Сегодня в обществе много внимания уделяют 12-летней системе учебы. Легче всего сказать «нет» и вернуться к старым учебникам и программам. Но выиграет ли от этого наше будущее, наши дети? Не окажется ли наше общество опять перед бездной невежества и ограниченности?
В 2001 году мы громко заявили об изменениях в сфере общего среднего образования. Не просто заявили, внесли изменения в законы, разработали ряд нормативных актов. Педагоги же отшагали смело до 2010 года, обучая по новым стандартам, программам для выпуска 9-х классов и очутились перед глухой стеной. Мы — учителя — вместе с нашими учениками должны перейти к трехлетней старшей школе, а идти-то некуда. Где же этот смелый педагог, который скажет, что общее среднее образование должно было за эти годы вносить немножко другие, более решительные изменения, стоило бы начать со структуры общего среднего образования. Нужно лишь изучать накопленный другими странами опыт, уметь видеть заранее, прогнозировать.
Наши соседи — поляки. Много лет назад они пошли на смелый шаг, который далеко неоднозначно был воспринят обществом. Они изменили структуру общего среднего образования. Сегодня в Польше дети получают общее среднее образование по трем ступеням (6+3+3): 6-летняя начальная школа (7—13 лет); 3-летняя гимназия (13—16 лет); 3-летний профильный лицей (16—19 лет). Именно эта система распространена в странах Европейского Союза.
Уважаемые родители! Представляете! Нет специализированных школ, нет конкурсного отбора в первый класс. Нет никаких дополнительных условий в виде собеседований, добровольных взносов. Ваш ребенок за двенадцать лет будет получать образование в школе, гимназии, лицее. Не об этом ли вы мечтали?!
Кроме того, что является тоже не менее важным, все эти заведения размещены в разных зданиях. Это значит, что в одном помещении не обучаются дети шести и 18-летнего возраста. Это разные учреждения. Они могут находиться рядом, но они отдельные, независимые единицы. Что это дает? Любой психолог скажет вам, что такое возрастное разведение способствует комфортному пребыванию детей в учебном заведении.
Возможны ли такие изменения в Украине? Бесспорно! Будет ли это легко сделать в стране, где гимназии и лицеи, которые тоже по закону имеют определенные ступени обучения (гимназия — учебное заведение ІІ—ІІІ ступени — ученики 10—15 лет; лицей — учебное заведение ІІІ ступени — ученики 15—18 лет), имеют право в своем составе иметь классы предыдущей степени обучения? Именно это является причиной того, что в одном помещении находятся, учатся, общаются дети шести и 18-ти лет. Именно поэтому, наверное, родители первоклассников и предпочитают школы-детские сады, ведь, учась в таком заведении с шести до десяти лет, ребенок имеет возможность окрепнуть физически, психически и прийти в старшую школу более зрелым.
Для того чтобы понять любую реформу, необходимо обществу дать мотивацию. Простыми словами объяснить, для чего мы это делаем.
Изменим структуру среднего образования, разведем детей по другим помещениям — создадим условия качественной учебы и комфортного пребывания ребенка в школе І ступени. Позволим ему разносторонне развиваться в гимназии и определиться с профилем учебы в лицее. Избежим конкурсных отборов в заведения І и ІІ ступени. Потому что теперь не нужно бегать за престижным названием. Наконец, сейчас родители начнут выбирать главное — Учителя. Ну, и, соответственно, —качественную учебу и комфортные условия.
Позволим на переходный период действовать двум системам учебы в старшей школе (11-летней и 12-летней) — честь нам и хвала. Не мы первые, поляки уже такое делали. Но главное здесь не кто первый, главное — действовать.
И главное — старшая школа. Мы должны объяснить родителям, почему именно три года, мотивировать их к тому, чтобы их ребенок получал полное среднее образование три года. А для этого и нужно изменить учебные планы. Предложенные планы для применения сегодня — неинтересны. Они ничего кардинально не меняют. Если мы оставим все в таком виде, как сейчас, то подвергнемся опасности потерять старшую школу в сфере общего среднего образования. Потому что, какой смысл сегодня держать ребенка в старшей школе три года, если лучше продолжить получать и среднее, и профессиональное образование в высших учебных заведениях І—ІІ ступеней? Для чего напрасно терять время и протирать штаны в старшей школе, если за пять лет (вместо трех) ты можешь получить профессиональное образование и больше шансов на вступление в высшее учебное заведение соответствующего профиля.
И здесь есть интересный опыт Франции, где 12-й класс заканчивают не все. Если быть точнее, то заканчивают все, но соответствующий документ, который дает право на вступление в высшее учебное заведение после сдачи соответствующих экзаменов, получают не все. Следовательно, учитывая наши реалии, можно старшую школу сделать имеющей ступени с возможностью получения общего среднего образования в 11 классе и получения права на вступление в высшее учебное заведение по окончанию 12-го класса. Вот здесь мы и применим ВНО.
Также скажу о законодательной базе, которую давно необходимо обновить: согласно п. 3 ст. 36 Закона Украины «Об образовании», «учеба в средней общеобразовательной школе начинается с шести-семилетнего возраста», а статья 20 Закона Украины «Об общем среднем образовании» гласит: «Зачисление учеников в общеобразовательные учебные заведения осуществляется, как правило, с шести лет»; еще не внесены изменения в Закон Украины «О военной обязанности и военной службе». Данный Закон осуществляет правовое регулирование отношений между государством и гражданами Украины в связи с выполнением ими конституционного долга по защите Родины. Также в ст. 15 «Призывной возраст. Призыв граждан Украины на срочную военную службу» указанного Закона сказано: «На срочную военную службу в мирное время призываются пригодные для этого по состоянию здоровья граждане Украины мужского пола, которым ко дню отправления в военные части исполнилось 18 лет, и старшие лица, которые не достигли 25-летнего возраста и не имеют права на освобождение или отсрочку от призыва на срочную военную службу (дальше — граждане призывного возраста)». Следовательно, первые выпускники 12-летней школы, еще находясь в ее стенах, достигнут призывного возраста;
Следовательно, предлагаем такие шаги:
— изменить подход к структуре общего среднего образования в части внесения изменений в ступени учебы и сети общеобразовательных учебных заведений. Развести учеников в общеобразовательных учебных заведениях по ступеням и возрасту, разместив старшую школу в заведениях с соответствующей материально-технической базой;
— признать, что старшая школа в той ситуации, которая сложилась сегодня, не готова к переходу на трехлетнюю учебу. Но ни в коем случае не отказываться от этого решения. На переходный период принять временные меры относительно возможности получения полного общего среднего образования определенной категорией учеников в течение двух лет;
— обязательно завершить учебу по программе трехлетней старшей школы и получить соответствующие выводы и рекомендации от Академии педагогических наук;
— изменить типовые учебные планы для старшей школы, четко очертив предметы государственного стандарта, и значительно расширить перечень профильных предметов;
— брать заказ от школ лишь на учебники предметов государственного стандарта, предоставив соответствующее финансирование и возможность учебным заведениям самостоятельно выбирать (решением совета школы) и покупать учебники для профильного образования.