкой академии автомобильного транспорта по научной работе Борис МАКОГОН, представитель областной организации «Комитет избирателей Украины» Татьяна ДУРНЕВА, директор спортивного клуба ИСД Марк БЕЙГЕЛЬЗИМЕР, представитель Управления архитектуры и градостроительства Донецкого горсовета Александр ВАКУЛЕНКО, представитель Управления спорта Донецкого облсовета Максим ОРЛЕНКО, пресс-секретарь Донецкого городского совета Максим РОВИНСКИЙ, представители велоклуба МТБ-Донецк Дарья ЗЛАТЬЕВА, Михаил РАТУШНЫЙ, Денис СИДАШ, журналист-велосипедист Игорь ТКАЧЕНКО, заместитель начальника городской автомобильной инспекции Виталий БАЛБЕКОВ. Заочно в дискуссии также приняли участие доктор экономических наук Владислав ЛЯШЕНКО, кандидат политологических наук Татьяна НАГОРНЯК и архитектор Фонда «Изоляция. Платформа культурных инициатив» Кристс ЭРНСТСОНС.
Каким образом сделать город комфортным для всех? Какие ниши сегодня может занять малый и средний бизнес? Каким образом добиваться экономической независимости? Какую роль при этом играют общественные активисты? Как внутренний комфорт города влияет на мышление и сознание горожан? Ответы экспертов на эти вопросы были разными — от конкретных предложений и схем до определения общего видения развития Донбасса. Самые интересные части обсуждения мы предлагаем читателям.
ОТ ВИДА ТРАНСПОРТА ДО СПОСОБА МЫШЛЕНИЯ
Как отметила в одном из своих комментариев глава правления ДООО «Фонд социальной защиты инвалидов и людей с проблемами зрения» Героя Украины В. Смирнова Лариса Саевич, «Донецк не приспособлен для людей разных социальных групп. В городе есть изменения, но это лишь островки, которые нужно соединить». Кроме того, один из главных вопросов, волнующих горожан, — экология. А в комфортном городе экология и инфраструктура — понятия неотъемлемые и неразделимые. Но как можно улучшить экологию, не затрагивая пресловутой темы бюджетных средств? Донецкие общественные активисты инициировали вопрос обустройства велодорожек. Инициатива, поднятая снизу, была рассмотрена на городском референдуме осенью прошлого года. Тогда фокус-группы разработали почти полсотни предложений по обустройству велодорожек. На круглом столе «Дня» обсуждение также начали с данной темы.
Заместитель директора проектного научно-исследовательского института ДААТ Юрий БЕЛОВ отметил: «Мы понимаем, что в одну ночь невозможно создать благоприятные условия для велосипедного движения, но выработанная концепция сможет определить перспективу и позволит динамично развивать данную тему. Мы должны слышать тех людей, для кого велосипедное движение будет разработано».
Члены клуба МТБ-Донецк предложили простую схему организации велодвижения в Донецке: соединить западную и северную части города с восточной и южной соответственно. То есть создать своеобразный крест, который позволил бы людям добираться из одной части города в другую. Эту идею поддержал и пресс-секретарь Донецкого городского совета Максим РОВИНСКИЙ. Данную схему он сравнивает со схемой нереализованного донецкого метро. «Две ветки могут стать первыми двумя линиями — красной и синей, в которых будет соблюдена логика. Логика эта заключается в том, что Петровка (западная часть. — Авт.) — самый крупный спальный район. И это направление (Петровский район — Макеевка) является наиболее важным в городе». Эта логика подкреплена цифрами. По данным Константина Савинова, ежедневно по данному направлению в одну сторону движется 380 тысяч пассажиров. Идею поддержал и директор спортивного клуба ИСД Марк БЕЙГЕЛЬЗИМЕР, один из авторов проекта «ВелоКраїна» и фестиваля «ВелоДонбасс». В концепции, созданной еще в конце десятых годов, ИСД предлагает не просто построить велодорожки, но развить целую программу изменений. «Мы разработали целый ряд пунктов, на которые повлияет велосипедная инфраструктура. Во-первых, это спорт и здоровье, во-вторых, экология и отсутствие загазованности. В-третьих, появление частного бизнеса, который будет предлагать услуги для любителей такого вида транспорта. К тому же, изменится мышление самих граждан, они станут более активными и неравнодушными — счастливыми», — отметил в комментарии «Дню» Бейгельзимер.
Но все понимают, что, даже обустроив велодорожки и поставив парковки, вряд ли можно изменить ситуацию. По словам начальника Управления благоустройства и коммунального обслуживания Донецкого городского совета Константина САВИНОВА, в Донецке «присутствует проблема культуры вождения транспортного средства, размещения своих транспортных средств вдоль проезжей части». Бороться с этим глава управления благоустройства планирует с помощью общественности. «Нам необходимо доводить до сознания людей, что соблюдение правил дорожного движения — это не только «прихоть» государства, но и упрощение дорожной ситуации в принципе», — подчеркнул он. Все это может привести к крайне плачевным последствиям. Так, к примеру, в конце прошлого года в столице Румынии официально использование велосипеда на дороге было запрещено. Причиной этому послужило огромное количество аварий и смертей велосипедистов. Чтобы решить этот вопрос в Украине и не допустить смертности, нужно проделать немалую работу, в частности информационную.
В ходе разговора было определено, что схема будет иметь вид карты метро с разноцветными линиями и будет закольцована ближе к центру. После создания концепции управление благоустройства создаст программу, по которой каждое предприятие и структура будут обязаны поставить возле своего здания велопарковку. В этом году уже будет реконструирована часть набережной Кальмиуса, дальше изменения будут проходить в зависимости от заложенных средств в бюджете города на следующий год. А контролировать данное решение будут постепенно сами граждане. Проект концепции развития велосипедной инфраструктуры с подробным планом работ взяла на себя ДААТ. Общественность отвела на работу три месяца — таким образом, первый результат одной из частей нашего «круглого стола» можно будет увидеть уже в конце мая.
СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
Татьяна ДУРНЕВА, руководитель направления защиты прав и интересов граждан ДОО ВОО «Комитет избирателей Украины»:
— Город — это твой дом. Правила «поведения» в доме должны работать на уровне города и страны в целом. Для этого нужно любить свой город. Это первое, что может сделать каждый человек. От любви исходит забота. Для того чтобы сделать город комфортным для всех, нужна активность этих «всех» категорий. Здесь уместна одна из любимых цитат нашей организации: «Не надо для нас без нас». Потребность должна быть опредмечена именно теми, кого она больше касается. Во-вторых, есть такое выражение: «Хочешь сделать хуже — помоги тому, кто об этом тебя не просит». Итак, сами те, кому помощь предназначена, должны быть в первую очередь активными. Только благодаря активности граждан можно сделать город комфортным.
Что касается ресурсов, то часто работает такая схема: чем больше нематериальных ресурсов, тем меньше требуется денег, и наоборот.
Пространство и архитектура, инфраструктура — все это, безусловно, влияет на мышление граждан. Возьмем, к примеру, раздельный сбор мусора. Основываясь на собственном опыте, могу сказать, что это очень трудно делать, когда нет логического завершения сортировки. Так, дома и на работе мы собираем бумагу, стекло, пластик и батарейки отдельно. Но дальше возникает вопрос: что с этим делать? Хорошо, что в школах продолжают практику соревнований на сбор макулатуры (и мой ребенок всегда в победителях). Пластику даем «вторую жизнь» — обычно молочники на базаре с радостью принимают чистые бутылки. Но это отнимает очень много времени, и весь этот долгий путь не мотивирует людей к раздельному сбору мусора. Поэтому я с нетерпением жду, когда в нашем городе появятся контейнеры, обещанные Управлением благоустройства уже в этом году.
По моему мнению, уже формируется внутригородской экологический бренд. Это происходит благодаря молодым активным людям, различным общественным организациям и всем тем, кто уже сейчас понимает, что здоровый образ жизни — модный тренд на всю жизнь.
«ИДЕАЛЬНЫЙ ГОРОД ЭРГОНОМИЧЕН»
Кристс ЭРНСТСОНС, архитектор фонда «Изоляция. Платформа культурных инициатив»:
— Город нуждается в инфраструктуре, а для этого необходимы огромные экономические ресурсы. Очевидно, что некоторые изменения можно произвести без крупных инвестиций. Существует множество молодых инициатив, которые достигли огромных результатов с помощью минимально вложенных средств или вообще без них, только благодаря доброй воле людей. Что касается города, который может быть комфортным для всех, то прежде всего в нем должны произойти культурные и политические перемены. Реальность такова, что «экономическая сила» города контролирует определенные сферы городского пространства, создавая собственные правила взаимодействия с ними. Для того чтобы город был комфортным, он должен быть разнообразным и иметь хорошо развитую инфраструктуру — транспорт, безопасность, вода, канализация, электричество, качество воздуха и т. д., что для многих мировых густонаселенных центров все еще является необходимостью, а не реальностью. Идеальный город эргономичен. Вы используете автомобиль в выходные. Вы ездите на велосипеде. Вы можете угоститься кофе не только у себя дома. В нескольких минутах ходьбы от вашего дома должен находиться магазин продтоваров, парк или сквер, транспортная развязка. Вы потребляете очень мало энергии, и ваши условия жизни связаны с чистой и эффективной инфраструктурой — отопление, водоснабжение, канализация, Интернет. Дом, в котором вы живете, должен иметь низкое энергопотребление. Таким же должно быть и ваше рабочее место. Такой идеальный город улучшает вашу жизнь год за годом. Вы ведете здоровый образ жизни в здоровом городе.
БЮРГЕРСТВО И ЛЮБОВЬ
Татьяна НАГОРНЯК, кандидат политических наук, доцент кафедры политологии Донецкого национального университета:
— Стоит говорить о собственном пути, о брендинге территорий на основании заинтересованности и понимания общества, бизнеса и власти. В этом контексте целесообразен опыт культуры бюргерства. Это то, о чем эксперт Денис Богуш говорит: «Город должен продаваться». Такой путь выбирают города-миллионники и крупные центры агломераций: первые — из-за амбиций и наличия ресурсов, вторые — из-за зависимости от дотационной политики. Второй путь — стать городом, куда приезжают отдыхать, в поисках тишины и комфорта, а потом остаются там стареть и растить внуков. Практики иррационального брендинга о таких городах говорят: «Город должен производить впечатление». Синтез двух путей — довольно сложен для реализации и возможен лишь благодаря зонированию крупных городов. Роль триптиха — общество, власть, бизнес — определяющая. Ни один из названных субъектов в одиночку не сможет воспроизвести процесс городского самоуправления или создать город-бренд. Более того, искренность, заинтересованность и высокая социальная ответственность трех субъектов предопределяет качество самоуправления и брендинга города.
Одна из первоочередных проблем Донецка — экология (проблема воздуха, воды, продуктов питания), а также менталитет городских жителей и, соответственно, их поведение. Комфортная инфраструктура может положительно повлиять на экологическое сознание донетчан на уровне общины и бытовых отношений (велосипедные дорожки, нестандартная разметка, школьный транспорт). В советское время была неплохая тенденция — колхозные рынки, куда свозились натуральные продукты аграрно-промышленного комплекса. Сегодня частично это возобновляется: «Мясо из села», «экологические молочные продукты» и т. п. Индивидуалистические принципы жизни и ГМО в ярких обертках — это результат глобализации в условиях отсутствия ценностного стержня украинцев. Комфортный город, успешные люди и счастливые дети — вопрос отношения к себе и своему будущему. Никакая власть этого не предложит. Ждать от других — значит терять время.
Для любых преобразований вначале следует спросить у людей, чего им недостает и чем они гордятся. «Идеал» города зависит от двух факторов: самого города (индивидуальность территории) и спроса жителей (понимание ими, кто они, и того, что для них значит комфорт). Мировая тенденция — желание жить в комфортных городах, где социально-политический и экономический климат спокойный, удачная инфраструктура, высокие показатели образования, экологической безопасности и здравоохранения, широкие предложения культурного развития. Рейтинги комфортных городов мира состоят более чем из 30 показателей, и в последние годы «десятка» остается неизменной: Ванкувер, Мельбурн, Вена, Торонто, Калгари, Хельсинки, Сидней, Перт, Аделаида, Окленд, Цюрих. В Украине — своеобразное понимание комфорта, и оно в первую очередь связывается с крупным производством, где предоставлены возможности работы, карьеры и инфраструктура как дополнительные условия для той же карьеры. И только в маленьких городах Украины и на отдельных ограниченных территориях крупных и средних городов (улица, двор, частный дом) медленно начинает делать свои шаги социальный капитал. Граждане самостоятельно, иногда при поддержке бизнеса и без присутствия власти, строят детские площадки, мосты, дороги, автостоянки, украшают улицы. Для такого комфорта не обязательно применять много экономических усилий и ресурсов. Главное — в идеальном городе есть место для любви к ближнему.
ЧЕТЫРЕ ПУНКТА ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОНБАССА
Владислав ЛЯШЕНКО, доктор экономических наук, заведующий отделом Института экономики промышленности НАН Украины в Донецкой области:
— Для того чтобы у каждого города были свои внутренние резервы, нужно расширять его возможности. Многие города Украины строились в советское время вокруг так называемых градообразующих предприятий, которые сейчас становятся неконкурентоспособными. Эта проблема повсеместная, но на постсоветском пространстве из-за нашей технологической отсталости она ощущается особенно остро. Практика реформирования таких регионов существует и в Европе, и в США, и в других частях земного шара. Нам же сейчас остается собрать этот накопленный опыт и применить с учетом особенностей территории. Осмыслением данного опыта занимается и НАН Украины. Мы даем некоторые советы и рекомендации. Иногда к нашим советам прислушиваются, и тогда они отображаются в целевых программах развития региона.
Люди по своей природе слишком консервативны. Инфраструктура, изменение ландшафта могут повлиять на характер и привычки молодого поколения. Ведь оно само будет это видеть и участвовать в обустройстве своего города. В то же время на мировосприятие старшего поколения, как правило, эти изменения никак не повлияют. Потому что оно уже было сформировано той системой, в которой выросло. То же самое происходит с экономикой на переломном этапе, например, с сотрудниками шахты, когда шахты закрываются и приходят в упадок. Психологически не каждый может справиться с такими кардинальными и не очень благоприятными переменами. Поэтому нужно к этому вопросу подходить дифференцированно и сфокусированно.
Зарубежные исследования показывают, что легче остальных адаптируются к глобализационным вызовам так называемые мегаполистические объединения. То есть наш Донбасс — территорию Донецкой и Луганской области следует рассматривать как один большой мегаполис. Условия транспорта уже позволяют из конца в конец обеих областей добраться за два часа. Работать можно в пределах досягаемости всего региона. Отсюда должно меняться и архитектурное видение развития инфраструктуры, транспортных развязок, должно происходить зонирование территории (деление на области крупного, среднего и малого бизнеса, сельскохозяйственные, рекреационные и т. д.). То есть первый момент — акцент на мегаполистичности. Это усиливает рыночные способности региона и привлекает бизнес, инвестиции и т. д.
Второе — уже созданная технократическая база. У нас очень много технических вузов, которые пока еще выпускают хороших специалистов. И этим нужно пользоваться и развивать. Это то, чем мы можем конкурировать со странами, с которыми нас постоянно сравнивают. Сегодня состояние Донбасса некроиндустриальное, вымирающего технологического региона третьего разряда. Регион должен стать обучающимся. Обучающийся мегаполис — вот та задача, которую следует ставить себе на будущее. Понятно, что это не произойдет за пять-десять лет. Но если финансировать это направление, уделять ему внимание, то к 2050 году мы получим совершенно другой регион.
Третье — малый бизнес. Стоит делать акцент на «интеллектуальное» и «разумное» предпринимательство. Нужно приходить к тому, чтобы в крупных и малых предприятиях увеличивалась доля нематериальной составляющей, и трансформировать ее в интеллектуальную составляющую. Таким образом малый бизнес может трансформироваться в малый крупный бизнес. И последнее — нужно создавать условия для притока современных крупных корпораций более высокого качества по сравнению с теми, что мы имеем.