Первая называется «Это уж слишком». Сделана во время печально известных событий под Верховной Радой 31 августа. Пожилая женщина стоит перед строем нацгвардейцев, которые закрываются щитами, и стирает со щита нарисованную кем-то из манифестантов свастику.
На втором фото, названном «Хороший полицейский», — презентация новой патрульной полиции на Софийской площади в июле этого года. Центральная фигура — улыбающийся высоченный Кличко, которому очень идет форменная полицейская фуражка. Рядом стоят Аваков и Яценюк, которые на две головы ниже.
Почему именно эти работы?
Потому что они — о делегированной государству монополии на применение силы. Тема, которая всегда была остроактуальной в Украине, особенно же последние два года.
Первая карточка — о том, что происходит, когда какой-то гражданин или группа граждан считают себя вправе совершать насилие во имя собственных целей. Напоминаю, тогда несколько ультраправых организаций, среди которых количественно преобладала партия «Свобода», пытаясь любой ценой привлечь внимание избирателей и прессы, устроили беспорядки под Верховной Радой. Следствием стала гибель трех человек от взрыва гранаты, брошенной одним из «свободовцев», и тяжелые ранения более 100 гражданских и гвардейцев.
Цинизм в том, что свастику на щите нарисовали те, кто исповедует взгляды, по многим составляющим близкие к нацистским. Ведь ни для кого не секрет, что программы и партийные издания и «Свободы», и «Правого сектора» полны проклятий в адрес европейской мультикультурности и либерализма, что и актив, и руководство этих движений поголовно поражены расизмом и гомофобией, что настоящая евроинтеграция никоим образом не входит в их приоритеты, а вот существенное ограничение гражданских свобод, разделение Украины по языковому и этническому признакам они считают вполне приемлемым. Да, это слишком. Слишком метить свастикой своих бывших побратимов по Майдану и ветеранов АТО — которыми и укомплектована Нацгвардия. Слишком калечить тех, кто защищает законно избранный парламент. Слишком бросаться боевыми гранатами в центре мирного города. И слишком голосовать за партии, идеология которых делает возможным все вышесказанное.
«ДОБРИЙ ПОЛІЦЕЙСЬКИЙ» / ФОТО ВЛАДИСЛАВА МУСИЕНКО
На втором фото Кличко похож на дядю Степу из известного советского стихотворения. В моей культурной памяти срабатывает эта коннотация, хочу я того или нет, потому что заложена она туда еще в детстве, в брежневских 1970-х. Младшим людям подобное сравнение и в голову не придет.
Коммунистическая власть умела работать с языком, очень точно оценивая возможности яркой художественной репрезентации, именно потому и нанимала таких не лишенных таланта негодяев, как Сергей Михалков, чтобы создавать привлекательные и даже идеальные образы своих опричников.
Дядя Степа накладывается на фото улыбающимся, но от того еще более зловещим призраком прошлого, которое эта фотография содержательно опровергает. Демократически избранный мэр столицы в фуражке новой полиции, которой доверяет большинство населения, — вот новое поле значений. Новое и захватывающе, на которое, верю, уже никогда не выползет химера ни из красного, ни из коричневого потустороннего мира.