Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Африканский рейд

Как украинские миротворцы в Сьерра-Леоне преодолевают языковой барьер и борются с непогодой
17 марта, 2004 - 00:00

Сегодня на Африканском континенте выполняют задачи миссии ООН уже два украинских миротворческих контингента. Один из них — 4-й отдельный ремонтно-восстановительный батальон (орвб) ВС Украины дислоцируется в Сьерра- Леоне, другой — 56-й отдельный вертолетный отряд (ово) — в соседнем государстве Либерии.

Основная задача украинских ремонтников в Сьерра-Леоне — обеспечение надежной работы бронированной и автомобильной техники других государств. Каждый из этих контингентов имеет свою зону ответственности, маршруты патрулирования, места установки блок-постов, находящихся в африканских джунглях, где и дорог, в их европейском понимании, нет.

Один из таких контингентов — замбийский — дислоцируется в Тонго. Его численность около 800 человек. Для выполнения миротворческих задач и собственного жизнеобеспечения замбийцы имеют 10 бронетранспортеров (БТР-60), 10 грузовиков Урал-375 и 5 ЗИЛ-131. Их техническое обслуживание и ремонт — забота украинских миротворцев, что предусмотрено меморандумом между Украиной и ООН. Практическое его выполнение возложено на военнослужащих 4-го орвб. А непосредственным выполнением занимаются небольшие ремонтные бригады батальона, действующие автономно, в отрыве от основного контингента.

В составе украинской ремонтной бригады, дислоцирующейся вместе с замбийским контингентом в населенном пункте Тонго шесть профессионалов-ремонтников. Обязанности старшего ремонтной бригады выполняет опытный специалист по эксплуатации и ремонту бронетанковой и автомобильной техники прапорщик Александр Путятин. Он уже во второй раз на Африканском континенте и имеет достаточный опыт для выполнения задач в составе автономных ремонтных бригад. В Тонго под его руководством работают прапорщик Сергей Восолатый, сержанты Сергей Зогий, Евгений Дзюбак, Александр Гой и младший сержант Валерий Коровченко.

Понимая сложность выполнения задач в отрыве от основного контингента, командование 4-го орвб подбирало в бригаду лучших специалистов-ремонтников из разных рот батальона. Благодаря их мастерству в тяжелых условиях африканских джунглей ежедневно все 15 автомобилей замбийского контингента выезжают исправными для выполнения задач миссии.

Для этого каждое утро перед выездом украинские ремонтники делают технический осмотр и обслуживание техники, и только после этого дается разрешение на эксплуатацию. Другие ремонтники готовят к выезду на патрулирование бронетранспортеры. А после выхода техники из парка украинские миротворцы занимаются восстановлением грузовиков и БТР, которые нуждаются в ремонте после изнурительных рейдов по бездорожью. Замбийские водители, чья техника находится на обслуживании, также не стоят в стороне — они работают с нашими ребятами в одной дружной команде.

Вообще замбийские водители довольно ответственно эксплуатируют автомобили и БТР, руководствуясь жестким правилом — за исправное состояние техники отвечает водитель. Это правило установило командование замбийского контингента. И если во время ремонта техники окажется, что причиной выхода ее из строя были непрофессиональные действия водителя, последний будет наказан. Причем наказание может быть довольно строгим. По словам Александра Путятина, однажды замбийский водитель получил 42 суток ареста за то, что по его вине перегрелся двигатель автомобиля. Причем все это время он просидел на гауптвахте, которая у замбийцев сделана в виде ямы.

Впрочем, такие случаи — это скорее досадное исключение. По словам наших ребят, серьезные поломки, когда техника выходила из строя по вине замбийских водителей, встречаются довольно редко.

ГДЕ «МЕРСЕДЕСЫ» НЕ ПРОЙДУТ...

Основной причиной выхода техники из строя остаются дороги, или точнее их отсутствие и климат, в котором несут службу наши миротворцы. Чтобы представить хотя бы приблизительно все эти условия, необходимо несколько слов сказать о месте дислокации замбийского контингента, а значит и наших ремонтников во главе с прапорщиком Путятиным.

Населенный пункт Тонго расположен на юго-востоке Сьерра-Леоне у подножия гор, покрытых вековыми джунглями, и известен далеко за пределами Сьерра-Леоне благодаря алмазным месторождениям. Алмазы здесь добывают в песчаном грунте, открытым способом, поэтому вся территория вокруг Тонго представляет собой множество ям и насыпей промытой породы.

Расстояние между Тонго и небольшим поселением Пангома, через которое проходит маршрут патрулирования замбийских миротворцев, — 12 километров. Однако во время сезона дождей это расстояние приходится преодолевать около двух часов. С неба не просто капает, а стоит стена из воды. Дожди могут идти днями. В этот период земля просто не может впитывать в себя воду, и она потоками стекает в долины. В результате дороги имеют вид раскисшего болота, с канавами, заполненными водой до самого верха.

Учитывая тяжелые климатические условия и надежность украинской техники, замбийские миротворцы предпочитают именно ее, а не те автомобили, которые есть в их постоянном обеспечении. Между прочим, среди них грузовики марки «мерседес» и внедорожники «лендроверы». Так, когда замбийский командир выезжает по делам в непогоду, впереди него едет украинский грузовик, которому отведена роль тягача на случай буксования командирского автомобиля.

ЯЗЫКОВОЙ БАРЬЕР

Именно эти неплохие показатели украинской техники, а значит и постоянная ее эксплуатация, добавляют работы нашим ремонтникам. Но украинцы на это не жалуются. Они готовы в любую погоду качественно и умело выполнять поставленные задачи. Все работы на технике украинские миротворцы выполняют под открытым небом. Каких-то специальных навесов от дождя или жары просто не существует — это Африка.

На первых порах во время ротации украинского батальона и замены ремонтных бригад нашим ремонтникам было нелегко решать вопросы с замбийскими коллегами. Преградой был языковой барьер. На ломаном английском мог общаться только прапорщик Сергей Восолатый. Но через некоторое время, в ходе совместной работы на технике и при решении других вопросов с миротворцами из Замбии, наши ребята овладели тем минимумом, который понятен для каждой стороны.

Правда, когда возникает какой-то сложный вопрос, когда нужна детализация, без посторонней помощи не обойтись. Переводчиком в такой ситуации выступает местный полисмен капитан Мозес, который хорошо владеет английским и русским языками. В свое время он семь лет учился в Воронежском институте на историческом факультете. А сегодня он занимает должность заместителя начальника местной полиции и является довольно влиятельным человеком в своем городке. Однако, несмотря на достаточно высокую должность, Мозес с удовольствием помогает в общении украинским миротворцам. А те в свою очередь отвечают гостеприимством африканцу. За чашечкой чая для наших ребят открывается много нового из жизни местного населения.

БЫТ АВТОНОМНОЙ БРИГАДЫ

Проживает ремонтная бригада в палатке, разбитой на территории замбийского контингента. Рядом с украинской палаткой находится стоянка техники, а в тридцати метрах разбиты палатки замбийцев. Для приготовления пищи у украинцев есть газовая плита, которую им выделили замбийские коллеги. Раньше приходилось довольствоваться «керосинкой».

Замбийцы не слишком жалуют прогрессивные технологии, почти всегда они готовят себе пищу на открытом очаге в большом котле. У украинцев за приготовление пищи по собственному желанию взялся сержант службы по контракту Александр Гой. Ежедневно он поднимается раньше всех и колдует над котелками, понимая, что от этого будет зависеть настроение коллег на целый день. Хорошо изучив вкусы своих товарищей, Александр ежедневно раскрывает свой талант повара и балует товарищей пищей собственного приготовления.

Возможность импровизировать с продуктами хоть и невелика, но все-таки есть. Продукты наша бригада получает из базового лагеря украинского контингента. Их доставляют в Тонго раз в неделю с помощью вертолета. Этим же рейсом получают продукты и замбийцы.

Ремонтники хранят продукты в холодильниках у замбийских коллег. Вся посуда после приема пищи моется и складывается в металлические ящики. В них также хранятся продукты, которым не нужен холод (сок, хлеб, печенье, джемы и тому подобное). Такая перестраховка, в первую очередь, связана с тем, чтобы предотвратить доступ к продуктам и посуде грызунам, которые в этом регионе являются активными разносчиками лихорадки Ласо.

Питьевая вода привозная. Перед применением ее обязательно кипятят, заливают в канистры и ставят для охлаждения в холодильники. Комфорта в проживании в палатке добавляет кондиционер, который можно использовать в разных режимах. В сезон дождей приходится включать кондиционер и на обогрев, чтобы просушить от чрезмерной влажности палатку и личные вещи. Ведь днем температура воздуха под сорок градусов, а к ночи может опуститься до пятнадцати.

С окончанием рабочего дня, в семь вечера, уже смеркается. А через пятнадцать минут в Африке уже наступает ночь. Вечером активизируется жизнь насекомых и комаров. Поэтому, защищаясь от их укусов, все одевают штаны и куртки. Не помешает воспользоваться противомалярийными репеллентами. В ночное время в палатке защитит от комаров натянутая над кроватью противомоскитная сетка. Кроме того, поджигаются и включаются промышленные отпугиватели, которые в большинстве случаев ориентированы на выделение снотворного запаха для насекомых.

Особых развлечений в вечернее время нет. Одни читают книги, другие играют в шахматы, пишут письма родным. Но, по словам самих миротворцев, после напряженного дня иногда просто хочется выспаться, поскольку изматывает не так работа, как жара. Хотя есть еще одна, общая, так сказать, отдушина: все вместе воспитывают общую любимицу — обезьяну по кличке Сайман. Случайно она забрела на территорию лагеря и облюбовала дерево рядом с палаткой наших ремонтников. С тех пор уже больше двух месяцев живет на нем. За это время она стала совсем ручной. В часы отдыха и по вечерам она забавляет миротворцев своей непосредственностью, получая в награду разные лакомства — бананы, йогурты, печенье.

На праздники, да и просто так, в гости к украинцам заходят их замбийские друзья — сержанты Джозеф, Викторий и прапорщик Остана, с которыми сложились довольно теплые отношения. О том, что замбийское командование хорошо относится к нашим ребятам, говорит и тот факт, что украинцы за 25 центов могут звонить домой из замбийского контингента. А это для наших миротворцев как глоток свежего воздуха, после которого забываешь об усталости.

Олег МАТЕНКО, майор, Сьерра-Леоне
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ