Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Александр ЗЛОТНИК: «Дружба — понятие круглосуточное»

20 ноября, 1998 - 00:00

22 ноября во Дворце «Украина» пройдет вечер «Складає музику любов».

— Александр Иосифович, действуете по принципу: «хочешь праздник — организуй его сам»?

— Это будет встреча друзей. Сидеть несколько часов на сцене и принимать подарки я не хочу. Зрителей ждут приятные сюрпризы. Один из них — выступление Повалий в дуэте с Филиппом Жмахером. С последним мы недавно подписали контракт. Обладатель Гран-при «Славянского базара-95» отныне будет работать в Украине. Мы привыкли создавать таланты, а блистать им доводилось на чужбине. Я решил сломать этот стереотип. Филипп — уже состоявшийся артист с прекрасными вокальными данными. Мы готовим совместный сербскоукраинско-английский проект.

Жду гостей из ближнего зарубежья: Вахтанга Кикабидзе, Илью Резника, Александра Серова и Иосифа Кобзона (если он не ляжет на операцию по удалению опухоли в желудке). Заверяю вас, что «свадебных генералов» на моем вечере вы не увидите. У меня выработалось жизненное кредо: «Дружба — понятие круглосуточное, а совместная работа — это тоже дружба».

— До сих пор нет единого мнения, есть ли в Украине шоу-бизнес? Чаще склоняются к тому, что имеем лишь всплески отдельных кланов. А вы как считаете?

— Я считаю, что у нас есть шоу-бизнес. Он не такой мощный, как хотелось бы. Деловые люди неохотно вкладывают деньги, так как хотят тут же получить прибыль. Рискуют единицы, те, кто думает о завтрашнем дне, которым небезразлична судьба украинской эстрады. Нестабильная экономическая ситуация в стране не позволяет создавать широкомасштабные проекты, не оглядываясь. Нужно подстраховываться, дабы не оказаться у разбитого корыта.

— Вы стояли у истоков телерадиопроекта «Шлягер», прорубившего «окно» в ныне многочисленные хит-парады. Не жалко, что ваше бывшее детище сдало позиции и не оно теперь эталон популярности на украинской эстраде?

— Не только жалко, но и обидно. Правда, надеюсь создать нечто совершенно новое. Идея «Шлягера» очень хорошая. Грех ее выбрасывать на свалку. На ошибках учусь. С возрастом стал лучше разбираться в людях.

— Вы — вице-президент корпорации «Славянский базар». В этом году ситуация вокруг Международного фестиваля искусств была доведена до абсурда. Практически под одним названием прошли два разных мероприятия. Ваш стал транзитным — Одесса — Саратов, другой состоялся в Витебске. Может, пора помириться?

— Я считаю, что нельзя распылять фестиваль на несколько «Славянских базаров». Действительно, пора спокойно договориться. Пойти на компромиссы всем участникам конфликта, выработать единый план действий. Надеюсь, что здравый рассудок победит. Мы уже встречались с Игорем Крутым (он в этом году провел фестиваль в Витебске). Могу сказать, что мы одинаково смотрим на сложившуюся ситуацию — у нас нет по этому вопросу расхождений. Прекрасно понимаю, что шлейф долгов президента корпорации «Славянский базар» Сергея Винникова бросает тень и на меня как его партнера. Я ни о чем не жалею. Впервые за последние годы Украина не должница, наоборот: нам должны.

— Но для Одессы совершенно не подходила схема Витебска, когда на нескольких площадках одновременно проходят разные акции. Отсюда пустые залы. Да и одесситы перекормлены знаменитостями, их ничем не удивишь.

— К тому же, мы столкнулись еще с интересами местного шоу-бизнеса. Перебили им работу, привезя на одну неделю столько звезд, что в ближайшие пару месяцев уже делать стало нечего. На войне, как на войне! Куда-то исчезали афиши. Согласитесь, 5 тысяч плакатов — вполне достаточно. Но... в июле их как корова языком слизала. Зато теперь ими до сих пор пестрит город.

Я шишки набил, и теперь понимаю, что делить конкурс на два города нельзя. Все акции надо проводить на одной площадке. Никаких параллельных концертов. Отрицательный результат — тоже результат.

— А что же будет с призовым фондом победителям? Висит долг еще с 1995 года Наталье Могилевской, ни копейки не получили прошлогодние финалисты, и с Катей Бужинской не рассчитались?

— Я отвечаю за итоги этого года. Свою долю — 22 тысячи долларов мы перевели на счет корпорации «Славянский базар». Старые долги Сергей Винников пусть сам платит. Более того, себе в ущерб я отдал часть суммы лично Бужинской.

— Астрологи говорят, что Скорпионов жизнь нередко загоняет в угол, вынуждает работать на пределе сил. Сами себе придумывают трудности, а потом их героически преодолевают. Портрет на вас похож?

— Очень верно подмечено. Подчас думаю: и зачем мне нужны лишние хлопоты? Но раз впрягся в воз, то нужно везти. Себя не переделаешь. Доля такая.

— С шоу-бизнесом немного разобрались. А теперь откройте свой секрет, как вы пишете песни?

— Я, наверное, разочарую вас, но каждый раз это совершенно другая история. Роберту Рождественскому я предлагал уже готовые мелодии. Он слушал, а потом появлялись стихи. Так же мы работали с Юрием Рыбчинским, Ильей Резником. Летом решили «цепочку» изменить. Я сейчас пишу мелодии на предложенные тексты. Конечно, если не привязан к строчкам, нет еще заданной темы, то появляется больше свободы для творчества. Но, как правило, сочиняя, уже представляю, кто ее может исполнить. В стол не пишу, работаю на заказ. Знаю вокальные данные певцов, как выигрышно подать их голос. Мелодия может появиться в самый неожиданный момент. Основную тему стараюсь запомнить. А коли забыл сам, то она никому не нужна. Пробую разные аранжировки. Ведь сочинить совершенно оригинальную мелодию — это на уровне изобретения. Для меня песня должна быть генетически близка человеку, иметь свою биографию, музыкальные особенности страны, свою ладовость.

— После смерти Назария Яремчука вы помогли с квартирой в Киеве его сыновьям, продюсируете Дмитрия. Почему взвалили на себя эту нелегкую ношу?

— А кто им будет помогать? С Назарием мы дружили. Когда произошла трагедия (а смерть в расцвете лет — это всегда ужасно), я дал себе слово помочь поставить на ноги его детей. Уверен, что если бы что-то произошло со мной, он бы тоже не оставил без помощи мою семью. Дружба предполагает быть вместе в радости и в горе. Мальчики у него очень талантливые, скромные, работоспособные, хорошо учатся. Такими детьми Назарий мог бы гордиться.

— Интересно, а занимались музыкой вы всегда с удовольствием или были периоды в вашей биографии, когда садились за инструмент из-под палки?

— Музыка всегда меня очаровывала. В 7 лет услышал, как выступали дети из музыкальной школы. Это так потрясло. Захотел научиться играть на любом инструменте, стал упрашивать родителей. В ту пору мы жили в Белой Церкви, отец строил дом. Жили скудно, и мечтать о дорогом инструменте даже не мог. Спасибо родителям, купили баян и самоучитель. Я был на седьмом небе от счастья. Инструмент поставил вверх ногами. Два дня моих попыток извлечь звуки ни к чему ни привели. С ужасом решил, что туп и совершенно бездарен. Мама, видя мой крах, повела к педагогу в музыкальную школу, и все стало получаться.

Как обычному ребенку, мне хотелось развлекаться, а не сидеть за гаммами. Побегу на берег реки Рось, там рыбаки удят рыбу. Спрячусь и плачу: «Какой я несчастный! Они занимаются настоящим делом, такое удовольствие от жизни получают, а я играю на баяне с утра до ночи». Действительно, не имел ни одного выходного. Лишь когда повзрослел, втянулся в этот ритм. Понравилось учиться в школе-интернате при Киевской консерватории. Появилась конкуренция: кто лучше играет.

— Вы помните, за что получили первые деньги и как их потратили?

— После седьмого класса отрабатывал на заводе практику (раньше была такая трудовая повинность). Нас использовали на подсобных работах. За месяц получил 30 рублей, отдал в семейный «котел». А первый творческий гонорар получил за песню «Ты не веришь» (слова Владимира Кудрявцева). Ее исполняла Татьяна Кочергина. Дальше пошло-поехало. «Солнечный трамвай» пели масса коллективов и солистов: «Красные маки», «Цветы», Леонид Сметанников, Назарий Яремчук, Валентина Толкунова, Иосиф Кобзон. Она стала популярной в Польше, Болгарии, Чехии и Югославии.

— Что-то мы все о делах беседуем. А как рядом с вами оказалась «спортсменка, комсомолка и красавица» Ольга?

— Нас познакомил певец и «сердцеед» Александр Серов. Мы с ним давние приятели, знакомы еще с тех пор, когда он работал с группами «Свитязь», «Черемош», исполнял несколько моих песен. Вначале я особого внимания не обращал на его обещания познакомить с девушкой. Это произошло в доме моего соавтора Игоря Лазаревского. Как только Ольгу увидел, то понял: пропал, именно эта 18-летняя красавица станет моей женой. Теперь можно похвастаться, что не ошибся в выборе. Сыну Илье 14 лет, а уже моего роста. Ему ближе ди-джеевская работа. Любит повозиться с компьютером, по-своему сделать аранжировки мелодий. Чувствует стиль, вкус у него хороший.

С поступлением Ольги на режиссерский факультет Университета культуры и искусств можно говорить о будущем клане Злотников. Учится она очень прилежно. Второе высшее образование сама решила получить. Семейственность в искусстве — это хорошо! Когда близкие люди живут интересами друг друга, то масса проблем решается.

Свой возраст — 50 лет — совершенно не чувствую. Думаю, что просто подошел к середине жизни. Еще столько планов хочется реализовать: искать, сочинять. Жить!

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ