Сколько времени вы уделяете или уделяли воспитанию детей? А сколько нужно было бы? Когда нужно пожалеть, а когда проигнорировать очередные детские прихоти? Где вообще золотая середина, которая будет определять, что вы действительно хорошие и любящие родители, а ваши дети хорошо воспитаны и готовы к самостоятельной жизни?
Пожалуй, ее найти не так просто, хотя попытаться стоит. Интересным в этом контексте нам показался опыт британцев в воспитании детей. Недавно Владимир Спиваковский, основатель лицея «Гранд», описал в фейсбуке 16 правил, которым британские родители обязательно учат детей. Среди них — смотреть в глаза собеседнику; делать неожиданные подарки, даже без повода; при обучении в онлайне не заклеивать жвачкой камеру компьютера; тратить деньги с умом; не возвращаться домой одним поздно вечером и не разговаривать с незнакомцами; открывать бутылку шампанского и не напиваться; знать, когда нужно сказать «нет», когда «да», а когда «может быть»; не опаздывать; чаще предлагать помощь и благодарить; овладевать тайком новыми навыками; звонить и писать родным, чтобы те не нервничали; мечтать о неосуществимом...
Напоследок Владимир Спиваковский спросил у своих читателей, а что бы украинские родители прибавили к этому списку? С этим вопросом мы обратились и к своим экспертам — чему следует учить современных детей, и только ли родителям, или совместно с учителями вести единую линию?
Конечно, рецепт можно совершенствовать, ведь и британские традиции воспитания вряд ли гармонично лягут на украинскую почву. К примеру, у нас родители рассчитывают в основном на бесплатное обучение детей в детсадах и школах, в Британии же все детские сады — частные, школы — бесплатные, но так называемая продлёнка уже за деньги. Рассчитывать на дедушку и бабушек в уходе за детьми у британцев не принято. Старшие люди имеют право на свою жизнь, на отдых и т.д. и сидеть с внуками могут не так часто, как хотелось бы родителям. Поэтому на помощь приходят няни, не дешевые, конечно.
Но, пожалуй, ключевое отличие британского воспитания от украинского — детей учат финансовой самостоятельности с детства: хочешь карманные средства, заработай их, например, помоги соседям с доставкой почты или убери свою комнату. За высшее образование британцы должны платить уже сами без помощи родителей (помогает система получения грантов).
А еще детей в Британии закаляют — в прямом смысле слова, когда мама может гулять в пальто, а малыш — в шортах и футболке. Кроме того, мамочка приходит в парк почитать книгу или пообщаться с другими женщинами, никто не будет бегать за детьми по качелям и каруселям. Правда, детская безопасность в Британии тоже на первом месте — начиная с детской площадки, заканчивая шлемами для катания на велосипедах. Еще одна отличительная деталь — родителями в Британии становятся в основном после 30-35 лет. А это несколько иной уровень ответственности и осознанности отцовства, чем 18 или даже 25.
Конечно, образовательная система тоже накладывает свой отпечаток на формирование ребенка как личности. В школах Британии действуют несколько обязательных правил — школьная форма, участие в благотворительных проектах и ??социальных работах, например, по уходу за жителями дома престарелых. В обучении, в частности в младшей школе, акцент делают на умение самостоятельно получать знания и применить их на практике, занятия в начальной школе проходят в мягкой и игровой форме, когда каждый ребенок развивается индивидуально в соответствии со своими возможностями.
И здесь напрашиваются сравнения с Новой украинской школой. Чтобы ни говорили скептики, что в НУШ дети слишком много играют, но работа в команде, в проектах, интегрированные уроки, умение применить полученные знания на практике — все это закладывалось авторами НУШ. Правда, сейчас почти никто из них не работает в Минобразования и сама реформа со скрипом движется как в младшей школе, так и в средней, где со следующего года ученики 5 классов должны учиться по нушевским программам. Такая неопределенность еще раз подчеркивает роль родителей — какую траекторию воспитания и образования они выберут или подскажут своим детям, такой результат и получим на выходе.
КОММЕНТАРИИ
«ДУМАЮ, ЧТО В ЛЮБОЙ СТРАНЕ СУЩЕСТВУЕТ ГЛАВНОЕ БЕССПОРНОЕ ПРАВИЛО — ЛЮБИТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ»
Ольга БУЗУЛУК, заведующая сектором коммуникации Главного управления Национальной полиции в Волынской области:
— Прежде чем отвечать на эти вопросы самой, я задала их своим дочерям: 9-летней Алине и 6-летней Диане.
Вот то, чему я их учу, по их мнению: не опаздывать в школу, нормально есть, учить украинский язык, красиво писать, смотреть умные мультики и на английском языке, много читать, изучать иностранные языки, тренировать память, играть в развивающие игры, готовить кушать, складывать одежду, мириться, любить близких, хорошо учиться, часть денег отдавать другим, не мешать другим, не возражать маме.
В общем, здесь есть процентов 90 правды. Последний пункт лично меня насторожил: я, конечно, работаю над тем, чтобы пользоваться у них авторитетом, но всегда прислушиваюсь к их мнению и учитываю его, где это нужно. По крайней мере, у нас нет такого, чтобы я категорически была права, и все тут. Мы всегда ко всему идем вместе. Возможно, сказывается моя работа в полиции Волыни, что они так ответили. Но это хорошо, что они отвечают прямо и искренне: они не боятся меня, не боятся, что я сделаю замечание, не боятся непонимания.
Я ежедневно им повторяю главные вещи: заботиться о своей личной безопасности, ценить и любить себя, а также то, что я — их подруга, всегда помогу, поддержу и буду на их стороне.
В моем детстве этого не хватало. Этого не хватало в детстве миллионов девушек и женщин моего возраста, этого не было у наших мам и тем более бабушек. У нас было очень патриархальное общество, подкрепленное стереотипами Советского Союза о роли женщины и так далее. К сожалению, иногда с этим приходится бороться и сейчас. В Великобритании этого нет — это понятно. К примеру, в этом году мне удалось сломать традицию поздравлять только мальчиков 14 октября, ведь это День защитников и защитниц Украины. Пришлось провести целую медиакампанию, но ни в 1 классе Дианы, ни в 4 классе Алины не поздравляли только мальчиков, и это моя победа.
Конечно, мои дети знают о войне, об участии женщин в Вооруженных Силах Украины, они активно участвовали в Революции Достоинства: с маленькой Алиной я ходила на Майдан, а когда Диане исполнилось 3 недели, начала работать волонтером в проекте «Меценаты для солдата» (мы помогали семьям погибших на Востоке).
То есть детей воспитываю в духе патриотизма: в Великобритании это даже не обсуждается, а у нас, к сожалению, это во многом зависит от родителей, потому что не всегда среда и школа этому научат правильно. Даже школьные книги не всегда корректно трактуют те или иные страницы истории Украины, что уже говорить об обычных людях.
Также воспитываю их в духе профессионализма: мы много говорим о будущей работе, кем бы они хотели быть, я учу их финансовой грамотности, откуда берутся и как тратятся деньги. Они понимают, что мама воспитывает их одна и не всегда имеет средства, чтобы купить то, что им хочется. Но оно и не нужно. Это понимание есть, есть осознание, что можно тратить, но нужно и уметь заработать.
Но главное — это порядочность. Я всегда говорю им: главное — быть Человеком. К примеру, они очень любят природу, окружающую среду, все живое на Земле. То, что Алина хочет стать защитницей водного мира, а Диана — иметь приют для животных, — свидетельствует о многом. Правда, я всегда добавляю, что нужно еще и зарабатывать, потому что на одном волонтерстве не проживешь.
Но ориентиры, думаю, даю правильные. Также важно — это собственный пример, который подаешь каждый день. Воспитание — это тяжелый ежедневный кропотливый труд. Я вижу, как они повторяют или подражают мне в определенных вещах и процессах, и в основном я этим довольна. Они умеют правильно сформулировать ответы на вопросы, коммуникабельны и не боятся видеокамер, имеют широкое воображение без границ. Все это я развиваю и приумножаю.
Хочу привить и дать им то, чего не было в моем почти советском детстве. Сейчас много свободы, в частности в интернете. Это тоже нужно уметь фильтровать. Работая в полиции, я вижу, как часто дети становятся жертвами киберпреступников, и своих я умею предостеречь, делаю это каждый день. Информационная безопасность очень важна. Это несложно — установить родительский контроль на пребывание ребенка в интернете. У моих — это до 1,5 часов в день. Полагаю, это всемирная проблема сейчас: куда не зайдешь, везде дети сидят в телефонах, это повсеместно. Мои такого не делают, разве что можем просмотреть фотографии в очереди в поликлинике или они могут помонтировать какое-то видео, ведь ведут собственный youtube-канал.
В общем, я думаю, что и в Великобритании, и в Украине, и в любой другой стране существует главное бесспорное правило — любить своих детей. Там, где любовь, там и самопожертвование, и желание создать наилучшие условия для всестороннего развития, и сопереживание, и поддержка, и утешение. Очень часто вижу картины, как родители издеваются над детьми, и наказание за это у нас ничтожное. Статья 184 КУоАП — это всего лишь предупреждение или штраф. А если происходит что-то серьезное, нужна масса процедур и экспертиз, чтобы все довести до ума. Дети у нас очень обесценены, тысячи детей в детдомах и интернатах, институт усыновления не работает должным образом, люди в большинстве своем бедны и озлоблены и не понимают важности защиты детей. Полиция часто бессильна из-за бестолкового законодательства, профильные службы работают часто ненадлежащим образом и не выполняют своих обязанностей, главная из которых — профилактика. Гораздо легче не допустить совершения надругательства над ребенком, чем потом разбираться в последствиях. Здесь должны работать сообща: и службы, и образование, и соседи, и близкие.
До этого в нашей стране еще, к сожалению, далеко. И я радуюсь, когда подобные случаи действительно удается предупреждать: у нас в полиции вопросы детей всегда в приоритете, но мы должны знать об определенных проблемах, тогда и будет соответствующее реагирование.
«МЕЛ И ДОСКА УЖЕ НЕ СРАБАТЫВАЮТ»
Наталья ПИДЛИСНАЯ, директор коммунального учреждения «Общеобразовательная школа I-III ступеней №8 Винницкой городской рады»:
— Иногда создается впечатление, что наша украинская школа постоянно меняется. Новые запросы, требования, реформы — все требует новых подходов. Но главное, по моему мнению, меняются дети, их взгляды и мысли совсем не такие, как были еще вчера, и мы, взрослые, часто не успеваем за ними, не понимая потребностей, видений и желаний. Почему это происходит? Вопрос риторический. На мой взгляд, педагогам тяжело по многим причинам: заангажированность, низкая мотивация, профессиональное выгорание, нежелание что-то менять, ведь и так можно. Но мел и доска уже не срабатывают! Теперь главное — это мотивация ребенка и дать ему понимание «Для чего мне это все?».
Для современного учителя недостаточно просто читать пункт учебника или считывать презентацию. Теперь мы должны беседовать с детьми на любую тему, даже не по теме урока. А если настроиться и каждый школьный день начинать с улыбки и интересоваться, что произошло в жизни, как настроение, наверное, после этих вопросов ребенок будет раскрепощённее, а главное — будет чувствовать доверие. И вот тогда, как говорится, «можно горы свернуть». Да, профессионализм, знания нельзя отвергать, без них никак, но все же начинать отношения на уровне учитель-ученик следует с эмоций, доверия и веры. И уже на этом фоне воспитывать лидеров, патриотов и инноваторов (как говорит Концепция НУШ).
Наряду с этими вызовами есть еще один — дистанционное обучение. С одной стороны, оно лишает всех участников образовательного процесса живого общения, которое не может заменить никакая электронка, интернет и даже искусственный интеллект, о котором трубят чуть ли не с каждого чайника. С другой стороны, именно дистанционное обучение поставило точку над дилеммой о необходимости или ненужности для учителей знаний по компьютерной грамотности и медиаграмотности. Теперь даже тот педагог, который имеет за спиной десятки лет стажа, без этих новых знаний точно не сможет работать в школе. А еще само дистанционное обучение дает понимание того, как можно научить ценить время друг друга и что обучение — это не только рассказ учителя, но и много источников, к которым можно обращаться и самостоятельно овладевать тем или иным материалом. На сегодняшний день украинская школа еще не готова перейти к тотальной «дистанционке». На мой взгляд, все должно быть дозированно: очное и дистанционное обучение должны «петь» в гармоничном дуэте.
Поэтому если говорить об идеальной школе, то в моем видении это безбарьерное заведение, доступное всем. Это школа с хорошим материально-техническим обеспечением, школа, где все участники образовательного процесса вместе принимают решения, добиваются побед, которые мотивированы и необходимы. Школа, в которой образовательные программы обучения избавлены от лишнего, а нацелены на настоящий деятельный и профильный подход. Как этого добиться? Начинать следует с повышения престижа профессии педагога. Когда государство сможет создать такие условия, чтобы конкурс на места в педагогические вузы составлял несколько человек на место (а не со 110 баллами по математике поступать на физмат). Когда школа будет обеспечена всем необходимым (потому что получается так, что на всех каналах рассказывают о готовности ОШ к «дистанционке», а на самом деле — это едва дышащий старенький ноутбук). К счастью, у украинской школы еще хороший педагогический костяк, это высококвалифицированные, самодостаточные, конкурентоспособные учителя, которые при надлежащей мотивации могут поднять на высокую ступень наше образование и подготовить детей к жизни в современных сверхсложных информационно условиях.
Подготовили Наталья МАЛИМОН, «День», Луцк, Олеся ШУТКЕВИЧ, «День», Винница