Новогодняя анкета «Дня»-2021
1. 2021 год на фоне истории (мнение, деталь, штрих, фото).
2. Кого вы считаете героем и антигероем года?
3. «День» на фоне года (авторы, статьи, проекты, заинтересовавшие вас больше всего). Каких тем хотелось бы от наших журналистов в следующем году?
4. Что придавало вам сил в этом году (события, люди, впечатления)?
5. Какие новые смыслы, уроки, ценности дал этот год лично вам?
6. В 2021-м "Дню" исполнилось 25 лет. Чем он за это время стал для вас и Украины?
Юрий КОСТЮЧЕНКО, ученый, специалист в области спутниковых наблюдений, геоинформатики и статистики, эксперт по теории рисков и прикладным вопросам безопасности:
1. Мы находимся в очень необычной и в некотором смысле интересной ситуации, под одновременным влиянием глобальных социальных трансформационных процессов и мощных локальных кризисных явлений, вызванных войной. Это приводит к специфическим преобразованиям нашего коммуникативного и информационного пространства, искажению картинки. Такая ситуация требует от наблюдателя наличия специфической оптики, чтобы в хаотическом водовороте непрерывных ярких событий отделить индикаторы системных процессов и определяющих явлений. Именно неспособность различить события, явления и процессы в кризисной среде и приводит к дезориентации, росту страха и отчаянию, неспособности принять эффективные персональные и коллективные решения. Вот эта хаотизация пространства решений и отчаянные попытки выработать хоть немного эффективную управленческую стратегию из уже утративших актуальность наборов политических практик и является, по моему мнению, ключевой характеристикой года 2021. При этом, пандемическая ситуация приводила к разнородным «карантинным паузам», которые будто останавливали привычную жизнь, таким образом усиливая чувство отрешенности и апатии. Впрочем, трансформационные процессы продолжали развиваться с большой скоростью. В частности, если говорить о составляющей безопасности, можно отделить в нашем контексте мощную и быструю трансформацию белорусского режима и неслыханную эскалацию военно-политического шантажа со стороны РФ. Для нашего общества и государства именно эти процессы определяли ландшафт безопасности в 2021 году.
2. Дело в том, что периоды мощных социальных преобразований, кризиса, войны, конфликтов являются временем большой имитации и лжи, не всегда осознанной, но безудержной: в условиях коррозии устоявшихся социальных и поведенческих нормативов, при потере определенной долгосрочной перспективы, в погоне за конъюнктурными интересами лгут и изображают из себя других чуть ли не все. Но в то же время эти периоды являются временем великой правды, когда – на самом деле тонкий и зыбкий – культурный и цивилизационный слой, отделяющий человека от варвара, растворяется, маски сбрасываются, и мы можем наблюдать самые страшные, яркие проявления самых низких человеческих страстей. Эти времена рождают не героев, но монстров, из которых в коллективном сознании впоследствии «появляются эпические герои», – через неизбежные процессы мифологизации, этакие отчаянные попытки этически структурировать окружающий хаос, отыскать в этом страшном водовороте хоть какой-то смысл и логику. Поэтому наше бурное время является не периодом героев, а порой отчаянных попыток сохранить основы культуры и основы этики, сохранить критерии различия добра и зла как будущих указателей.
3. Учитывая специфику нашего пространства безопасности, я бы выделил тему «Интервенция России» и отдельно отметил фоторепортажи «Дня». Разнообразие мнений и яркие наглядные свидетельства текущего состояния общества, представленные в этих проектах, позволяли не только видеть контекст событий, но и удерживать корректную систему координат, в первую очередь, этических.
4. Меня продолжает вдохновлять неизменная и последовательно демонстрируемая способность общества объединяться, оказывать взаимную помощь, солидаризироваться, находя консенсус интересов, достигать общественно важных целей через позитивное сотрудничество, удерживая принадлежность традициям и постепенно осознавая социальную ответственность. На мой взгляд, именно эта тенденция, особенно на фоне определенного снижения коллективной чувствительности к страхам и истериям, должна придавать нам социальный оптимизм.
5. Как и для большинства людей в мире, для меня это был удивительно непростой год. Мой личный опыт обогатился близким знакомством со смертью и навыками медленного возвращения к жизни. Этот болезненный, травматический, и по большому счету, ненужный человеку опыт, еще нуждающийся в осознании, научил меня многому, повлек за собой переоценку ценностей и четкое выделение настоящих интересов. В первую очередь, я приобрел понимание того, насколько мы взаимосвязаны и важны друг для друга, и что именно такая социальность и является залогом жизни и продвижения. Этот опыт научил меня при любых условиях с уважением относиться к чужим решениям и чужому выбору, какими бы они не казались непривычными, воздерживаться от категорических осуждающих оценок, научил меня ценить чужую свободу. В то же время стремительное и мощное сужение пространства персональных возможностей и привычных свобод дало мне понимание бесконечности и доступности человеческих возможностей, которыми мы можем и должны пользоваться для преодоления любых кризисов. Чем бы и когда бы не закончилась моя персональная история, я приобрел уверенность, что мир благосклонен к нам настолько, насколько мы сами построим его таким.
6. Мое отношение к газете «День» довольно просто, но одновременно и удивительно трудно сформулировать. Дело в том, что за время своего существования «День» превратился в значительное социальное явление, много лет влияющее на важные социальные процессы в нашем обществе. Будучи авторитетной площадкой для презентации разнообразных точек зрения и мнений уже фактически второго поколения свободных людей в независимом государстве, «День» одновременно удерживает коллективную систему этических координат, способствуя таким образом установлению и институционализации нашего гражданского общества и укреплению украинской политической нации. Ввиду богатого и разнообразного сообщества читателей, авторов, экспертов, комментаторов, участников образовательных и обучающих программ, соорганизаторов и участников общественных событий, учеников и последователей, можно сказать, что мы имеем дело с выдающимся социальным, гражданским и политическим явлением, которое существенно повлияло на долгосрочное переформатирование присущих нашему обществу практик социальных коммуникаций, и, следовательно, – и на течение нашей новейшей истории. Во всех смыслах, день, в котором мы живем и приветствуем каждое утро, отражает наш мир, который мы сами строим каждый день. «День» в таком контексте служит ярким образцом социальной миссии в сложной социальной среде в трансформационные периоды. Думаю, это явление стоит отдельного изучения.