Ежегодно в марте в Национальном антарктическом научном центре Украины торжественно провожают очередную экспедицию ученых на дальний материк. Через определенное время домой возвращаются их предшественники. Так было на протяжении последних 19 лет, со времени, когда Украины получила от Великобритании станцию «Академик Вернадский» и проводит на ней собственные исследования. Но в этом году, когда отправиться должна была юбилейная 20-я экспедиция, все могло пойти наперекосяк. Еще несколько дней назад в антарктическом центре с тревогой думали над тем, удастся ли вернуть в Украину 21-ю экспедицию, отправить следующую и рассчитаться за аренду судна. Потому что выделенных из бюджета средств на это не хватало. Напомним, что собственного судна для довозки ученых на станцию у Украины нет, поэтому каждый раз приходится нанимать иностранный корабль. В этом году стоимость фрахта составляет один миллион 400 тысяч евро.
— Те средства, которые были предусмотрены государственным бюджетом в Антарктической программе, были выделены полностью. Но дело в том, что станция расположена на острове, там нет аэродрома, и сообщение с ней возможно лишь в короткий период навигации кораблем. Когда курс валюты прыгнул, оказалось, что, даже когда программа профинансирована полностью, на фрахт не хватит. Это ставило под угрозу всю нашу деятельность в Антарктиде от начала и до конца, — рассказал советник министра образования и науки Максим Стриха.
«НЕ ВСЕ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ СЧИТАЮТ, ЧТО НАМ НУЖНО СОХРАНЯТЬ АНТАРКТИЧЕСКИЙ СТАТУС»
Уладить проблему удалось буквально в последние дни. С кем договаривались и как, ученый не уточнил, лишь намекнул, что далось такое решение нелегко, даже несмотря на то, что сохранение антарктического статуса Украины прописано в коалиционном соглашении. Поэтому были риски, что этот пункт будет нарушен. По словам Максима Стрихи, утратить этот статус в настоящий момент, даже несмотря на затруднительную экономическую ситуацию, нельзя ни в коем случае.
— Далеко не все в правительстве были убеждены, что нам нужно сохранять этот антарктический статус вообще. Он важен в потому, что Антарктида — это большинство мировых запасов пресной воды, это запасы биоресурсов, полезных ископаемых, если начнется хозяйственное освоение Антарктиды, что не исключено, государства, которые являются членами этого антарктического клуба, возьмутся за свои участки. Важно, чтобы мы эту возможность не утратили, и это не только высокая наука, но и экономические интересы нашего государства. С точки зрения науки мы являемся частью большого научного мирового сообщества, то, что мы делаем, чрезвычайно важно, наша станция расположена в уникально благоприятной точке Антарктиды с точки зрения исследований. Там легче всего исследовать колебания края озоновой дыры, легче всего исследовать влияние глобального потепления на таяние ледников и на биоразнообразие, — аргументировал Максим Стриха.
Заодно рассказал, каким образом наши ученые преодолевают путь к станции. Их перевозят корабли, которые обычно везут на ледовый материк так называемых антарктических туристов. В запасе ученых есть несколько дней, когда можно дойти до острова, тогда осуществляются все эти операции. Осуществяется фрахт судна, которое по пути закупает в самых дешевых портах Латинской Америки недорогие продукты и топливо. Советник министра отмечает, что экономия здесь очень важна. Ученые доставляются туда уже самолетом, на самом юге Аргентины или Чили они пересаживаются на корабль и доставляются к месту назначения. Описываем этот путь не просто так, а чтобы показать реальную картину, как мизерно финансируется наука в Украине, к сожалению. Хотя потенциал имеем чрезвычайно высокий.
«СО ЗВАНИЕМ АНТАРКТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА И СКУПЫМ БЮДЖЕТОМ»
Нынешний бюджет на антарктический центр составляет 33,2 миллиона гривен, а планировалось выделить 37,3 миллиона. И то, это лишь две трети от потребности. Кабинет Министров должен внести изменения в государственную смету до 15 февраля 2015 года, так что эта цифра должна вырасти. Но как будет работать станция на материке и научный центр в Киеве дальше, когда денег все равно катастрофически не хватает? Пресс-атташе центра Владимир Бочкарев рассказал, что оборудование на станции устаревшее, его давно никто не менял, а закупить новое — нет возможности. Наш «Академик Вернадский» остался единственной станцией в Антарктиде, не имеющей своего интернета. В мире современных технологий это нонсенс. Необходимую антенну в киевском научном центре приобрели, уже полгода она стоит без работы, потому что нет возможности доставить ее на ледник. И не уверены в центре, что удастся осуществить это желание с отправкой 20-й экспедиции.
— Пытаемся выходить из положения таким образом, что кооперируемся с другими учеными, обращаемся к нашими зарубежными коллегам, у кого есть оборудование, приглашаем, чтобы ехали к нам. Они нам оборудование, а мы им условия для работы на станции создаем. А наука наша работает и требует финансов. У нас есть что сказать и показать, ученые уже теоретически разработали много разработок для фармакологии, медицины, экологии, но в практику это не внедряется, потому что на все нужны средства, — подводит итог Владимир Бочкарев.
Отправится 20-я экспедиция не в полном составе — всего 12 человек, раньше было 15–17. Не будет научного сезонного отряда, то есть ученых, работающих во время пересменки, будут только те, кто будет зимовать. Но ученые вздыхают с облегчением, что удалось выйти из положения хоть так, со скупым бюджетом, зато со званием антарктического государства. Правда, внимания от государства, а может, и общества, нужно значительно больше.