Санкт-петербургские художники Виктор Богорад и Вячеслав Шилов работают в жанре карикатуры. Читатели «Дня» неоднократно видели их глубокие и в то же время остроактуальные работы на страницах газеты. Сейчас художники работают над новым проектом — книгой-альбомом «Je suis dog, je suis cat» («Я — собака, я — кот»). Планируется, что в издание войдет 150 черно-белых работ (по 75 работ от каждого автора). Смотреть книгу можно будет с двух сторон. С одной стороны, будут рисунки про собак, с другой — о котах. Часть прибыли с каждого заказанного экземпляра художники обещают перевести на счета приюта для бездомных животных «Полянка» и Центра защиты прав животных «Вита». О том, отображает ли отношение человека к животному его отношение к людям, а также о судьбе политической карикатуры в России говорим с художником Виктором Богорадом, с которым главный редактор газеты «День» Лариса Ившина в свое время познакомилась на страницах «Фейсбука». И вот уже более двух лет он наш постоянный автор.
— Виктор Борисович, как появилась идея альбома? Есть ли у вас дома домашние животные?
— У меня домашних животных нет по семейным обстоятельствам. Животные всегда были у Вячеслава, поэтому у него очень много соответствующих воспоминаний. Идея альбома тоже, в общем-то, возникла у него. Поскольку у нас есть картинки о кошках и собаках, решили — почему бы не сделать сборник и не помочь приюту и Центру защиты прав животных. В приюте мы были — там работают замечательные люди, которые действительно любят животных, хотя, конечно, все это иногда очень тяжело.
— Говорят, что из отношения человека к животному миру можно сделать важные заключения о нем самом, о его культуре. Согласны ли вы с этим утверждением?
— Это правда. Если человек мучает животных, это всегда проявляется и в отношениях с другими людьми. К сожалению, в России отношение к животным — гораздо хуже, чем на Западе. В Европе я не встречал бездомных собак — они не бегают там стаями, как это происходит у нас. Домашнее животное — это всегда дополнительные обязанности. Наши люди берут кота или собаку, а потом понимают, что не справляются, и просто выбрасывают его на улицу... Бродячие собаки и коты — это показатель культуры города или, напротив, его одичалости.
— Знаю, что с Вячеславом Шиловым вы работаете сообща уже давно, в частности в свое время вместе с Леонидом Мельником образовали группу карикатуристов «Нюанс»...
— Она существует и сейчас, но после смерти Лёни мы уже три года как не делам выставок. Вообще, если не считать трех «Кукрыниксов» (творческий коллектив советских художников-графиков Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова. — Авт.), группа «Нюанс» — уникальное явление. Но в отличие от «Кукрыниксов», мы карикатуры совместно не делаем. Объединились, поскольку были очень удачные совместные выставки как в России, так и за рубежом. Поняли, что хотя путь — у каждого свой, но наши взгляды на карикатуру полностью совпадают. Получилось, можно сказать, три карикатуриста «в одном флаконе».
— Средства на реализацию проекта вы собираете путем краудфандинга. Успешно ли?
— Мы решили попробовать — сработает или нет. Пока что за первую неделю собрали 16% от требуемой суммы. Всего же времени у нас есть два с половиной месяца. Важно собрать хотя бы больше половины — тогда проект может состояться. Читатели будут знать, что часть их денег пойдет на благотворительность, а с другой стороны, они получат, я надеюсь, смешную книжку. Также мы предлагаем благотворителям различные акции — рисуем дружеские шаржи, дарим отдельные работы, открытки. Это — тоже способ заинтересовать людей. Хотя есть и такие, которые дают деньги, ничего при этом не требуя.
— Насколько я понял, название проекта «Я — собака, я — кот» отсылает к словосочетаниям «Je suis Charlie», а также более поздним «Я — Париж», «Я — Волноваха»?
— Это выражение стало интернет-мемом. Оно как бы говорит, что «я — такой же». Речь об определенной позиции, о выражении солидарности. Понятно, что мем возник после террористической атаки на редакцию Charlie Hebdo, но в нашей книге нет политических картинок. Это — смешные, а иногда, может быть, и грустные картинки о котах и собаках.
РИСУНОК ВЯЧЕСЛАВА ШИЛОВА
— Согласны ли вы с тем, что всех людей можно разделить на «собачников» и «кошатников»?
— Кто-то любит собак, кто-то — кошек. Наверное, это связано с характерами как животных, так и хозяев. Собака — преданная, это друг, она всегда идет на контакт. Коты — держатся «сами по себе». Лично я отношусь хорошо и к тем, и к другим.
— Два года назад в интервью газете «День» (см. материал «Карикатура — это такое свободное мнение, которого власти очень боятся» в №32-33 от 21—22 февраля) вы сказали, что политической карикатуры в России нет. Изменилась ли ситуация за это время?
— Ничего не изменилось — наверное, даже стало хуже. Политическая карикатура — это свободное мнение художника о политических событиях, о происходящем в обществе, в стране. Существует также пропагандистская карикатура, и она не всегда отображает личное мнение художника. Это — прежде всего мнение заказчика, в роли которого в России выступает государство. Свободной карикатуры в России нет. На протяжении 17 лет я печатал карикатуры на политические темы в англоязычной газете Moscow Times. Вместе с нами работали американцы, англичане, французы, но главная проблема, как оказалось, в том, что издание принадлежало не гражданину РФ. В прошлом году в России был принят закон, который запретил иностранным гражданам владеть более 20% акций газеты. Moscow Times перешла в руки частного российского владельца. В тот же час я был извещен, что моих карикатур в газете больше не будет. Раньше это было критически настроенное издание, с достаточно интересными материалами. Сейчас же газета стала, мягко говоря, нейтральной, но в большей степени — лояльной. Подобное произошло и с газетой «Новые известия» после того, как в прошлом месяце была закрыта ее бумажная версия. Там работал Михаил Златковский — один из лучших российских карикатуристов. Поскольку газета не являлась пропагандистской либо лояльной, у нее возникли проблемы со спонсорами, которым «намекнули», чего делать не надо.
— Учитывая то, что карикатура уходит из печатных медиа в России, можно ли считать альтернативой онлайн-издания, социальные сети? Знаю, что у вас, в частности, есть очень популярная страничка в «Фейсбуке». Или это все же совсем разные вещи?
— Например, художник Ёлкин, который ушел после смены владельца из «РИА Новости», сейчас работает на интернет-издания. И он достаточно популярен. Поэтому, да — Интернет в некоторой степени стал заменой газетной карикатуре. Карикатура перебралась в Интернет, потому что газеты можно контролировать, а Интернет пока что, слава Богу, нельзя. Хотя попытки уже предпринимаются... Карикатура всегда произрастает там, где свободно.
— Присутствует ли тема Украины в современной российской карикатуре вообще и лично в ваших работах, в частности?
— В моих — точно присутствует. В то же время следует сказать, что российские карикатуристы в своем большинстве стараются не рисовать на тему Украины. Во-первых, потому что в этом контексте преобладает пропагандистская карикатура. Получается, что, хоть и с противоположных позиций, но ты принимаешь участие в пропагандистской кампании против Украины. Во-вторых, это чревато последствиями. Сейчас идут несколько процессов по делу людей, которые имели неосторожность высказать свои суждения по этому вопросу или даже просто перепостить какую-то информацию в Интернете. Вплоть до того, что человек попал под суд за стихи об Украине. Касаясь этой темы, ты все время ходишь по проволоке. Например, достаточно откровенные картинки, которые рисует хороший киевский художник Олег Смаль, у нас вызывают «бурную» реакцию...
С нового года я уже не работаю в городской газете «Санкт-Петербургские ведомости», с которой сотрудничал достаточно долго. А все потому, что редакция узнала о премии, которую я получил в Украине, и... страшно перепугалась. Подозреваю, что картинку, которая победила, они даже не видели, хотя она и была напечатана в Moscow Times. Попросили уйти по собственному желанию, что я с большим удовольствием и сделал.
— Виктор Борисович, ваши работы привлекают внимание своей небуквальностью — над ними можно долго размышлять. Это — всегда самостоятельный творческий объект, а не просто иллюстрация. А какие качества, на ваш взгляд, отличают хорошую карикатуру?
— Хорошая карикатура — многослойна, в ней есть разные смыслы. Я всегда с интересом читаю, как люди в социальных сетях трактуют мои картинки. Хорошая карикатура заставляет думать, она подталкивает человека к созданию собственной версии прочтения, которую художник не закладывал заранее. Ты бросаешь «песчинку», а из нее начинают расти кристаллы, кристаллы разного понимания смысла. Хорошая карикатура — это всегда повод для раздумий. Вначале человек улыбнется, может быть, даже захохочет, но потом обязательно задумается.