«Уже месяц нас кормят обещаниями, что стабилизируется экономическая ситуация в стране, остановится рост доллара и инфляция. За последнюю неделю жизнь в Украине стала невыносимой, это Холокост в XXI веке: продукты подорожали вдвое, лекарства в цене поднялись на 50%, услуги ЖКХ и газ — на 50%, проезд в киевских маршрутках поднялся до четырех гривен», — заявляет представитель инициативной группы Ирина Богданец.
«В понедельник мы дали 48 часов этой власти для стабилизации ситуации в стране, — не заботясь о политкорректности пишет она, — но, кроме публичных заявлений и очередной порции глупых обещаний, ничего не сделано! Наше терпение иссякло: вместе с Евромайданом на пикеты по всей стране выходят бюджетники, пенсионеры и студенты... Мы призываем все областные центры Украины, всех активистов, всех учителей, врачей, коммунальщиков выйти на центральные площади своих городов и требовать от этой власти достойной жизни!» — призывает Богданец.
Ее можно было бы обвинить в излишней эмоциональности. Но в последнее время и экономические эксперты, основываясь на расчетах, обвиняли Нацбанк в том, что выделяемое им для поддержки банков щедрое рефинансирование тут же оказывается на валютном рынке. В результате в стране отмечается рекордное падение гривны — с 8,2 гривны за $1 (на начало года) до 13 гривен.
Похоже, Нацбанк пытается реагировать на критику. С 15 апреля он повысил учетную ставку с 6,5% до 9,5% годовых (прежняя ставка удержалась с 13 августа 2013 года). Центробанк объясняет свое решение «напряженной ситуацией на денежно-кредитном рынке, являющейся следствием ухудшения рыночных ожиданий экономических агентов на фоне общественно-политических событий».
На сайте НБУ пишут, что сложная макроэкономическая ситуация, девальвация гривны и планируемые реформы правительства создают риски для ценовой стабильности. В частности, инфляция в годовом измерении в марте уже увеличилась до 3,4% с 1,2% в феврале. «В целях сдерживания инфляционных процессов и сбалансирования ситуации на денежно-кредитном рынке, — говорится в сообщении, — правление Национального банка считает необходимым принять меры в направлении увеличения внутренней стоимости национальной денежной единицы за счет применения рычагов процентной политики».
В Нацбанке считают, что вместе с другими стабилизационным мерами это позволит повысить привлекательность банковских депозитов, а также положительно повлиять на конъюнктуру валютного рынка Украины. Чтобы сгладить влияние измененной учетной ставки на стоимость введенного в последнее время механизма оперативного поддержания ликвидности банков, решено также несколько снизить цену рефинансирования банков (с трех до двух учетных ставок, или с 19,5% до 19% годовых). НБУ повысил также «рабочую» ставку рефинансирования с 7,5% до 14,5%.
Директор генерального департамента денежно-кредитной политики НБУ Елена Щербакова отмечает, что такое решение НБУ принял с учетом опыта регулирования денежно-кредитного рынка в нестандартных ситуациях. «Оптимальным вариантом действий в подобных условиях является сочетание двух составляющих, — говорит она. — Это максимальная поддержка ликвидности банков с целью своевременного выполнения ими всех своих обязательств. А также содействие увеличению стоимости денежной единицы, в том числе через рычаги процентной политики». Это, по ее словам, «ограничивает спекулятивный спрос на ресурсы и способствует восстановлению ресурсной базы банков».
Соответствующее успокоительное заявление сделал и глава Нацбанка Степан Кубив. Вернувшись на днях с весеннего собрания МВФ и Всемирного банка в Вашингтоне, он пообещал на одном из телеканалов в минимальные сроки навести порядок на финансовом рынке. «В течение двух-трех недель будут реальные средства, полученные Украиной для выполнения двухлетней программы, о которой мы с вами говорили. Это очень крупная сумма, по сравнению со стандартами транширования Международного валютного фонда. Нас заверили, что максимально быстро, выполняя формальные процедуры, эти средства будут предоставлены Украине», — сказал Кубив. Он заверил, что после получения кредитных средств курс гривны стабилизируется. А все финучреждения, причастные к валютным спекуляциям, будут наказаны вплоть до лишения лицензий. «Курс будет значительно ниже, это будет реальная составляющая фундаментального характера. Соответствующие практические действия будет знать вся страна, какие шаги предприняли в отношении спекулянтов, которые зарабатывают эти средства», — заверил главный банкир.
Как относится к действиям Нацбанка и заявлениям его руководства бизнес?
Екатерина МЕЛЕШ, генеральный директор финансовой компании «Центр финансовых решений»:
— Чтобы изменение учетной ставки возымело эффект на экономику — нужно, чтобы эти проценты отражались на стоимости заемных ресурсов, а это не так.
Стоимость заемных средств банков, которая составляется, в том числе, из депозитов населения и юридических лиц, не только не уменьшится из-за новой учетной ставки, а вырастет, ведь учетная ставка НБУ влияет на ставку рефинансирования коммерческих банков Национальным банком.
Андрей АНТОНЮК, председатель совета Федерации работодателей (Киев):
— Деньги и до нынешнего повышения учетной ставки в Украине были, наверное, самыми дорогими в мире. Естественно, это негативно влияло на развитие бизнеса. Из-за этого всем было действительно несладко. А если впереди у нас приток инвестиций, то учетную ставку, а следовательно и кредитные ставки надо было бы, напротив, понизить, с тем чтобы экономика ожила и заработала. Но если сначала повышается деньги, а потом нам обещаются деньги, то бизнес делает вывод: наверное, деньги вряд ли придут. Он понимает, что и без того дорогой финансовый ресурс станет еще дороже. Бизнес понимает: с деньгами у нас проблема из-за большого их оттока из страны. В последние годы бизнес был вынужден 50% своих оборотов тратить на коррупцию — плюс были дорогие деньги. Однако и сегодня уровень коррупции не снизился. А если деньги станут еще дороже. Это чревато тем, что многие предприятия обанкротятся и закроются, люди останутся без работы. А ведь можно чуть-чуть стимулировать экономику, удешевив деньги для бизнеса и ослабив налоговую нагрузку. А без этого у нас появится множество безработных, которые придут в центры занятости. Причем пик такой ситуации, по моему мнению, будет уже к лету. Вместо людей, которые платят налоги, мы можем получить просящую толпу, легко преобразующуюся в толпу требующую.
Сергей КРАВЧЕНКО, эксперт Совета предпринимателей при Кабинете Министров Украины:
— Когда придут деньги МВФ пока совершенно непонятно. Наши доноры, назовем их так, пока, похоже, не знают, кому эти деньги давать. Я думаю, до тех пор, пока в стране нет президента, деньги к нам не придут. Поэтому повышается учетная ставка. Ведь резервы Нацбанка настолько скудные, что с их помощью курс никак не удержать. Да к тому же, на этом спекулянты могут замечательно заработать. Я вчера встречался с одним знающим человеком, и он называл мне цифры, заработанные на валютных играх. Цифры колоссальные, даже невероятные. Спекулянты заработали их, конечно, за счет населения. Схема такая: НБУ дает какому-то банку деньги, а тот уже продает. А когда нужно, деньги возвращаются в Нацбанк. Это так называемая свечка. Такая ситуация на финансовом рынке приводит к тому, что ни экспорт, ни импорт сегодня не работают. Потому что никто не знает, какой завтра будет курс гривны. Если завтра прозвучит выстрел где-то на юго-востоке, то всем понятно, каким будет доллар. Так что наш бизнес сегодня стоит словно замороженный. К тому же, начались его непонятные тотальные проверки, которые обозначают как плановые, хотя в планах их не было. Чего хотят добиться? Нам говорят: затянем потуже пояса. Мы не против, но сделайте кредитный ресурс дешевле, чтобы наша молодежь могла открывать свой бизнес. Сегодня это практически невозможно. Потому что кредиты от 35% — это еще не предел. Есть банки, предлагающие депозиты по 28,5%. Какие у них можно взять кредиты? Ведь в сфере обслуживания прибыль 15—20% годовых. За счет чего погашать кредит? Поэтому бизнес в стране практически не работает, а заработать что-либо можно лишь на спекулятивных операциях. Малый и средний бизнес просто в плачевном состоянии.
P. S. Нацбанк временно отключил 14 банков от системы подтверждения соглашений на межбанковском валютном рынке, сообщает сайт НБУ. Причиной такого решения названы обменные курсы, которые выставлялись этими банками на валютном рынке и таким образом оказывали «дестабилизирующее влияние» на курс гривны и «формировали негативные ожидания». Принятые меры направлены на стабилизацию рыночных ожиданий обменного курса гривны и способствуют принятию более взвешенных управленческих решений субъектами валютного рынка, указывается в сообщении НБУ. При этом банки, подвергнувшиеся санкциям, не называются. Но в результате доллар сразу же подешевел на 75 копеек.